СЕРГЕЙ ФЕДОРОВИЧ БОНДАРЧУК.🌷🌷
Сергей Бондарчук прожил невероятно насыщенную жизнь, оставив после себя несколько шедевров киноискусства. По части масштабных постановок ему не было равных. Да и сейчас вряд ли найдется режиссер, способный превзойти его в создании настолько глубоких фильмов.
Сергей Бондарчук родился в селе Белозерка (современная Херсонская область, Украина) 25 сентября 1920 года. Его отец был коммунистом и председателем колхоза, мать там же работала. Через несколько лет в семье родилась дочка Тамара.
Вскоре после рождения детей семья перебралась в Таганрог, затем в Ейск. Здесь прошли детские и юношеские годы Сергея. После окончания школы отец настоял, чтобы сын пошел учиться на инженера. Однако Бондарчук-младший был категорически против. Он с детства он участвовал в художественной самодеятельности и мечтал стать артистом. В результате Сергей поссорился с отцом и, ничего не сказав, отправился в Москву.
Приехав в столицу, Бондарчук и его друг подали документы в театральное училище и стали ждать экзаменов. Несколько дней ночевали на лавочках, а когда наступил день сдачи, то вдруг испугались и забрали документы назад. Друг уехал домой, а Сергей, не желавший видеть отца, отправился в Ростов-на-Дону. Здесь ему посчастливилось поступить в театральное училище.
В 1941 году Бондарчука призвали в армию. Год он прослужил в театре Красной армии в Грозном, затем был призван на фронт. Сергей прошел все ужасы войны и демобилизовался лишь в 1946 году. Этот опыт наложил отпечаток на все его творчество.
Вернувшись к мирной жизни, Сергей закончил актерский факультет ВГИКа и стал актером. О режиссуре не думал.
В 1948 году произошло два важных события в жизни Бондарчука: он впервые появился на экране в роли Валько в картине '"Молодая гвардия"' и женился на актрисе Инне Макаровой.
Это был уже второй брак для Сергея. Впервые он женился еще до войны, но брак оказался неудачным. В мае 1950 года в семье Бондарчук родилась дочь Наталья. Впоследствии она пойдет по стопам отца и станет режиссером.
В работе у Сергея все было хорошо. В 1950 году он сыграл в фильме '"Кавалер Золотой Звезды'", через год исполнил главную роль в картине "'Тарас Шевченко"' (1951). Фильм понравился Сталину и в 1952 году Бондарчук получил звание народного артиста СССР. Это был беспрецедентный случай: в 32 года еще никто не достигал таких высот.
Вскоре Бондарчук доказал, что действительно имеет незаурядный талант. Его игра в фильме "Отелло" (1955) была по достоинству оценена не только в СССР, но и на международных кинофестивалях. Успех был огромный. Во время съемок "Отелло" Сергей Бондарчук познакомился с актрисой Ириной Скобцевой. У них завязались романтические отношения. Макарова быстро раскусила Сергея, но скандалов не закатывала. Они разошлись мирно, и в 1959 году Бондарчук женился на Скобцевой.
Имея достаточно большой опыт в кино, Сергей Бондарчук решил попробовать свои силы в режиссуре.
В 1959 году состоялся его дебют в качестве режиссера- "Судьба человека".
Фильм имел большой успех у зрителей, заняв пятое место в прокате, а Сергей получил Ленинскую премию. Это событие заметно улучшило его жизнь: Бондарчук получил новую квартиру, вырос его авторитет. В семье Бондарчука и Скобцевой родились дочка Алена и сын Федор.
Над своей главной работой – эпопеей "Война и мир" (1968) – Сергей Бондарчук работал семь лет. Роль Пьера Безухова он сыграл сам, роль Элен отдал жене, а на роль Наташи Ростовой утвердил Людмилу Савельеву. Первая часть эпопеи была закончена в 1965 году и показана на Московском фестивале.
Это было грандиозное зрелище, которого еще не знал мировой кинематограф. В картине участвовало 120 тысяч статистов, и это событие было занесено в Книгу рекордов Гиннесса. По части батальных сцен Бондарчуку не было равных в мире. Фильм получил в 1968 году "'Оскара"' как "лучший иностранный фильм", и до сих пор остается одним из самых дорогостоящих в истории кино.
В 70-80-х годах Сергей Бондарчук снял такие фильмы, как: "Они сражались за Родину" (1975), и получил награду на фестивале в Карловых Варах. В этой работе Бондарчук отошел от официозного изображения войны, показав горькие сцены сражений.
В 1978 году режиссер экранизировал любимую повесть Чехова, поставив фильм "'Степь"'.
"Тихий Дон" стал последней работой великого мастера. 20 октября 1994 года Сергей Бондарчук умер от инфаркта.
КАК СНИМАЛИ ФИЛЬМ "ВОЙНА И МИР"
Реж. С. Бондарчук.
Создание эпопеи заняло около 7 лет. Съёмки «Войны и мира» начались 7 сентября 1962 года со сцены расстрела французами поджигателей города (эпизод вошёл в заключительную, 4-ю серию). Затем снималась сцена русской охоты.
С декабря 1962 по май 1963 года съемочная группа с 150 вагонами оборудования была в экспедиции — в Закарпатье, в Мукачево. Там были сняты эпизоды Шенграбенского и Аустерлицкого сражений 1805 года.
Из-за морозов пришлось отложить постановку этих сражений, в Закарпатской области была отснята ещё 231 сцена, съёмки которых изначально планировали в другом месте. Так, в заснеженной местности и при участии 3000 солдат Прикарпатского военного округа Советской Армии (2500 во французской форме и 500 в русской) было снято сражение под Красным. Шенграбенское сражение отсняли в районе села Куштановица, битву под Аустерлицем — в окрестностях Свалявы.
