Каждый человек наделён от природы какими-то способностями, благодаря которым предрасположен к овладению теми или иными знаниями. Причём, каких-то знаний больше, а каких-то меньше, но все имеющиеся у человека знания являются базовыми для конкретного человека. Далее в течение жизни человек стремится наращивать их, причём в одних случаях он просто увеличивает объём знаний, а в других – их содержание, увеличивая и их понимание, т.е. просветляясь, становятся творческими личностями. Но, чтобы стать творческой личностью, нужно уметь добывать Новые знания, а для этого нужно иметь набор разных инструментов – от «трудовой лопаты" до «микроскопа», чтобы, добыв знания, ещё и рассмотреть в них то новое, что даст ещё возможность продвинуться на шаг вперед в Познании по пути разуменного ориентирования.
Часто приходится слышать о детях весьма не лестные отзывы, особенно в старших классах, когда для решения задачи нужно располагать всем набором знаний, полученных за 10 лет учёбы, особенно при решении творческих задач. Им - детям, часто не хватает знаний, их никто и никогда не учил методам решения творческих задач. Тогда как они - дети и есть самый благодатный материал для творчества и самый благодарный слушатель для того, чтобы взять их с собой в поход в удивительную страну Творчества. Мне пришлось заниматься с детьми и взрослыми разного возраста с 1976 г по настоящее время. Была у меня учебная группа из школьников (десятиклассников), двух доцентов и профессора. В отличие от остепенённых, обладающих широким диапазоном знаний и слабой фантазией, не остепенённые обладали стандартным набором школьных знаний в виде стандартного набора приемов решения задач и хорошей фантазией. Школьники хорошо выдавали идеи решения, без их детализации. Но главное, что я вынес из этих занятий – неспособных детей и взрослых нет! Есть дети запущенные, брошенные, лишённые внимания со стороны взрослых, которые пробежали то место встречи с «чудом», где навсегда расстались со своим детством и потеряли направление движения к цели.. И всё!
Дети - самый благодатный материал чтобы познать что же такое творчество. Именно они помогают взрослым вернуться хотя бы на время в свое детство с его утраченными грёзами и верой, чтобы сказать самому себе, что и я смогу СО-Творить нечто.
И, как пишет Ф.Д. Шкруднев, «Я хочу подчеркнуть, что даже если Человек обладает какими-то неординарными (относительно большинства людей) способностями, ГЛАВНОЕ — РАЗВИТИЕ ЭТИХ СПОСОБНОСТЕЙ. Ярчайшим примером проявления этой тенденции является личность Н.В. Левашова.
А чтобы развить в человеке неординарные способности, его нужно научить инструментам для решения творческих задач в любой области человеческой деятельности. Для этого есть всё необходимое – и теории, и практика. С этой целью в свое время (1976 г.) была организована Школа изобретательства при Городском Совете ВОИР и Малая Академия Наук (МАН) при Дворце Творчества в г. Минеральные Воды, Малая Инженерная Академия (МИА), Экспериментальный 8-й класс в лицее для одарённых детей в городе Красноярске, и, наконец наша Школа Системных Знаний им. Н.В. Левашова, где наши слушатели учатся реализовывать себя как творческие личности через просветление, научившись решать творческие задачи. Именно творчество делает из каждого человека Личность. И пусть вначале начинающий Творец похож на слепого котёнка, который перебирая Методом Проб и Ошибок (МПиО) возможные варианты решения задачи, наконец-то находит правильное решение или подсказку к решению задачи.
При этом найденные ими (детьми и взрослыми) простые приёмы решения творческих задач убеждали, что стать изобретателем может каждый, если очень захочет, но приложив к этому свой труд и желание думать. Но практика показала, что используемый всеми самый древний Метод Проб и Ошибок (МПиО) самый худший и неэффективный подход к решению творческих задач. Поэтому со времён математика Паппа учёные всех стран и народов пытались создать теорию открывательства и изобретательства (Эвристику). И это удалось сделать только во второй половине ХХ века созданием основ теории и открытием первого в мире Института изобретательского творчества в городе Баку, в котором мне посчастливилось учиться в первом наборе, где саму теорию и практику решения изобретательских задач, а также Развитие Творческого Воображения (РТВ) вёл сам создатель (ТРИЗ) Альтшуллер Г.С. (он же писатель - фантаст Альтов Г.С.).
Практически каждый изобретатель в своём арсенале приёмов решения творческих задач содержит несколько приёмов , найденных часто случайно, которые использует в своём творчестве вместе с МПиО, что малоэффективно. Для успешного решения любых задач нужно иметь весь арсенал инструментов для решения творческих задач.
