Может дойдёт до кого-то🤔
    13 комментариев
    270 классов
    — Моя мама живёт неправильно. Я очень хочу ей помочь… — Помочь что? — Помочь начать правильно жить. — А вы? — Что я? — Вы живёте правильно? — А причём здесь я? Я же про маму! Реальный случай. Молодая красивая женщина в ярком платье и с кучей звенящих браслетов. Её пожилая мама живет неправильно. Ведь у мамы есть всё, даже путёвку купили в санаторий. Но мама не хочет в санаторий. — Она хочет на свою дачу полоть дурацкую картошку, я ей миллион раз говорила, купи сколько надо, я тебе денег дам. И подруги у мамы такие же дурацкие, как и картошка. Только про внуков своих говорят. — А о чём они должны говорить? — Надо же думать о духовном росте. — А вы? — Опять про меня? — Расскажите о себе. — Ну, я окончила журфак. — А ваша мама училась в университете? — Нет. — А папа? — Я его никогда не видела. — Т.е мама растила вас одна? — И бабушка. — А как вы росли? Расскажите. — Я маму всегда стеснялась. Мы очень бедно жили. Летом ездили на дачу. — Полоть дурацкую картошку? — И ягоды собирали в лесу. Все девочки ели. А мы собирали на продажу. И надо мной смеялись, что моя мама ягодами у дороги торгует. Я на море только в десятом классе поехала. — А что делали вы? — А мне говорили: "Учись". Может быть и из-за этого у меня проблемы с мужчинами, что меня не научили, как с мужчинами общаться. — Нет, проблемы у вас не из-за этого. А из-за того, что вы не видите того, как много ваша мама для вас сделала. — Да, что она для меня сделала?! Я всё сама! — Конечно, сама. Кто оплатил ваше образование? Кто полол дурацкую картошку, чтобы у вас была еда? Кто собирал чернику и продавал, чтобы собрать вас в школу? Если я правильно посчитала — ваше детство это девяностые. Я их хорошо помню. Когда денег не было совсем, когда люди выживали благодаря картошке. — Вы только о материальном! А ведь есть же ещё и духовное! Дружба! Доверие! — Легко говорить о дружбе и о доверии, когда у тебя всё есть. Трудно, когда тебе нечем кормить ребёнка. И ваша мама сделала всё, что смогла. Она сделала ровно столько, сколько смогла. Она дала вам то, благодаря чему вы можете делать то, что делаете. Да, ей тяжело, да она не понимает, как можно жить по-другому, но её жизненная стратегия, судя по вам, оказалась успешной. А дальше ваша задача. — Какая? — Подумайте. Когда я училась в университете на психфаке, один из наших преподавателей сказал: «Родители всегда неправы, но у вас есть выбор какую жизнь вы хотите прожить, и этот выбор у вас есть благодаря вашим родителям». У наших родителей была не самая простая жизнь. Я хорошо помню своё детство. Я помню, как мама и бабушка кипятили бельё и стирали его вручную. Я помню, как мы жили, когда родителям по полгода не платили зарплату. И я помню зиму, когда у нас не было никакой еды, кроме картошки и консервированных овощей с дачи. Я помню, как плакала моя мама, когда в школе украли мою сменную обувь и не было денег, чтобы купить новую. У наших родителей слишком много сил уходило на то, чтобы у нас было время. Чтобы мы учились, чтобы наша жизнь была не такой, как у них. Да, они жили неправильно. По нашему мнению. Но наше правильное, отдыхом в санатории, с походами в музей, с путешествиями, с книгами и саморазвитием — выросло на их картошке. И на этом картофельном поле, среди своих таких же подруг, они научились быть счастливыми. А наша задача — поливать свой огород и уважать то, что сделали другие. Для начала уважать. А потом благодарить. И только после этого начинается взрослость. Елена Пастернак скопировано из группы в ВК "Православная жена и мать"
    1 комментарий
    11 классов
    "Потому что ничего не кончается. И даже когда нет рядом рук, поднимающих тебя, упавшего, не плачь. Не будет рук - будет веревочка, за которую можно удержаться. Встань и иди дальше. Ты сможешь. И не думай о завтра. Завтра и так будет, думаем мы о нём или нет. Не кори, не ищи виноватых, в конце концов, во всём виноваты мы сами - так или иначе. Я не верю в то, что всё - к лучшему. Достаточно просто верить. Что так надо. А к чему - может и поймем когда - нибудь. Да. Не повторится многое. Но оно было. И оно - наше. И нашим останется. Слезами ли, счастьем, болью, с которой жить. Но - нашим. Жалей не о прошлом, не о несбывшемся. Жалей тех, кому, видит Бог, много хуже, чем тебе. И прости. Всех тех, кто обидел, предал, оскорбил - так много чего можно написать, кто кому сделал плохого. Это вечная борьба добра и зла. И кто делал то или другое - по сути, не разобрать. У каждого своя правда. Только не плачь. И ничего не бойся. Иди и делай. И всё получится." — Елизавета Глинка (доктор Лиза) 25 декабря 2016 года — ушла из жизни Елизавета Петровна Глинка. Она помогала тем, у кого уже почти не оставалось надежды — бездомным, тяжело больным, одиноким; она вывозила детей из Донбасса на лечение в Россию. Она была альтруистом, она была воплощение доброты и сострадания. Царствие Небесное и Вечная Память!