Для съёмок фильма были использованы коллекции 40 музеев страны, свыше 40 предприятий производили вооружение и экипировку, от табакерок до телег. Было изготовлено 9 тысяч костюмов, 12 тысяч киверов, 200 тысяч пуговиц, точные копии русских и французских наград (орденов и медалей), оружия.
Центральную панораму Бородинского сражения начали снимать 25 августа 1963 года — в день его 151-й годовщины. В массовке, изображавшей две армии, было занято около 15 тысяч человек пехоты, сформирован полк кавалерии в 950 сабель. У каждого из них было оружие, исторический костюм. На постановку «боя» израсходовали 23 тонны взрывчатки и 40 тысяч литров керосина, 15 тысяч ручных дымовых гранат, 2 тысячи шашек, 1500 снарядов.
Павильонные съёмки шли с декабря 1963 года до середины июня 1964 года. В это же время снимали первый бал Наташи Ростовой.
В ходе работы над фильмом создатели прибегали к необычным приёмам. Съёмки некоторых сцен Бородинского сражения велись с помощью камеры, которую укрепили на канатной дороге длиной 120 метров, протянутой над полем сражения. Пролетая на высоте, камера давала необычную возможность съёмки «с высоты летящего пушечного ядра».
Некоторые сцены снимали с вертолёта, с вышек и операторских кранов оригинальной конструкции. Для «погружения» в атмосферу первого бала Наташи Ростовой оператор Петрицкий встал на роликовые коньки, а ассистент передвигал его среди вальсирующих пар.
В июле 1964 года у Сергея Бондарчука случился сердечный приступ и съёмки были приостановлены до сентября. В мае 1965 года съёмочная группа получила распоряжение из Министерства культуры приостановить съёмки и спешно готовить первые две серии к показу на Московском международном кинофестивале.
С задачей создатели справились и 18 июня 1965 года в Кремлёвском Дворце съездов состоялась премьера двух серий для представителей Госкино. Затем картина получила признание жюри Московского кинофестиваля и первый приз.
Но самому Бондарчуку это стоило второй клинической смерти и его едва спасли врачи.
Выбор актёров стал отдельной задачей при создании эпической ленты. В фильме одних только озвученных персонажей свыше трёхсот.
На главную женскую роль Наташи Ростовой пробовались многие ведущие актрисы, в их числе Анастасия Вертинская, Наталья Фатеева и Людмила Гурченко, но выбор Сергея Бондарчука был неожиданным. После нескольких проб остановился на 19-летней выпускнице Ленинградского хореографического училища имени Вагановой, балерине Ленинградского театра опера и балета Людмиле Савельевой.
В сентябре 1962 года съёмки уже шли полным ходом, а актёра на роль Андрея Болконского все не удавалось найти. Пробовались многие: Эдуард Марцевич, Олег Стриженов и Вячеслав Тихонов, но режиссёр выбрал Смоктуновского. Иннокентий Михайлович получил предложение сыграть Гамлета в новой постановке, и Козинцев категорически отказался «отдавать» актёра.
Здесь в творческий процесс снова вмешалась министр культуры Екатерина Фурцева, настоявшая на кандидатуре Вячеслава Тихонова. Мучительные пробы долго не устраивали режиссёра. В конце концов Бондарчук убедился, что Тихонов справится.
Интересно, что на роль Пьера Безухова рассматривалась даже такая экзотическая кандидатура, как Юрий Власов. В итоге режиссер сыграл сам, не смотря на расхождение с возрастом персонажа в книге.
Для того, чтобы соответствовать своему герою, Бондарчук был вынужден прибавить в весе около 10 кг. Супругу Пьера — Элен Безухову сыграла супруга Бондарчука в жизни- Ирина Скобцева.
На роль Пети Ростова пробовался Никита Михалков, начались сьемки с его участием, но после первой же сцены охоты Михалков отказался от роли. Взяли Сергея Ермилова.
Известный ленинградский актёр Николай Симонов планировался на Кутузова. Роль великого русского полководца досталась ректору Щукинского театрального училища Борису Захаве.
География съёмок была весьма обширна. Необходимая натура для сцены расстрела поджигателей Москвы была найдена у стен Новодевичьего монастыря и у стен Новоспасского монастыря, точнее, на берегу пруда. Для съёмки сцены русской охоты подошло село Богословское недалеко от Иванькова.
Возле города Дорогобуж, Смоленской области, на пути Старой смоленской дороги, нашлось подходящее поле для съёмки Бородинского сражения. Первоначально собирались снять на Бородинском поле, но мемориал, установленный на месте сражения, мешал съёмкам. Гороховое поле перед декорационным объектом «Батарея Раевского», было за несколько недель заменено ржаным при помощи ручной высадки спелой ржи на площади 2 гектаров.
Недалеко от Иосифо-Волоцкого монастыря вблизи села Теряево сняли пожар столицы. Для этого была построена декорация Москвы, состоящая из 11 зданий, в том числе копия Сухаревой башни высотой 30 метров.
Ряд сцен был снят в усадьбе Толстого в Ясной Поляне, в Ленинграде и в Молдавии.
Первоначально самую романтическую сцену фильма собирались снимать в большом фойе Таврического дворца в Ленинграде, но не удалось договориться. В результате декорации первого бала Наташи Ростовой были созданы в одном из павильонов «Мосфильма».
Несмотря на тщательное следование авторскому тексту в вопросе выбора места съёмок, некоторые сцены были сняты в местах, не соответствующих сюжету романа. Например, считается, что дом Ростовых находился в Москве на Поварской улице. Однако, художники картины посчитали более подходящим интерьер особняка на улице Качалова, где и снимались эти эпизоды.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев