Считать на пальцах нельзя! Или можно?
Многие учителя на уроках математики запрещают детям считать на пальцах. Да и во многих популярных блогах можно встретить информацию, что если научить считать ребёнка на пальцах, то в дальнейшем он не сможет считать в уме.
В то же время психологи уверенно заявляют, что в счёте на пальцах нет ничего плохого. Наоборот, много плюсов.
Два кардинально разных мнения! Кого же слушать? И что делать, если ребёнок уже считает на пальцах?
Давайте разбираться.
И будем мы это делать с точки зрения работы нашего мозга.
Устный счёт – это абстрактная операция. Чтобы её выполнить, наш мозг должен мысленно представить последовательность всех действий.
Например, 3+2. Чтобы решить этот пример устно, наш мозг представляет 3 предмета, затем к ним прибавляет 2 предмета, а затем считает получившийся результат.
Что при этом будет представлять наш мозг, совсем не важно. Будь то пальцы, счётные палочки, яблоки или динозавров.
Поэтому, с точки зрения результата, совсем неважно, с помощью чего Вы будете обучать ребёнка счёту.
Но бывает так, что ребёнок считает на пальцах, а вот в уме считать не может.
"Виноваты пальцы!" – считают некоторые педагоги. И с уверенностью заявляют, что если бы ребёнок считал по линейке, то таких проблем бы не было.
Это заблуждение!
Для того, чтобы уметь считать в уме, у ребёнка должно быть развито абстрактное мышление. Ведь цифра – понятие абстрактное.
Мышление у нас развивается поэтапно. Пропустить какой-то этап невозможно.
Если говорить про устный счёт, то на первом этапе ребёнок активно считает разные предметы, приходит осознание понятия "число". Например, 4 яблока и 4 дома одинаковые по количеству предметы, несмотря на их разный размер.
На втором этапе ребёнок учится соотносить число с цифрой. Он должен чётко осознавать и представлять число с соотносимыми предметами. Например, цифра 4 означает, что каких-то предметов ровно 4.
Если первые два этапа были пройдены успешно, то наступает третий этап, когда ребёнку достаточно только услышать название числа или примера, чтобы представить нужное количество предметов у себя в голове, а также сложить и вычесть эти предметы.
Если ребёнок при счёте использует пальцы, то это значит, что он "застрял" на втором этапе и перейти на третий не получается.
Даже если заменить пальцы на линейку или счётные палочки, результат останется прежним. И чтобы решить пример, нужна будет наглядная опора. А что это будет с точки зрения работы мозга – абсолютно неважно.
Существует ещё одно заблуждение – позволить ребёнку считать на пальцах столько времени, сколько необходимо. Со временем мозг перейдёт на следующий этап и необходимость использовать пальцы отпадёт.
Есть одно непреложное правило. Наш мозг развивается только в обучении!
Если оставить ситуацию без изменений и ждать, то, скорее всего, необходимость использовать пальцы при счёте никогда не отпадёт. Это касается линейки, счётных палочек или других наглядных опор.
Поэтому, если Ваш ребёнок никак не может научиться считать в уме, то, в первую очередь, необходимо развивать абстрактное мышление и понимание числа.
Нет комментариев