    3 комментария
    16 классов
    Хочу напомнить всему крещенному православному люду - и только ему - что если ты веришь, что на твое земное благополучие влияет зверушка из китайской мифологии, а не Господь Бог, то не удивляйтесь, что Он от вас отвернулся и не слышит. "Никто не может служить двум господам" (Мф.6:24). Если у вас год дракона, а не "год Господней милости" (Исаия 61:2), то не удивляйтесь, что и жизнь драконья. Если вы поздравляете друзей с годом дракона, то можете спокойно крестик снимать - вы уже не христиане. Священник Владислав Береговой .................... Не аргумент, что в восточной мифологии – это очень даже милое существо. Не аргумент потому, что мы – не китайцы по менталитету. В нашей культуре с образом дракона связано представление о «человекоубийце искони», о враге рода человеческого. протоиерей Игорь Прекуп
    0 комментариев
    20 классов
    🇸🇾 128 часов под завалами в результате землетрясения. Живой! Сирия, Хама.
    22 комментария
    457 классов
    1 комментарий
    6 классов
    Адамово изгнание – это вселенская катастрофа, случившаяся всего лишь с одним человеком и его женой, но имеющая прямое отношение ко всему живому. К людям – понятно. Ко всем людям. Всем вообще. Но и ко всему живому.
    0 комментариев
    9 классов
    «ДОКАЖИ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ, ЧТО НЕ ВРЕШЬ» Чем дальше, тем больше я понимаю, что слово — штука очень серьёзная. Вроде бы сказать — не сделать, но одним лишь словом можно спасти, и словом можно убить. Убить не только другого, но и себя самого. У многих, наверное, случалось... Скажешь кому-то что-то сгоряча, не сдержишься, а потом всю жизнь слово это камнем у тебя самого на душе и висит. Обидчика хотя бы простить можно. А когда ты сам — чей-то обидчик... Как самого себя простить? А бывает и по-другому. Говорим мы что-то. Даже без злого умысла, совсем наоборот. Правильное говорим, душеспасительное. Любуемся собой — как хорошо сказали да научили других жить. Но ведь не только другие нас слышат, но и Господь: — Складно глаголешь, дружок. А теперь примени-ка это к себе самому. Трудно, понимаю. Болтать — не камушки ворочать. Но ты попробуй... Тебе же лучше будет, вот увидишь. Не потому, что Господь зол и только и ждёт, чтобы нам Своей небесной кувалдой по голове треснуть или небесными ножницами язык подрезать. Добр Он и милостив. Знает, что «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37)... И «за каждое праздное слово человек даст ответ в день суда» (Мф. 12, 36). И старается ещё до суда вычеркнуть из нашей жизни эти праздные слова. Наполнить их смыслом и сделать не праздными. «А теперь докажи своей жизнью, что ты правда так думаешь» Знаете, как случилось у меня?.. Ещё до того, как родилась наша Маша с синдромом Дауна, я написала несколько статей и рассказов об особых детях. Какие это ангелы и подарок Божий. Что не принимать их и не радоваться такому пополнению в семье могут только ничего не понимающие в духовности люди. Здоровые — что? Никакого спасения, одно недоразумение. То ли дело — дети-инвалиды... Раз — и вы всей семьей в раю. И делать для этого ничего не надо. Всего-то несколько часов помучиться на родильном кресле, а потом, как заповедано, — всему радоваться и непрестанно молиться.... Ну, это если очень коротко... Один такой рассказ о мальчишке с синдромом Дауна я заканчивала писать, как раз когда уже была беременна Машей. Но я об этом не знала — о том, что у нас будет ещё одна дочь. Не то, что такая, а вообще какая бы то ни было. Я писала и сама плакала — так чудесно и трогательно у меня там все выходило. Злодеи были наказаны, добро и любовь победили. Мальчик с синдромом Дауна обрёл своё счастье, все, кто его принял и оценил, — тем более... Ну, и все хорошо, что хорошо кончается. Если серьезно, рассказ и правда вышел неплохим. Меня хвалили и просили писать ещё, я радовалась и была очень за это признательна. «Мы благодарны вам за то, что вы благодарны нам» (с). И тут я узнала, что беременна. Это было неожиданно, но, как известно, многодетные родители каждый раз удивляются, когда в очередной раз узнают о пополнении. Как такое вообще получилось? Ну, и что в итоге... Я, которая недавно ещё писала про спасительность детской «особости», молилась в храме: «Господи! Пожалуйста! Только не синдром Дауна!» Ничего не предвещало, я ещё даже не встала на учёт в женскую консультацию и не сделала ни одного обследования. Но однажды я проснулась ночью со страшной мыслью, что у меня будет ребёнок с этим диагнозом. Как будто бы Господь меня готовил. Врачи меня успокоили — с малышом все хорошо. И беременность протекала чудесно. А потом родилась Маша... Я много раз уже рассказывала о том, что думала и чувствовала в те дни. Я не могла поверить, что все это происходит со мной. Я то проваливалась в темноту, то пыталась