Раздел «Хукат» учит нас, каким образом необходимо ритуально очиститься от нечистоты мертвого человеческого тела с помощью пепла красной коровы. Сама идея о том, что смерть оскверняет человека является унизительным для человека. Более того, сам факт того, что человек смертен, является унизительным для человека и мы понимаем откуда он проистекает – из греха поедания плода Дерева Познания. И нам необходимо исправить его, поскольку недопустимо навсегда оставить ситуацию победы смерти над человеком. И поэтому Тора дает нам понять с помощью специальных законов красной коровы, что в будущем смерть будет устранена из мира и нечистота мертвого человеческого тела исчезнет.
Каким же образом это произойдет?
Мы видим, что здесь в символическом виде происходит воссоздание процессов смерти и возрождения мертвых (см.
Бемидбар 19:1–6).
Берут самое крупное домашнее животное – корову, не быка, который больше по размерам, но не несет внутри себя потенциала новой жизни,
– красного цвета, символизирующего жизнь, без изъяна, то есть без всякого ущерба,
– на которой не было ярма, то есть совершенную по всем параметрам.
В дополнение берут самый крупный вид растительного мира на Ближнем Востоке в древние времена, кедровое дерево, и самый миниатюрный – эзов. А также червленую нить, символизирующую червя, малую форму органического мира – и, как указывает Тора, весь этот спектр растительного и органического миров вместе, сжигают до уровня пепла, самой незначительной формы жизни.
Этот пепел противоположен любому формообразованию, у него нет никакого материально-жизненного воплощения, он – самый явный образ отсутствия жизни, смерти.
И что делают с этим пеплом, символизирующем смерть?
– Растворяют его в сосуде с живительной (очистительной) водой. А что такое живительный сосуд? – Это образ человека, в котором жизнь, его вечная душа, струится бесконечно. И созданной таким образом очистительной водой можно очищать от смерти, вызывать к жизни. Резюмируя, можно сказать, что весь этот процесс очищения пеплом красной коровы представляет собой символический процесс утери жизни, гибели, а затем ее возвращения после смерти.
Но возникает вопрос, почему же мудрецы назвали этот очистительный процесс, который мы так просто объяснили, тайной, которую невозможно понять, а его законы – חֻקָה [х̃ука́], то есть закон Царя, принимаемый к выполнению без объяснений?
Ответ заключается в том, что человеку не дано понять переход от жизни к смерти и от смерти к жизни. Это переход останется навсегда загадкой Творца.
Нет комментариев