В этот день с самого утра молились святому Зосиму, покровителю пчеловодства, порой на пасеку приглашали священника отслужить молебен, в храм для освящения относили соты и только после этого из омшаника доставали улья с пчелами и расставляли их на пчельнике. На пасеку вывозили пчел.
Пчеловоды, за день до того, как вывозить пчел, посреди пасеки вырезали глыбу земли, обходили с ней вокруг пасеки, а потом несли ее на прежнее место, и приговаривали: «Как Савватий и Зосима с Иисусом Христом престол поставили, так я во имя Их, это место облюбовал для своих пчел».
При вынесении ульев посреди пасеки ставили стол, накрытый белой скатертью, на него черепок с жаром, хлеб и соль, крещенскую воду и свечу, оставшуюся с пасхальной утрени. Помолившись Господу и святым Зосиму и Савватию, с зажженной свечой и курящим ладаном обходили вокруг пасеки, кропя ее святой водой и трижды повторяя: «Христос Воскрес!».
Над дверью, через которую вносили ульи на пасеку, вбивали кол. Расставивши ульи по местам, садились под образ и, немного посидев, вставали, творя крестное знамение и отбивая сто земных поклонов. От нападения чужой пчелы делали три осиновых кола и, перекрестившись, вбивали их посреди пасеки, сверху на них клали веник и говорили: «Садитесь, чужие пчелы, на веник и на осиновые колы и отсюда не улетайте».
В обрядовой практике пчеловодов большое значение имеет полая вода. Во время половодья в бутыли набирали воду, которую хранили до половодья в следующем году. Летом эту воду держали на пасеке, зимой - в омшанике. Вместе с водой хранили свечу с пасхальной заутрени.
Связь пчел и воды относится к древним, мифологическим представлениям о рождении из воды пчелы. Позднее считали, что пчела появилась от Водяного, который тоже является покровителем пчеловодства. Пчеловоды одаривали хозяина вод накануне Преображения Господня. В фольклорных текстах нередко пчелу называли вестницей весны.
Еще в этот день сеяли свеклу и морковь. Перед посевом семена замачивали в родниковой воде. Для хорошего урожая в родник опускали медные деньги, но делали это так, чтобы никто не видел. Если же кто-то увидит эту процедуру, то урожая не будет.
Традиции и обряды 2 июля:
- Пчелиный мед считается ценным лакомством, без которого не обходиться ни одна семья. Пчеловоды проводили определенные обычаи, чтобы сбор меда был удачливым. Например, под крышу, где были пчелиные улья, заселяли синиц, которые отгоняли от пчел разных вредителей.
- Сегодня развешивали вокруг пчельника на кольях изгороди лошадиных и других черепов «от сглаза».
- Размещали на пчельнике вместе с заселенными ульями пустых ульев для того, чтобы никто, кроме пчеловода не знал, сколько на пчельнике ульев с пчелами, потому что считать пчел нельзя - переведутся.
- Закапывали в землю в виде жертв духу, покровительствующему пчеловодству, так называемому Нешке Пасу, летом - первых самых лучших роев, а осенью после подрезки меда - кувшинов с медовухой.
- Верили, что 2 июля, по молитве святому Иову, покровителю этого дня, могут быть сняты с невинно и неправедно обиженных и обвиненных все наговоры.
Нет комментариев