Наши предки верили, что Агафон-огуменник «леших вон гонит». По народному поверью, в этот день можно встретить лешего - лесного духа, хозяина чащи и зверей. В народе его еще называли лесовик и боровик. Издали он немного напоминает человека. Все тело лешего покрыто густой шерстью. У него длинные волосы, зеленая борода, козьи рога и ноги.
Одет лесной дух в звериные шкуры. Леший своим смехом пугает людей, в непроходимые чащобы заводит путников, может украсть ребенка. Лесовик мог стать маленьким как мышка или вырасти выше самых высоких деревьев в лесу. Он умеет ржать как лошадь, плакать как ребенок, смеяться так, что все деревья дрожат. Он может превратиться в зверя, мох на дереве, скрипучие коренья. В октябре леший впадает в спячку, а по весне возвращается.
Считается, что леший не только проказничает, но и помогает людям, особенно тем, кто его уважает. В этот день крестьяне надевали тулуп наизнанку, брали кочергу и шли стеречь свое добро. Потому что этой ночью леший на поле дурит, снопы валит, на гумне все вверх дном переворачивает. Чтобы уберечься от лешего молились мученику Севериану, очерчивали кочергой круг и садились в центре.
Еще в этот день старались задобрить домовых и дворовых духов. Женщины пекли пироги и оставляли их в овине, на конюшне, в бане, на чердаке, за печкой, чтобы духи подкрепились и в дальнейшем не вредили хозяевам.
Традиции и обряды 4 сентября:
Главная традиция 4 сентября - охрана гумна от лешего.
- Огуменник - это огороженный участок, где построено гумно - место для хранения и различной обработки зерна.
- В народных преданиях леший - это лесной дух, главная задача которого - следить, чтобы никто не принес вреда его хозяйству. Соответственно леший относится и к людям: добрым, которые зря ветки не заломят и зверя не убьют, помогает выйти из леса быстрой и короткой тропой, а злых заставляет плутать кругами, а может и в самую чащу завести. Говорили, что с виду леший напоминает человека, может принять облик знакомого, родственника. Но если внимательно приглядеться, его можно опознать: на лешем почти всегда красный кушак, левая пола кафтана запахнута на правую, а обувь перепутана с правой ноги на левую.
- В ночь на Агафона мужчины собираются на охрану гумна от лешего. По поверью, в этот день дух леса покидает свое жилище, чтобы порезвиться в селах, раскидать сено, развязать снопы. Обычно леший предстает в образе человека. Его легко узнать по широкому матерчатому поясу красного цвета и одетой наоборот обуви.
- Обряд охраны очень интересен. Чтобы лесовик принял мужчин за своих собратьев и пошел потешаться в другое место, они обязаны надеть тулуп, вывернутый наизнанку, а на голову повязать полотенце. Придя на участок, должны очертить круг вокруг огуменника и остаться внутри него. Считается, что леший не может переступить черту.
- Жители сел и деревень, собираясь в караул, обязательно просили помощи у святого Агафоника.
Нет комментариев