карабкаться хоть к какому-то свету. И в какой-то момент, ещё там, в роддоме, как будто со стороны, — мысль. Даже не мысль, а яркая вспышка: — Ты писала, какие это прекрасные дети, как надо их принимать и любить. Тебя слушали, тебя читали и тебе верили. А теперь докажи своей жизнью, что ты не врешь. Что ты и правда так думаешь. Что между словом и делом у тебя нет пропасти... Иначе — да, милая... «За каждое праздное слово человек даст ответ...». До сих пор я думаю, что появлением Маши в нашей жизни Господь дал мне шанс ответить за свои слова. За правильные по сути слова, но с которыми я лезла учить, судить и рядить, даже отдаленно не представляя, что на самом деле переживают родители детей-инвалидов... Прекрасный, удивительный, такой уникальный шанс, за который я не устаю благодарить Бога. Потому что из длинного списка моих грехов вычеркнуто хотя бы несколько праздных слов. Встреча с читателями А историю Ангелины я узнала буквально несколько дней назад — в санатории в Анапе. Куда я опять попала с Машей, как злостная «социальщица». Собственно, из-за неё я и взялась писать все это. Мы познакомились в столовой, когда ее дочка вылила на мое новое, купленное по случаю поездки, платье стакан молока. Я бы, возможно, и взлетела бы под потолок на метле, рассказывая, как и кому надо следить за своими детьми. Но, во-первых, молоко — не сок или жир, отстирается... Во-вторых, за день до этого моя собственная Маша умудрилась у бассейна уронить своё мороженое на спину женщины, которая безмятежно загорала и не ждала от мироздания никакого подвоха... В третьих, было заметно, что у девочки есть небольшие особенности. А тут уже «корпоративная этика». Да и сама она так искренне расстроилась, что какое там платье... Подбежала ее мама, начала извиняться, я в утешение рассказала ей про Машу, мороженое и страдалицу, и мы все уселись за один стол завтракать. Так выяснилось, что женщина читала мои статьи, они ей нравятся, но она даже предположить не могла, что познакомимся мы таким вот образом. Я, честно говоря, — тоже. Встреча с читателями, так сказать... А дня через два рассказала она мне свою историю про «отвечать за базар». Она мне так сама и сказала. Ангелине 44 года. А Ксюше, ее дочке, — шесть. Первый, долгожданный и единственный ребенок. До этого, в течение 19 лет, детей у них с мужем не было, как они ни старались, ни лечились и ни молились. А вышла она замуж рано. В остальном же все было хорошо. С мужем — любовь и взаимопонимание. Бизнес семейный — процветающий. Дом — полная чаша, путешествия, рестораны. Ну, и так далее. И даже кот с собакой — редчайших, экзотических и очень дорогих пород. А вот дети не получались... «Не ваш это путь» Они хотели взять девочку или мальчика из детского дома. Сначала думали — малыша. А потом уже все равно — любого возраста. Как люди худо-бедно церковные, пошли к батюшке за благословением, уверенные, что он их прекрасное начинание одобрит. А он взял — и не благословил. Не сразу, а помолясь в алтаре: — Не спешите, милые. Не ваш, мне кажется, это путь. Не то чтобы в приказном порядке, но в качестве рекомендации предложил несколько лет подождать. И как ни старались Ангелина с мужем у него это благословение «выбить», ничего не получилось. — Вы — люди взрослые, свободные. Но я бы вам советовал подождать. А там — сами смотрите. Как ни больно было Ангелине с мужем отступить от этого своего решения, но без благословения они все же не рискнули... — Понятно, детей хочется... Но вы же с мужем можете позволить себе абсолютно ВСЕ! Это же такая свобода, — завистливо вздыхая, говорили Ангелине менее материально успешные знакомые. — А я повторяла всем и каждому, что готова отдать все, что у нас есть, и даже больше, только бы у нас был ребенок, — рассказывала она мне. — Люди не понимают, что без детей все бессмысленно. Хотя, если бы я жила все время в нужде, возможно, мне бы тоже казалось, что счастье — в деньгах. Так что не берусь никого судить. «Это красивые слова» На ЭКО ее тоже, кстати, батюшка не благословил. — Прямо все пути отрезал, — вспоминала она. — Хотя тут я даже понимаю. Редукция, все такое... Так что смирилась. С чем до сих пор не может Ангелина смириться, так это с тем, что не смогла отговорить одну свою подчинённую от аборта. — Я понимаю, это ее жизнь, она взрослая тётка... Но я поверить не могла: она на это пошла потому, что во время УЗИ ей сказали, что у ребёнка что-то с рукой. То ли нет нескольких пальцев, то ли срослись. Я предлагала ей деньги, предлагала родить и отдать мне — что угодно. — Ангелина Дмитриевна, я понимаю, что вы моя начальница, — ответила та. — Но это совершенно не ваше дело. У нас с мужем уже есть двое детей. Больной ребёнок нам не нужен. А вынашивать для вас… простите, но это очень странно. — Мы с ней как с разных планет, — говорила моя собеседница. — Как вообще возможно убивать детей из-за каких-то пальцев. Да мы с мужем уже были готовы родить любого — хромого, безрукого, с синдромом Дауна (она осеклась и покосилась на мою Машу)... Лишь бы был ребёнок, было бы ради кого жить. Я ей так и сказала. А она: «Это красивые слова... Вы не понимаете»... Ангелина приходила в храм, плакала у икон и молилась: — Господи! Я готова отдать ВСЕ — все свои деньги, машины... Только сжалься надо мной! Дай мне ребёночка — ЛЮБОГО... «Нужно отвечать за базар» В течение следующих полутора лет они с мужем потеряли весь свой успешный бизнес. Просто на ровном месте наступила полоса неудач. Сначала их крупно подставил партнёр. Потом сам же начал с ними судиться и выиграл суды. Параллельно катастрофически падали продажи, и в итоге дело практически развалилось. Осталось что-то «тлеть», но приносило одни убытки. Часть имущества пришлось продать. Дальше муж устроился на работу каким-то менеджером, от силы среднего звена. А Ангелина достала с полки запылившийся диплом пединститута и пошла... работать няней в детский сад. И то ее взяли только потому, что они с мужем закупили в группы игрушки. — Но, вы знаете, мне даже стало как-то легче жить, — делилась Ангелина. — Не сразу, конечно. Сразу были истерика, невроз и психотерапевт. Но, когда у тебя есть немаленькие деньги и бизнес, ты напряжен. Ты боишься потерять. А когда нет... Ну, нет и нет. Сидишь себе спокойно. Но с теми своими словами: «Я отдала бы все» — Ангелина эти события, как ни странно, пока не связывала. А ещё через какое-то время она вдруг поняла, что беременна. В 38 лет. Когда они с супругом почти уже смирились со своей бездетностью. — Это было удивительно, странно, неправдоподобно, — вспоминала Ангелина, и на глазах у неё были слёзы — даже сейчас. — Словами не передать, что мы чувствовали. Вот тогда у меня все и сошлось... Ну, почти все... Полностью пазл сложился, когда на УЗИ стало видно, что у ребёнка моего заячья губа... Ангелина ни секунды не сомневалась, что будет рожать. Но все равно боль и страх (а нет ли у малыша чего-то более серьёзного) не давали ей ни дышать, ни спать, ни нормально жить. — Как легко было мне говорить и Богу, и той моей сотруднице, что я приму любого — хоть здорового, хоть больного. И как сложно и страшно было это сделать. Но ничего... Родилась наша Ксюша — наше счастье, наша звёздочка. И я ни секунды не жалею ни о чем. Ни о потерянном бизнесе, ни о ее особенности. Все поправимо. И я безмерно благодарна Богу за этот урок: «Говорила? Обещала? Нужно отвечать за базар»... Нет, Он не наказал, не сделал нам хуже. Наоборот, все получилось прекрасно. Был бы наш бизнес цел, не было бы у нас столько времени друг на друга и дочь. Мать ей заменила бы няня... А так — нам хватает. Родилась бы она без проблем, я не научилась бы принимать и любить тех, кто отличается. Слава Богу за все!!! А слово... Слово сильнее, чем мы думаем. И почему священник их не благословил брать ребёнка из детского дома, Ангелина тоже теперь понимает. «Я хочу, чтобы ты померла!» А эта история — о слове, которое легло тяжким грузом на душу. Слове-убийце. Не только того, кому сказали, но и того, кто его произнёс. И я знаю, что человек отдал бы все, чтобы вернуться туда — больше чем на 10 лет назад. И не сказать. Героиня просила не называть ее имени. Это и понятно. Пусть будет Ириной. Тогда, 10 с лишним лет назад, умерла ее мама. Очень пожилая женщина, которая последние годы жизни страдала от глубокой деменции. Точнее — больше страдали окружающие. Это была далеко не милая старушка с плохой памятью... Это было жесткое и жестокое безумие, которое тяжким грузом легло на плечи Ирины. И практически невозможно было поверить, что раньше это был вполне адекватный человек, пусть и не с самым простым характером. Не буду описывать подробно. Всем известно, что досматривать такого больного — дело тяжелое. Часто вообще неподъёмное. Не зря же говорят, что первое, что должен делать тот, кто несёт крест ухода, — внимательно следить за своим собственным психическим здоровьем. Потому что «крышу срывает» на раз-два-три. Скажу только, что, помимо того, что ее ни на секунду нельзя было оставить одну, мать Ирину оскорбляла, обвиняла, делала ей все назло и мазала стены сами понимаете чем. В итоге однажды, когда Ирина в очередной раз все это отмывала, мать ее вдруг сказала: — Что, не хочется это делать? А будешь! Будешь! И залилась безумным смехом. — Знаешь, чего я хочу?!? — взорвалась Ирина. — Я хочу, чтобы ты померла! А ты все живешь! И меня ещё в гроб вгонишь! Скоро Новый год! Вот, я хочу чтобы ты мне такой подарок сделала! За два дня до Нового года старая мать умерла. Внезапно. Просто упала и все. Сделала подарок, как и «просила» дочь. Первого января Ирина ее хоронила. И все вспоминала, что, когда сказала те страшные слова, взгляд матери как будто бы прояснился, и она с грустью и любовью посмотрела на дочь. А может, показалось. Потому что через несколько секунд глаза вновь покрыла пелена безумия. Прошло больше чем 10 лет, но так и не смогла Ирина себя простить. Давно уже простила она мать... Хотя за что ее было прощать? Это же болезнь. Простила брата, который ничем ей не помог. Простила мужа, который сбежал к другой. А вот себя не простила. Десятки раз уже каялась в том, что сказала в тот день. Исполнила епитимию, слушала священников, которые ее даже утешали. А легче так и не стало. Те несколько слов превратили ее жизнь в кошмар. Слова, которые сбылись с пугающей точностью. Но оказалось, что она этого совсем не хотела. А самое страшное, что сказать: «Прости!» она смогла уже не человеку, а могиле. Каялась бы она так же, если бы мать не умерла в Новый год? История не знает сослагательного наклонения. Что есть, то есть... Вот такая история о слове-камне... *** Это очень-очень страшно, когда последние слова, сказанные тобой вслед уходящему человеку, — яростные, злобные, жестокие. И ничего уже не исправить. Эти слова раздавят тебя самого... Но это любой ситуации, наверное, касается. Мы часто бездумно говорим, а ещё больше пишем в соцсетях. Думая, что слово — это не дело. От них же первый есмь аз... Но ведь это правда могут быть наши последние слова, сказанные какому-нибудь человеку... И как потом с этим жить? «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», да... Елена Кучеренко
    1 комментарий
    5 классов
    ЗАМЕТКИ БЫВШЕГО УЧИТЕЛЯ "Я, Игорь Николаевич Гусев, служил в Рижской средней школе № 17 с 1986 по 1994 гг. Преподавал историю, а также обществоведение, психологию и логику (в те годы экспериментально практиковались и такие дисциплины). Был классным руководителем. Ушёл из школы вместе с моими выпускниками, так что совесть перед ними чиста. Минуло четверть века и в прошлом году меня попросили временно заменить в одной из школ захворавшего историка. Так, нежданно-негаданно для себя, я вновь погрузился в эту прекрасно-необыкновенную, чудовищно-непутёвую школьную жизнь, со всеми её плюсами и недостатками. У меня появилась завидная возможность сравнить своих учеников – тех, прошлых и нынешних, современных. Это было особенно любопытно, тем более, что среди новых учеников обнаружились отпрыски моих былых воспитанников. Сравнение отцов и детей обещало быть интересным! Считается, что у хорошего педагога любимчиков не бывает. Ему все дети одинаково противны. Я учитель плохой… Детей очень люблю и сам, будучи современным папой, искренне пытаюсь понять новое поколение, младое и малознакомое. Сами по себе дети прекрасны! Есть просто умнички и лапочки, со многими, как мне кажется, мы искренне подружились. Тронули до глубины души их слёзы на глазах, когда через полгода нашей совместной работы, настал срок мне покидать это гостеприимное школьное сообщество. Спасибо, милые мои, я вас помню и люблю… Так есть ли отличие между учениками прошлых лет и нынешним поколением славных оболтусов? ПЕРВОЕ, что бросается в глаза в современной школе — много тучных детей, особенно девочек. Виной тому, полагаю, не только нездоровое питание, но и те стрессы, в которые дети погружены с момента рождения. Нередко полный человек набирает лишний вес именно под воздействием постоянного нервного напряжения. Это своеобразная защитная реакция организма. Дети, если сравнивать с прежними поколениями, вообще очень мало развиты физически. Отсутствие подвижных игр. Я ни разу не видел на переменках, чтобы девочки играли в свои извечные девчачьи «скакалочки», «резиночки», а мальчики гоняли мячик. Никаких «казаков-разбойников» и «салочек»! В лучшем случае – бессмысленная возня и толкотня. Но чаще всего, Его Величество МОБИЛЬНИК! Забывая всё на свете, не видя никого и ничего, дети тычут пальчиком по экрану. Они «играют» на мобильнике по дороге в школу, на перемене, играют на уроке, в туалете, играют по дороге домой. Начало урока, для детей всегда мука – ведь зловредный учитель требует спрятать мобильник с недоигранной игрой! Дети злятся, они раздражены и мало думают об уроке… ВТОРОЕ. Современные дети очень быстро устают, теряют внимание и концентрацию. Я ещё помню уроки по 45 минут. Но сегодня они длятся 40, и даже этого получается много! Современный ученик уже через 20 минут практически неработоспособен, он уже не в состоянии следить за речью учителя. Проявляется немотивированная гиперактивность: сам вертится, ёрзает, руки бегают по парте, ребёнок бессмысленно перекладывает карандаши-ручки-линейки с места на место. Вдруг в разгар урока поднимает сумку и начинает шумно копаться в ней, после чего снова ставит её на место. Интересуюсь: «Саша, что ты искал?». Смущённо улыбается, краснеет, пожимает плечами… Он и сам не знает. Таких «Саш» — полкласса. ТРЕТЬЕ. Современные дети с рождения усваивают массу информации, но вся эта информация, как правило, мало связана с обыденной жизнью и уж конечно не имеет отношения к истории. Рассказываю на уроке о крестьянском труде, о подсечно-огневом земледелии. Тут понимаю, что дети вообще не ориентируются, что такое плуг, зачем нужна борона, как сеют и выращивают хлеб! Недоумённо хлопают глазами. В старое время советские дети получали много информации из мультиков. Помните? Кошечки и собачки пекли хлеб, Фока на все руки дока ковал подковы в кузне, персонажи народных сказок из советских мультфильмов много и трудолюбиво работали. В современных мультиках разнообразные супергерои не работают вообще. Им работать некогда – они «мир спасают»! ЧЕТВЁРТОЕ. Дети не читают, т.е. совершенно! Вообще!!! Успешное преподавание истории обязательно базируется на тех историко-приключенческих романах, которые подросток «проглотил» к средней школе. Помните, у Высоцкого: «Значит, нужные книги ты в детстве читал!» Сейчас не читают никаких книг… И вот стою я перед классом, весь такой красивый и самонадеянный, рассказываю об истории Франции XVII века и наивно вопрошаю: «Помните, как д'Артаньян приезжает в Париж?» И вижу огромные недоумённые глаза детей! Оказывается, из четырёх средних классов, роман «Три мушкетёра» читали лишь ТРИ человека!!! Но я такой старый, что ещё помню, как это произведение читали буквально ВСЕ, потому что не прочитать его считалось позорным и неприличным! Уже общее правило современной школы: если ученик хорошо и бойко отвечает, если учится успешно, значит – читающий ребёнок. Увы, но таких уникумов прискорбно мало… ПЯТОЕ. Дети удручающе прагматичны, у них почти полностью отсутствуют романтические порывы. Они мало чем интересуются, кроме того, что относится к их «личному потреблению». У меня есть небольшая коллекция предметов, привезённых из археологических экспедиций. В былые годы, демонстрируя на уроках истории обломки древнегреческих амфор, орудия труда первобытного человека, многотысячелетнюю керамику со следами пальцев давно истлевшего гончара, я с удовольствием наблюдал горящие глаза детей, которые страстно разглядывали все эти археологические чудеса, вырывали их из рук, засыпали меня вопросами… Теперь же, попытка предъявить мою коллекцию ученикам, вызвала у них лишь вежливый интерес (у некоторых!). 25 лет назад это вызывало восторг... Сегодня это им НЕ ИНТЕРЕСНО! Переданное мною по рядам рубило каменного века, многие даже не рассматривая передавали дальше. Я вообще был приучен к особому вниманию моих учеников, привык, что после урока возле учительского стола обязательно собирается стайка любознательных чудаков, засыпающих меня вопросами, доказывающих своё, особое мнение. Сегодня это невозможно. Сразу после звонка, все дружно хватают мобильники и играя на ходу, вылетают в коридор. ШЕСТОЕ. В каждом классе всегда были диссиденты. Это, как правило, дети-личности, они особые, неординарные. Они могли портить нервы учителю, могли спорить и не соглашаться, отстаивая своё мнение. Таких учеников вечно ругали, «пытались поставить на место», их родителей нередко вызывали к директору. Но умные учителя, таких ребят в душе очень любили. Это были ЛИЧНОСТИ, имеющие своё собственное мнение. В современной школе такой диссидентствующий типаж также имеется. Только разница в том, что нынешний «диссидент» портит тебе нервы и умничает не потому, что «борется за справедливость». Он язвит ПРОСТО «ПО ПРИКОЛУ»! У него нет особого, своего мнения. Это изначально умный, неординарный ребёнок, с увы… крайне скудным багажом познаний, но с большими амбициями. Спорить ему хочется, только спорить не о чем, знаний не хватает. Поэтому – просто дерзит. СЕДЬМОЕ. У современных детей крайне низкая мотивация к успешной учёбе. Они вообще НЕ ПОНИМАЮТ, зачем им нужно учиться хорошо? Звучит дико, но это так… Столкнувшись с этим удивительным явлением, я поставил эксперимент: выложил на парты учебники, задал несколько вопросов и велел ученикам просто НАЙТИ И ВЫПИСАТЬ из учебников готовые ответы! В прежние годы, мне подобная профанация учебного процесса и в страшном сне бы не приснилась… Эксперимент дал поразительные результаты. Многие ученики НЕ НАШЛИ ответов в указанном мною параграфе. Для них оказалось непосильной работой прочитать текст и выписать готовые ответы! Многие и не пытались этого делать. Их даже не соблазняла хорошая оценка. За десять минут до конца урока, мне сдавались листочки с несколькими случайно подобранными фразами, их же владельцы в ожидании звонка просто сидели, украдкой под партами играя на мобильных телефонах. Я пытался исследовать этот феномен. Складывается впечатление, что у многих детей прочно укоренился стереотип, что всё в жизни к ним как-то придёт и сложится само-собой. Может быть дело в этих стереотипах сознания? Присматриваясь к мультяшкам и кинофильмам, которые смотрят наши дети, которые сегодня идут в кинотеатрах, можно заметить, что многие из них имеют некую общую канву. Живёт некий мальчик (девочка) – откровенный лузер и неудачник. Он (она) не обладает никакими особыми способностями, никакими особыми талантами. Он беден, некрасив и одинок. И вдруг неожиданно выясняется, что он (она) ИЗБРАННЫЙ! Он пришёл в это воплощение, чтобы СПАСТИ МИР! Невероятным волшебным образом наш вчерашний неудачник вдруг приобретает особые таланты, способности и становится СУПЕРГЕРОЕМ! Он обретает всё – славу, почёт, любовь, дружбу и успех! Заметим, это в старом «совковом кино», герой, чтобы обрести себя должен был много трудиться, учиться, преодолевать трудности и свою собственную лень. В советском мультфильме просто так никому ничего не доставалось. Только через ТРУД и преодоление лени, трусости, эгоизма обыденный персонаж становился Героем. Он не превращался чудом, он делал себя САМ! В современных мультфильмах герой как правило приобретает свои способности просто так, по волшебству, или на худой конец, скушав особую пилюлю (тогда это уже не фэнтези, а научная фантастика). Может быть в этом стереотипе, навязанном современным кинематографом и скрывается тот факт, что многие дети просто ждут подарка от судьбы, не желая прикладывать к этому никакого труда? ВОСЬМОЕ. Современные дети очень любят «качать права», ведь их с первого класса старательно знакомят с «правами ребёнка». Если бы они также хорошо помнили о своих обязанностях… ДЕВЯТОЕ. Я был потрясён практически полным отсутствием брезгливости у своих теперешних учеников. Они спокойно сидят и лежат прямо на полу в коридоре и на лестнице. Они кладут без особого пакета свои грязные кроссовки с урока физкультуры прямо в сумку, вперемежку с учебниками и тетрадями. Они роняют печенюшки на пол, а затем поднимают их и спокойно едят… Впрочем, возможно, это общеевропейские тенденции, а я – старый замшелый консерватор. В Европе я насмотрелся на приличного вида девушек, мирно отдыхающих на полу общественного туалета (туалет унисекс), на бодрых французов, спокойно кладущих свежекупленный багет на сиденье автомобиля или общественную скамейку. Видел щеголеватого немца, уронившего сигарету на мостовую, который поднял и невозмутимо прикурил её… Может, так и надо. Ну её, эту брезгливость… И наконец, ДЕСЯТОЕ… Я всегда пытался пробудить у своих учеников стремление к Высокому духовному идеалу, воспитать уважение к духовным ценностям нашего несовершенного мира. Мне кажется, что у каждого нормального человека должна быть в жизни Высокая Мечта. Во время моей недавней школьной практики дети делились своими мыслями. Они были разными, но горько тронули меня слова одного мальчугана из 6-го класса, который печально сказал: «Я мечтаю учиться на родном языке…» Такая вот, Высокая Мечта. В заключение, хочу заметить, что вовсе не критикую НАШИХ детей. Не их вина, но их беда, что вынуждены они вступать в жизнь в это непростое, недоброе время. И особая роль и особая задача родителей, всеми силами помогать им. Даже сейчас, дайте мне нормальный учебник, нормальную продуманную учебную программу и не мешайте работать, уверен, что с этими детьми можно творить чудеса! Да только, кто же даст…" ...................................................... тема скопирована из круппы в ВК https://vk.com/feed?w=wall-45300204_163104
    1 комментарий
    13 классов
    Мама ушла. Мальчик сидел на стуле перед пустым окном и всхлипывал: «Милая мамочка, вернись, пожалуйста, мне без тебя скучно!» Мама ушла тайком. Навсегда. Отец ходил по комнате, растерянно разводил руками, иногда выдыхал из себя воздух, как троллейбус, открывающий двери пассажирам. Потом зазвенел мелочью, пересчитывая деньги. – Я в магазин, – сказал отец, – хочешь, пойдём со мной? Не дождавшись ответа, он хлопнул дверью. «Милая мамочка, за что ты меня бросила? Разве я такой плохой, мамочка? Если папка плохой, бросай только его, а меня возьми с собой. Я буду хорошим, мамочка, вернись, пожалуйста! Забери меня отсюда, ну пожалуйста, пожалуйста!..» Звякнул ключ в замке. Но мальчик не побежал к двери, а, глядя в пустое окно, исступлённо зашептал: – Мамочка, вернись… мамочка, вернись… мамочка, вернись… мамочка, вернись… мамочка, вернись… мамочка вернись!.. Дверь открылась, мальчик осторожно повернул голову. – Я купил тебе пластилин, – сказал отец, снимая пальто. Мальчик отвернулся. Отец достал из карманов бутылку вина и пакет. – Сейчас котлет нажарим. – Он прошёл к окну и положил на подоконник коробку с пластилином. – Вот. Хочешь кушать? Мальчик замотал головой. – Надо поесть, а то ещё умрём от голода. А мальчик вдруг понял, что ему очень хочется умереть от голода. Когда он умрёт, на его похороны придёт мама (на похороны нельзя не приходить!) и будет плакать. И папка будет плакать, они даже обнимутся от горя. А мальчик будет лежать в гробу