Кабир – индийский средневековый мистик и поэт. Кабир родился в бедной семье ткачей, людей низкой касты. Люди низших каст индийского общества, чтобы избежать кастового угнетения, часто переходили в другие религии – ислам, буддизм (в наше время это тоже не редкость). Родители Кабира были такими новообращенными мусульманами и он с детства жил в обществе людей разных религий, направлений индуизма и ислама.
Кабир стал духовным искателем, мистиком и поэтом, при этом он не бросал мирскую жизнь, продолжал быть ткачом, отцом двоих детей. Он был суфием и он был бхактой, «любящим Бога», и при этом он всегда сохранял отвращение к организованной религии.
Кабир считал, что есть два божественных принципа – это индивидуальная душа «дживатма» и Бог «Параматма». Спасение состоит в объединении их, ибо эти двое суть Одно.
"Мой друг, не ходи по садам: сам ты сад несравненный.
Средь множества лотосов сядь и любуйся вселенной!"
Кабир признавал карму и реинкарнацию, но не признавал касты, потому что считал, что Бог присутствует во всех одинаково.
«Где ты ищешь меня, человек? Здесь я, здесь, недалёко!
Нет ни в храме индусском меня, ни в мечети пророка,
Нет в обрядах меня, нет в отказе от радостей жизни.
Если вправду ты ищешь меня, то отыщешь мгновенно.
Слушай, брат, что Кабир говорит: "Все живое священно"»
Есть легенда о том, как Кабира невзлюбил султан Бенареса.
Как-то он сидел на берегу Ганга с суфийским шейхом. По реке плыл труп ребенка. Кабир вытащил труп из воды и воскресил ребенка. Шейх был ошеломлен и сказал – «Ты только что сотворил чудо!» Кабир спокойно ответил – «Что ж, пусть его будут звать Камал ("чудо")».
Тогда шейх, который был придворным султана, воспылал завистью к Кабиру и стал оговаривать его перед своим государем: Кабир не признает обычаев индусов и мусульман и считает себя невесть чем, чуть ли не пророком. Кроме того, его зовут Кабир – по-арабски «Великий», одно из имен Аллаха, а так называться может лишь царь, а не жалкий ткач. Надо сказать, что это все было правдой – Кабир любил Бога, а не религию, говорил что ни в Коране, ни в Ведах истины нет. А истина лишь в духовном переживании и Бог присутствует в человеческом сердце.
Моего во мне нет ничего, все, что есть - твое. Если вручу тебе твое, что мне с того?
Повторяя "ты, ты", я стал тобою, меня во мне не осталось. Когда стер различие между собой и тобой, кого я звал другим именем, всюду стал ты, куда ни взгляну.
Султан призвал к себе Кабира и спросил его: «Каково твое настоящее имя, работник?»
Тот ответил: «Мое имя – Великий! Имя мое - во всех мирах. Вода, воздух, времена года - все это я! Я – создатель Вселенной!»
Султан приказал казнить Кабира, а именно – растоптать его слоном. Однако слон, как его ни понукали, отказался топтать поэта и даже склонил перед ним колени. Кабира отпустили.
Говорят, что перед смертью Кабир совершил омовение в Ганге, чтобы смыть грехи, а также в Карманасе – чтобы смыть добрые дела. Карманаса – приток Ганга, имя которого значит «смывающий заслуги».
Когда Кабир умирал, его поклонники, мусульмане и индуисты, устроили ссору из-за того, как хоронить поэта – по индусскому обряду или по мусульманскому.
Кабир пристыдил их и закрылся в своей хижине. Когда хижину открыли, тела в ней не нашли, было лишь два покрывала с цветами. Одно взяли себе индуисты и похоронили по своему обычаю, другое мусульмане. Так говорит легенда. Но две могилы Кабира есть и сейчас.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1