Предыдущая публикация
Слушая сочинения: «Отговорила роща золотая», «Никогда я не был на Босфоре», «Выткался над озером» и «Сыпь, тальянка» своего коллеги по композиторскому цеху, Арам Хачатурян заметил: «Хорошую песню сочинить сложнее, чем симфонию». На этой неделе исполнилось 90 лет со дня рождения классика советской песни - почетного гражданина города Краснодара, народного артиста СССР Григория Пономаренко: сегодня о нем вспоминают друзья и близкие.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7
Сочинения для баяна и хора
...ЕщёВ 1960-х - солистка Государственного Волжского народного хора народная артистка России Екатерина Шаврина:
- Впервые с уже гремевшим на все Поволжье композитором Григорием Пономаренко я познакомилась, став в 16 лет солисткой Волжского хора. Могла бы быть одной из многих, не разгляди Григорий Федорович во мне голос: он буквально за руку вывел меня на сцену, написал мне песни «Нарьян-Мар», «Колокольчик» и «Тополя». Это был удивительный человек: веселый, но не на минуту не выпускающий из рук нотного листа, он от всех требовал такой же преданности делу на многочасовых репетициях и концертах, которых мы давали ой как много. Между разговорами придумает мелодию - и тут же запишет в блокнот, а потом шлифует ее в одиночестве на баяне.
Григорий Федорович был особенно требователен к текстам поэтов Маргариты Агашиной и Виктора Бокова: пока не найдет тот, что, на его взгляд, идеально подходи
Сочинения для баяна и хора
В 1960-х - солистка Государственного Волжского народного хора народная артистка России Екатерина Шаврина:
- Впервые с уже гремевшим на все Поволжье композитором Григорием Пономаренко я познакомилась, став в 16 лет солисткой Волжского хора. Могла бы быть одной из многих, не разгляди Григорий Федорович во мне голос: он буквально за руку вывел меня на сцену, написал мне песни «Нарьян-Мар», «Колокольчик» и «Тополя». Это был удивительный человек: веселый, но не на минуту не выпускающий из рук нотного листа, он от всех требовал такой же преданности делу на многочасовых репетициях и концертах, которых мы давали ой как много. Между разговорами придумает мелодию - и тут же запишет в блокнот, а потом шлифует ее в одиночестве на баяне.
Григорий Федорович был особенно требователен к текстам поэтов Маргариты Агашиной и Виктора Бокова: пока не найдет тот, что, на его взгляд, идеально подходит к его мелодии, не успокоится. Поэт Василий Алферов рассказывал, как писалась «Ивушка»: Пономаренко не одну неделю ходил с текстом, напевал его друзьям и знакомым, да что-то не лежала душа к нему. Однажды он за столом спросил чемпиона СССР по акробатике Александра Скоромыкина: мол, как тебе? Тот говорит, что никуда не годится. И композитор стал расспрашивать своего слушателя - что не так в песне? Тот ему объяснил на пальцах, и они подкорректировали всем известные строки: «Ивушка зеленая, над рекой склоненная».
Только факты. Григорий Пономаренко родился 2 февраля 1921 года на Украине, в селе Моровск Черниговской области, в крестьянской семье. Азы нотной грамоты постиг в церковном хоре, а с пяти лет учился игре на баяне у дяди Максима. Школьником сочинял для драмкружка клуба «Коммунар», был баянистом в домах культуры Запорожья и Днепрогэса, учился у известного музыканта Александра Кинебаса. В 1938 году Григорий Пономаренко поступил в ансамбль песни и пляски погранвойск НКВД УССР, прошел всю войну с концертами на западных фронтах. В 1950-х стал баянистом Московского оркестра русских народных инструментов им. Н. Осипова, откуда в 1952-м году хормейстер Петр Милославов пригласил его в Самару - в Волжский русский народный хор музыкальным руководителем (1952-1962). Там появились его самые известные ранние песни: «Ой, ты, Волга, край морской», «Гармонь певучая», «Ивушка», «Оренбургский пуховый платок», «Эх, Волга-речка, не боли, сердечко».
Песенный рог изобилия
...ЕщёКомпозитор, музыковед, член Союза композиторов РФ, заслуженный деятель искусств России профессор КГУКИ Виктор Комиссинский:
- Пономаренко впервые побывал в Краснодаре в 1971 году, уже известным и любимым автором приезжал на фестиваль «Кубанская музыкальная весна». А познакомились мы чуть позже, в 1973 году, когда он уже переехал в Краснодар. Григория Федоровича на Кубань пригласил первый секретарь Краснодарского крайкома партии Григорий Золотухин: великолепного композитора и хормейстера рассматривали как одного из кандидатов на должность художественного руководителя Кубанского казачьего хора. Пономаренко разучил с артистами несколько десятков песен, но его душа всегда лежала только к сочинительству: писал он много, песни рождались как из рога изобилия.
И вместе с тем он в каждой искал ту одному ему слышимую интонацию, которой хотел наполнить музыку. Помню, как он отослал Людмиле Зыкин
Песенный рог изобилия
Композитор, музыковед, член Союза композиторов РФ, заслуженный деятель искусств России профессор КГУКИ Виктор Комиссинский:
- Пономаренко впервые побывал в Краснодаре в 1971 году, уже известным и любимым автором приезжал на фестиваль «Кубанская музыкальная весна». А познакомились мы чуть позже, в 1973 году, когда он уже переехал в Краснодар. Григория Федоровича на Кубань пригласил первый секретарь Краснодарского крайкома партии Григорий Золотухин: великолепного композитора и хормейстера рассматривали как одного из кандидатов на должность художественного руководителя Кубанского казачьего хора. Пономаренко разучил с артистами несколько десятков песен, но его душа всегда лежала только к сочинительству: писал он много, песни рождались как из рога изобилия.
И вместе с тем он в каждой искал ту одному ему слышимую интонацию, которой хотел наполнить музыку. Помню, как он отослал Людмиле Зыкиной песню «Платок», а через месяц я был свидетелем части их телефонного диалога: «Люся, я тебе песню отправлял «Подари мне платок…», ты останови, пожалуйста, запись, там по-другому надо петь, иначе получится не по-русски, я другой вариант написал. Первый был неправильный, а этот - правильный». Григорий Федорович месяц над песней размышлял, ища нужную интонацию!
Только факты. Когда в 1972 году Григорий Пономаренко уезжает на Кубань, волгоградская поэтесса Маргарита Агашина, написавшая с ним песни «Растет в Волгограде березка», «А где мне взять такую песню?» и «Метелица», публикует в газете «Литературная Россия» стихотворение «Подожди, Пономаренко, подожди - не уезжай!». У нас Григорий Федорович возглавляет Краснодарскую краевую филармонию и местное отделение Союза композиторов России. Завершает давно начатые циклы песен: одиннадцать на стихи С. Есенина и четырнадцать - А. Блока, первым исполнителем которых был Иосиф Кобзон. Когда циклы были готовы, выяснилось, что певец не может записать их - слишком занят на гастролях. Григорий Федорович ждал два года, прежде чем его сочинения увидели свет, зато после концерта Кобзон за кулисами встал на колени перед композитором.
Он «теперь в краю казачьем самый звонкий бубенец»
...ЕщёПоэт, заслуженный работник культуры России, член Союза писателей РФ Кронид Обойщиков:
- «То поет душа, то плачет, то хохочет, наконец. Ты теперь в краю казачьем самый звонкий бубенец» - эти строки я когда-то посвятил Григорию Федоровичу, писавшему песни на мои стихи, на стихи кубанцев Виталия Бакалдина, Сергея Хохлова, Ивана Вараввы, Николая Доризо. Однажды он буквально на пороге - я ехал на встречу с читателями в Киев - остановил меня телефонным звонком: «Переделай, пожалуйста, вот ту и вот эту строчки в песне о Новороссийске. Ну, не нравятся они мне. И Зыкиной не нравятся». Пока я летел, написал семь вариантов строфы: когда приземлились, отправил их Григорию Федоровичу телеграфом после посадки, и он выбрал тот, что был ему по душе.
Пономаренко находил бездну вдохновения в природе Кубани, которую любил: любил ездить за рулем по нашим дорогам мимо пирамидал
Он «теперь в краю казачьем самый звонкий бубенец»
Поэт, заслуженный работник культуры России, член Союза писателей РФ Кронид Обойщиков:
- «То поет душа, то плачет, то хохочет, наконец. Ты теперь в краю казачьем самый звонкий бубенец» - эти строки я когда-то посвятил Григорию Федоровичу, писавшему песни на мои стихи, на стихи кубанцев Виталия Бакалдина, Сергея Хохлова, Ивана Вараввы, Николая Доризо. Однажды он буквально на пороге - я ехал на встречу с читателями в Киев - остановил меня телефонным звонком: «Переделай, пожалуйста, вот ту и вот эту строчки в песне о Новороссийске. Ну, не нравятся они мне. И Зыкиной не нравятся». Пока я летел, написал семь вариантов строфы: когда приземлились, отправил их Григорию Федоровичу телеграфом после посадки, и он выбрал тот, что был ему по душе.
Пономаренко находил бездну вдохновения в природе Кубани, которую любил: любил ездить за рулем по нашим дорогам мимо пирамидальных тополей, о которых написал песню, любил море и Новороссийск, бескрайние поля под солнцем… В 1990 году мне довелось с ним работать не только над песнями: вместе с либреттистом Вагаршаком Мхитаряном и аранжировщиком Яковом Верховским мы написали оперетту «Лебединая верность». Старшее поколение краснодарцев помнит, как каждый прохожий на улицах города напевал мелодии из нее «На Дону вырастают девчонки» и «А где ж ты гулял, казак молодой?».
Только факты. На кубанской земле Григорий Пономаренко написал песни на стихи наших поэтов: «Казак ехал на Кубань», «Ой станица, родная станица», «Кубаночка», «Трудовые руки», «Посадила я сады», «Песня о Краснодаре», «Песня о городе-герое Новороссийске», «Здравствуй, наша Кубань» и другие. В 1980-1990-е Пономаренко много писал для театра: он создал оперетту «Старым казачьим способом» (либретто ростовчанина, будущего главного редактора журнала «Огонек» и друга композитора А. Софронова) и музыку к драме того же А. Софронова «Ураган», поставленной в Краснодарском драмтеатре Михаилом Куликовским. Позже она пройдет в Малом театре СССР: главную партию «Где-то ветер стучит проводами» будет петь Элина Быстрицкая. Так и не увидели свет две оперетты композитора: комическая «Репьи» и биографическая «Михаил Горбачев», написанная Пономаренко в 1989 году.
В рабочий полдень
...ЕщёСолист-вокалист Краснодарской краевой филармонии им. Г. Ф. Пономаренко, доцент кафедры академического пения консерватории КГУКИ заслуженный артист России Александр Плахтеев:
- Как же я мечтал познакомиться с Григорием Федоровичем, песни которого знал, любил и пел! Набравшись смелости, пригласил его с супругой Вероникой Ивановной на свой концерт: хотя аплодировали мне долго, с внутренним страхом ожидал окончания выступления. В этот момент Григорий Федорович пришел ко мне в грим-уборную, обнял - так началась наша дружба. Мне выпадала большая честь быть первым исполнителем его песен: например, «Краснодарской улицы Красной», которая была позывными краевого радио и звучала из часов на башенке на улице Мира.
Позже мы вместе исколесили весь край с концертами для тружеников села и рабочих. Я пел и в цехах, и на полевых станах, и в доках. Григорий Федорович аккомпанировал: сам играл на баяне, хот
В рабочий полдень
Солист-вокалист Краснодарской краевой филармонии им. Г. Ф. Пономаренко, доцент кафедры академического пения консерватории КГУКИ заслуженный артист России Александр Плахтеев:
- Как же я мечтал познакомиться с Григорием Федоровичем, песни которого знал, любил и пел! Набравшись смелости, пригласил его с супругой Вероникой Ивановной на свой концерт: хотя аплодировали мне долго, с внутренним страхом ожидал окончания выступления. В этот момент Григорий Федорович пришел ко мне в грим-уборную, обнял - так началась наша дружба. Мне выпадала большая честь быть первым исполнителем его песен: например, «Краснодарской улицы Красной», которая была позывными краевого радио и звучала из часов на башенке на улице Мира.
Позже мы вместе исколесили весь край с концертами для тружеников села и рабочих. Я пел и в цехах, и на полевых станах, и в доках. Григорий Федорович аккомпанировал: сам играл на баяне, хотя ему было не легко - сказывался возраст. Но в таких выездных концертах он черпал вдохновение и радость от встреч со зрителями, от их восторженного приема… Мог ехать в какой-нибудь совхоз или на предприятие утром, а вечером, прощаясь с хозяевами перед дорогой домой, напевать мелодию, сочиненную под впечатлением от встреч днем.
Только факты. Безотказно принимал приглашения и выступал с Вероникой Журавлевой в самых отдаленных уголках Кубани, в трудовых коллективах, на заводах и фабриках, в колхозных клубах и на полевых станах. К 40-летию Победы над фашистской Германией Григорий Федорович создал песенно-хоровую ораторию «Епистиния Степанова - мать девятерых сыновей», исполненную на родине Степановой в Тимашевском районе при огромном стечении кубанцев.
Мелодия двух сердец
...ЕщёХудожественный руководитель и генеральный директор Краснодарской краевой филармонии им. Г. Ф. Пономаренко, профессор консерватории КГУКИ, солистка и худрук ансамбля «Ивушка» народная артистка России Вероника Журавлева-Пономаренко:
- Все знают историю нашего знакомства с Григорием Федоровичем на репетиции Кубанского казачьего хора. Я знала и пела все его песни: по ним он представлялся мне высоким и статным. В тот день на репетицию опоздала. Вошла в зал и первое, что услышала, была фраза Григория Федоровича: «Ой, кто это? Если у вас все в хоре такие, то, пожалуй, буду у вас работать». Позже он меня спросил: «Вера, ты поешь мои песни?» Отвечаю, что да, и мы договариваемся о прослушивании. И вновь Григорий Федорович спрашивает: «Петь будешь? От всего на земле ради пения отказаться сможешь?» Я думаю: и чего это он меня все расспрашивает? Потом, когда он взял меня в программу своего концерта в Москве, поняла поч
Мелодия двух сердец
Художественный руководитель и генеральный директор Краснодарской краевой филармонии им. Г. Ф. Пономаренко, профессор консерватории КГУКИ, солистка и худрук ансамбля «Ивушка» народная артистка России Вероника Журавлева-Пономаренко:
- Все знают историю нашего знакомства с Григорием Федоровичем на репетиции Кубанского казачьего хора. Я знала и пела все его песни: по ним он представлялся мне высоким и статным. В тот день на репетицию опоздала. Вошла в зал и первое, что услышала, была фраза Григория Федоровича: «Ой, кто это? Если у вас все в хоре такие, то, пожалуй, буду у вас работать». Позже он меня спросил: «Вера, ты поешь мои песни?» Отвечаю, что да, и мы договариваемся о прослушивании. И вновь Григорий Федорович спрашивает: «Петь будешь? От всего на земле ради пения отказаться сможешь?» Я думаю: и чего это он меня все расспрашивает? Потом, когда он взял меня в программу своего концерта в Москве, поняла почему.
Ухаживал Григорий Федорович необыкновенно - так же, как и все в жизни делал: талантливо, не лукавя, искренне, от всего сердца. Он - как его песни: то скромные, то грустные до слез, то залихватски веселые, ведь его дар - отражение души. И я для него все делала от души: выхаживала, когда болел, стояла у плиты после концертов или после его возвращения с рыбалки - Григорий Федорович был страстным рыбаком, воспитывала Тараса и Марию - двоих его детей от предыдущего брака, которые называют меня мамой. За два с лишним десятилетия совместной жизни Пономаренко дал мне все, что может дать женщине и певице мужчина. Поэтому когда Григория Федоровича не стало, в груди у меня в буквальном смысле слова появилась зияющая дыра.
Только факты. В последние годы жизни Григорий Пономаренко много писал: это была и музыка к фильмам «Мачеха» с Татьяной Дорониной, «Безотцовщина» с Еленой Драпеко и Львом Прыгуновым, «Ах, осень, осень». Воспитанный отцом-евангелистом, в 1989 году Григорий Федорович написал удивительную ораторию «Всенощное бдение» для церковного хора - свое самое крупное духовное произведение. Она звучала в Колонном зале московского Дома союзов, в ленинградском Смольном и в дни прощания с разбившимся в автокатастрофе 7 января 1996 года композитором
Тополя» в память о композиторе
Вчера на аллее почетных граждан Славянского кладбища на могиле, где покоится Григорий Пономаренко, звучали «Тополя» и другие песни Григория Федоровича.
Почтить память Григория Федоровича пришли председатель городской Думы Краснодара Вера Галушко, заместитель главы города Наталья Маханько, заместители руководителя департамента культуры Краснодарского края Владимир Ярешко и Галина Солянина, начальник управления культуры администрации Краснодара Татьяна Рубан, художественный руководитель Краснодарской краевой филармонии Вероника Журавлева-Пономаренко, художественный руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко и многие другие руководители учреждений культуры и деятели искусства. Над последним приютом прославленного композитора, усыпанным цветами, звучали слова признательности ему, артисты филармонии и воспитанники школы искусств им. Г. Ф. Пономаренко пели песни маэстро.