Например, при сборке транзисторного радиоприёмника (1966 г. - это время их бума в СССР) в корпусе оставалось место (грубо - 16х16х16 мм) только для потенциометра, а еще нужно было разместить выключатель, потенциометр для регулировки звука и поиска нужной радиостанции. Решением задачи был найденный мною приём «матрешки», который устранил все противоречия. Собирал приёмник из того, что было и при условии того, чтобы размером он был меньше заводского.… В школе физику ещё не изучали, литературы нужной не было, поэтому назначение радиодеталей изучал с помощью молотка и отвёртки, но потом нашёл и выписал журнал «В помощь радиолюбителю". Источником деталей служил старый радиоприёмник. Отец, по моей просьбе, привёз из Баку авоомметр. Это для меня был прорыв! Теперь я мог изучать свойства деталей, материалов с помощью физического прибора, ставить какие-то эксперименты, во время которых нашел группу из 18 эффектов – часть были известны до меня: гальвано-, электро-, магнитных (эффект Зеебека, Пельтье, Нернста, Этингсгаузена, Риги-Ледюка и др.) термо-, электро-, магнитных эффектов.
По полученным данным решил найти математические зависимости. Для этого я построил свою лабораторию из прочных саманных кирпичей собственного производства, провёл электричество, чему меня научил майор Зазуля из НИИ города Клина, который занимался изучением аэродинамики насекомых. Он приехал в наш приграничный посёлок из НИИ, чтобы поймать красивую ночную бабочку «Святая Христофа (по размерам примерно с бабочку дубового шелкопряда), популяция которой должна была проявиться именно в этот год в Азербайджане в Талышских горах на границе с Ираном. Но приехали пограничники и арестовали майора до выяснения личности и обстоятельств, приведших его к нарушению порядка в приграничной зоне. А мы с ним договорились, что он пришлёт мне оборудование и специальную лампу для ловли бабочек. Этих бабочек, как он мне рассказал, имелось всего четыре экземпляра во всём мире: один в Питере, один у английской королевы (в музее) , ещё где-то в музеях (уже не помню) и один - у меня. Я ему поймал всего 6 штук и дюжину всяких бабочек с внешним видом, похожих на истребитель. Мы потом с ним переписывались года два, вплоть до переезда из Ленкораня в Минеральные Воды. Я ему очень благодарен, т.к. он познакомил меня с некоторыми законами электричества и научил обращаться с электричеством на «ты» и без резиновых перчаток…
До сих пор бытует мнение, что наши способности от природы, от Бога, одному они даны, другому нет и т.д. Это дело случая, один обращает внимание на какую-то случайность, другой – нет и проходит мимо открытия, бандероль одного приходит на 0,5 часа раньше другого в патентное бюро, вот он и становится первооткрывателем, «гением». При применении МПиО действует «эстафетный механизм». Представьте себе пират Флинт спрятал на необитаемом острове клад, начертив схему его расположения. Клад был спрятан недалеко от дерева в 5 метрах по направлению к морю. Через 100 лет кто-то из кладоискателей обнаружил карту и отправился на поиски. Приплыв на остров, он перекопал всё вокруг дерева в радиусе 5 метров, но ничего не нашёл. На следующий год приплыли ещё несколько кладоискателей, купившие карту у бродяги, копали и опять ничего не нашли. Так почти 100 лет приплывали искатели, но ничего не находили. С кучами грунта растёт и куча мусора. Но вот на остров приплыл праздношатающийся турист. Он вспомнил про клад на острове, который так никто и не нашёл. Окинул он всё взглядом: дерева нет – срубили на дрова, вокруг кучи грунта и большая куча мусора, накопившаяся за столетие. Подумал, подумал, и решил, что под кучей мусора наверняка никто не копал. Попробую копнуть, авось повезёт…. Копнул и…, О!!!..Боже! Вот он заветный клад!
Как строились Египетские пирамиды? На самом деле блоки разных размеров изготавливали путем устройства опалубки и заливки в неё бетонной смеси, которую готовят из порошка (связующего материала), получаемого измельчением известняка, прошедшем дегидратацию на горячем египетским солнце.
Делаем вывод: копать нужно там, где никто не копал!!!.... Вот ещё один приём решения задач при использовании МПиО. В этом суть эстафетного механизма. Он работает и в науке, и в изобретательстве… Посмотрите примеры из науки и техники.
И.М. Кондраков
09.09.24 г.
https://vk.com/@technologiisvetl-pervye-publichnye-otzyvy-ob-effektivnosti-vozdeistviya-tehno
https://dzen.ru/away?to=https%3A%2F%2Frutube.ru%2Fvideo%2F590c67ec240c95cf3de8a435c1c98890%2F%3Fr%3Dwd
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев