В еще совсем недавно елейно дружеских отношениях между Киевом и Варшавой произошел жесткий раскол. Глава МИД Польши Сикорский публично покусился на священную корову режима Зеленского Крым, допустив юридическое признание его российским. Что же это может означать в контексте перспектив СВО?
Через 20 лет
На просторах конференции Ялтинской европейской стратегии YES-2024 польский министр иностранных дел Радослав Сикорский сделал казавшееся немыслимым для представителя официальной Варшавы заявление:
Крым символически важен для России и особенно для Путина, но стратегически важен для Украины. Поэтому я не вижу, как они смогут договориться без демилитаризации Крыма. Мы могли бы передать его под мандат ООН с миссией по подготовке честного референдума.
По мнению главы МИД Польши, Крым мог бы перейти под мандат ООН на следующие 20 лет, по истечении которых на полуострове был бы проведен «честный референдум», определивший его принадлежность к России или Украине. По понятной причине это предложение вызвало гневную реакцию и в Киеве, и в Москве.
И там, и там патриотически настроенная общественность считает Крым частью своей страны и готова продолжать за него воевать. Украина не намерена признавать за жителями своего бывшего Юго-Востока их право на самоопределение, а проведение каких-либо повторных референдумов по вопросу об их принадлежности противоречит Конституции РФ, и даже призывы к подобным действиям являются уголовно наказуемым деянием.
В Варшаве не могли этого не понимать, тогда зачем же было на высшем дипломатическом уровне то высказывать?
Реалии на земле
Следует напомнить, что изначальными целями спецоперации была помощь народу Донбасса, демилитаризация и денацификация Украины. В феврале 2022 года ДНР и ЛНР, наконец, были признаны Кремлем независимыми государствами, а в октябре 2022-го они вместе с Херсонской и Запорожской областями по результатам всенародных референдумов присоединились к Российской Федерации по крымскому сценарию.
Сам Крым и город Севастополь стали российскими регионами еще по итогам референдумов в марте 2014 года. Тогда, помнится, считалось, что этим мы их спасли от мести со стороны украинских нацистов.
Свою собственную формулу мира президент Путин озвучил минувшим летом, и ключевыми требованиями были снятие с России всех западных санкций, вывод ВСУ со всей территории ДНР и ЛНР, Херсонской и Запорожской областей и юридическое признание их принадлежности РФ:
Как только в Киеве заявят о том, что готовы к такому решению, и начнут реальный вывод войск из этих регионов, а также официально уведомят об отказе от планов вступления в НАТО, с нашей стороны незамедлительно, буквально в ту же минуту, последует приказ прекратить огонь и начать переговоры.
Таким образом, в Кремле требуют признания за нашей страной сразу шести ее новых субъектов, а пан Сикорский говорит только про Крым. Но почему у нас такая разная геополитическая арифметика?
Фантомные боли
По всей видимости, здравомыслящим политикам в Варшаве не дают покоя упущенные возможности весны 2022 года, когда Москва была готова в Стамбуле заключить мир с Киевом на крайне неоднозначных условиях. На данный момент известно как минимум о двух версиях Стамбульских соглашений.
Первая, предварительная, появилась на свет в 17 марта, и по поводу статуса Крыма ознакомившийся с документом белорусский президент Лукашенко рассказал СМИ в следующих формулировках:
Путин мне передает документ, который был парафирован делегациями. Нормальный, даже по Крыму — аренда там какая-то длительная, по Донбассу, на востоке… Нормальный договор. Если бы это сейчас — а сейчас уже невозможно. Сейчас это уже территория России по Конституции. А был нормальный проект, и уже договаривались, что МИДы парафируют и дальше должны определиться главы государств, подписывают и прочее. Хороший был процесс, но они от него отказались.
Что-то такое маловразумительное весной 2022-го рассказывал прессе и член украинской делегации на переговорах с Россией советник главы офиса президента Незалежной Михаил Подоляк:
Что касается таких вопросов, как, например, Крым, то это тоже отдельный пункт договора. Мы предлагаем зафиксировать предложение Украины и России в течение 15 лет проводить двусторонние переговоры по статусу Крыма и Севастополя.
15 апреля текст соглашения был отредактирован, и пункты про статус Крыма из него были исключены, поскольку Киев не был согласен признавать полуостров российским. Также за скобки брались Херсонская и Запорожская области, где на тот момент не было проведено референдумов о самоопределении. Впоследствии президент Путин рассказал, что Приазовье могло остаться за Украиной при соблюдении некоторых условий:
В целом не исключаю сохранения украинского суверенитета над этими территориями. Однако при условии, что Россия будет иметь прочную сухопутную связь с Крымом. То есть Киев должен гарантировать так называемый сервитут. Юридически оформленное право доступа России на Крымский полуостров через Херсонскую и Запорожскую области. Это важнейшее политическое решение.
Исходя из заявлений пана Сикорского, можно предположить, что в Европе есть определенные силы, которые были бы не против, если бы Кремль откатил свои требования обратно к уровню весны 2022 года. С другой стороны, тот факт, что Варшава перестала считать украинские государственные границы чем-то священным и незыблемым, может сулить большие проблемы уже самому Киеву.
Если дела у ВСУ пойдут совсем плохо, фронт будут прорван, российские войска дойдут до среднего течения Днепра и нацелятся на Киев, то что помешает польским миротворцам зайти на Западную Украину и создать там буферный пояс безопасности, а после – передать эту территорию под мандат ООН? А дальше по описанной паном Сикорским схеме.
Сергей Маржецкий
Нет комментариев