мёртвый и тоже плакать, но от счастья. Отец нажарил котлет, налил вина себе и полстакана мальчику. – Мы мужчины, – сказал отец и поставил на подоконник стаканы и сковородку с котлетами, – мужчины должны терпеть. Вино было противным, но мальчик выпил, потому что он мужчина и должен терпеть. – Фух… – выдохнул отец и взял в руки коробку. – Это пластилин. Из него можно сделать всё, что хочешь. Мальчик посмотрел на отца, и тот почувствовал себя обманщиком: из пластилина нельзя сделать мать. – Хочешь, я вылеплю лошадь, гнедую? Отец выбрал коричневый пластилин и стал разминать его в руках. А мальчик впервые заметил, что руки у отца худые, с тонкими, почти женскими пальцами. – У лошади мосластые ноги, очень крепкие, тяжёлый круп, задние ноги вначале сильные, потом утончаются, но копыта широкие, прочные. Шея длинная, изящная и морда, смотри, какая красивая морда. И глаза… Ночью отец выл, а мальчик лежал рядом и молчал от страха, а потом устал бояться и заснул. Утром отец разбудил его. – Я на работу, ненадолго, я вернусь, хорошо? А ты спи, спи, я вернусь. Когда мальчик проснулся, в окно светило солнце. От его тепла лошадь на подоконнике размякла и опустилась на колени. Мальчик открыл коробку с пластилином и стал лепить мир. В нём были мужчины и женщины, дети и старики, деревья и дома, слоны, верблюды, кошки, собаки и даже одна парикмахерская с парикмахершей. В этом мире люди влюблялись, женились, у них появлялись дети, они вырастали и уходили на вой ну, но никогда не умирали. Случалось, кому-нибудь отрывало пушечным ядром руку или ногу, или даже голову, друзья и родные оплакивали героя, но он вскоре воскресал. Потому что мальчик лепил новую руку или ногу, или даже голову, а на грудь – ленту с орденом, отчего вчерашний герой становился только красивее. – Ах, какая тонкая работа! Ты, наверное, станешь скульптором или ювелиром, – восхищались гости отца. – И как много всего, целый подоконник! Молодец! Мальчик хотел рассказать им об этом своём мире, о том, что в нём влюбляются навсегда, никто никогда не предаёт, не лжёт, не ворует, не ссорится, а офицеры и солдаты воюющих армий с удовольствием ходят в одну парикмахерскую. Но взрослые спешили к столу. Там они пили, закусывали и пели песни о любви и о родине. А мальчик, слушая их песни, вдруг почувствовал, что все они кем-то брошены. От невыносимой тяжести в душе они собираются вместе и пьют вино. От вина и оттого, что они вместе, сердца их наполняются любовью, и тогда даже грустные песни приносят радость. Мальчик вырос. Он не стал ни скульптором, ни ювелиром. Он решил стать писателем. Пластилиновый мир на подоконнике он оставил потому, что стал взрослым, а взрослому стыдно играть в пластилиновых солдатиков. И это было его первое предательство. Потом мальчик понял, что предавать – это в природе человеков. Он стал, как все, мучиться своими предательствами, терпеть, прощать и ждать прощения. Его книги не покупали. – Всё это сказки, – говорили ему, – в ваших книгах влюбляются навсегда, не лгут, не убивают, не воруют, не ссорятся. Читателю это неинтересно, потому что так не бывает. «Бывает, – думал он, но не говорил ничего, – зачем убеждать человеков в том, что они и сами знают. Такой мир есть, но мы бросили его, и сознаться в этом нам стыдно». Мальчик, хотя он уже и не мальчик, будем называть его писателем, хотя какой же он писатель – его никто не издавал, зарабатывал на жизнь чем придётся: помогал тем и этим и только по ночам продолжал писать свои книги. По воскресеньям он ходил в церковь. Он сам однажды понял, что тот, брошенный им, пластилиновый мир он не выдумал, он существует на самом деле, там – наверху. И он молился, нет, не Богу, он молился своему настоящему пластилиновому миру. И все вокруг, он это видел, тоже молились этому миру, потому что он был, если не на подоконнике, то в душе у каждого. Вот так мальчик прожил свою жизнь, состарился, и однажды к нему пришёл ангел. – Пойдём, – сказал ангел. – Куда? – спросил мальчик. – В магазин, купим тебе пластилин. Они купили самый лучший пластилин. В коробке были все цвета, и они никогда не кончались. Какая-то волшебная коробка. – А теперь закрой глаза, – сказал ангел. Мальчик закрыл. – Открой. Мальчик открыл глаза и не увидел ничего. Мир вокруг был пустой, как окно в детстве. Мальчик открыл коробку и вылепил из пластилина маму. Она ожила и обняла его. «Значит, отец не обманул», – подумал мальчик и вылепил отца. Отец улыбнулся сыну, обнял жену, и они вдвоём расплакались от счастья. А мальчик, чтобы они не скучали, вылепил им друзей, деревья и дома, гнедую лошадь, слона и верблюдов, собаку, кошку и птицу и даже одну парикмахерскую с парикмахершей. ................................ Александр Столяров "Неправильная сказка"
    0 комментариев
    17 классов
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Показать ещё