Акмолинской области, Петропавловскаго уезда, расположено при двухъ озерахъ: Становском и Убiенномъ. Отъ епархиальнаго города въ 300 вер., отъ у., города и почтово-телеграфной конторы въ г. Петропавловскѣ въ 65 вер., отъ благочиннаго – въ 100 вер., ближайшая желѣзнодорожная станцiя «Мамлютка» Сибирской железной дороги въ 18 верстахъ., ближайшая церковь въ с. Михайловскомъ – въ 20 вер., и въ пос. Сенжарскомъ – въ 31 вер. Церковь построена на средства прихожанъ въ 1844 году. Престоловъ въ ней два: въ холодномъ придѣлѣ въ честь Успенiя Божiей Матери и въ тепломъ – въ честь Рождества Христова. Зданiемъ деревянная, съ таковою же колокольнею на каменномъ фундаменте, прочна и утварью достаточна. Кладбища имѣются въ пос. Становомъ и Дубровскомъ (въ 14 верстахъ). Въ храмѣ есть чтимая икона св. великомуч. Пантелейимона, на поклоненiе которой приходятъ богомольцы изъ сосѣднихъ селенiй. Капиталовъ церкви имѣется по книжкѣ сберегательной кассы 344 р. 35 коп. Угодiй приносящихъ доходъ церкви нѣтъ. Приписная церковь имѣется въ пос. Дубровскомъ въ честь Покрова Пресвятыя Богородицы. Освящена 18 iюля 1906 г. Богослуженiе въ ней совершается въ воскресные и праздничные дни по приглашенiю жителей поселка. Вновь строющихся церквей и часовенъ в приходѣ нѣтъ. Выдѣленiя поселковъ в самостоятельный приходъ не предполагается.
Населенiе прихода 573 д. муж. пола и 592 д. женскаго пола. Изъ нихъ въ с. Становскомъ 680 д. об. Пола и въ пос. Дубровскомъ – въ 14 верстахъ 480 д. об. пола. Прихожане – старожилы. Расскольниковъ и сектантьвъ нѣтъ. Въ селѣ проживаютъ 20 семей татаръ. Среднее число за годъ крещенiй – 40, браковъ – 10 и погребенiй –35. Церковно-приходское попечительства, церковно-приходской школы, народныхъ библiотекъ и чайныхъ въ приходѣ нѣтъ.
Въ обоихъ поселкахъ имѣется по одной смѣшанной казачьей школѣ.
Земли для причта отведено 300 десятинъ. Плана и межевой книги на нее нѣтъ. Сѣнокосные участки удобны. Землю причтъ пользуется самъ или сдаетъ въ аенду за 200 руб. въ годъ.
Домъ для священника имѣется со всѣми надворными постройками. Для псаломщика дома нѣтъ. Онъ получаетъ квартирнаго пособiя отъ общества 36 руб. въ годъ; но этхъ денегъ бываетъ недостаточно для найма удобной квартиры. Дрова причтъ заготавливает въ церковномъ участкѣ. Въ продажѣ погонная сажень березовыхъ дровъ 5 руб. Жалованья положено: Священнику отъ казны 56 руб. 02 коп. и изъ войсковыхъ суммъ 87 руб. 60 коп., псаломщику – отъ казны 16 р. 80 коп. и изъ войсковыхъ суммъ 101 руб. 02 коп. Въ пользу причта имѣется непрер. – доходный билеть вѣчнаго вглада въ 100 руб. Братскихъ доходовъ въ годъ бываетъ до 150 руб. Отношенiе прихожанъ къ содержанiю храма и поддержанiю въ исправности причтовыхъ домовъ – удовлетворительное. Крестные ходы по полямъ бываютъ. По окончанiи ихъ нѣкоторые прихожане приглашаютъ служить молебны въ домахъ. Пасхальнаго хожденiя со святыми иконами бываетъ во всѣхъ домахъ. Въ сѣле бываетъ «Съѣзжiй» праздникъ въ 27-го iюля.
Зажиточные из прихожанъ сѣют пшеницы - 20 десятин, овса - 8 десятин. Среднiе – пшеницы 8 десятин, овса - 4 десятины: бѣдные пшеницы - 4 десятин, 1½ десят овса. Молочное хозяйство развито. Въ обоихъ поселкахъ имѣеются общественные маслодѣльные заводы. Овцеводство незначительно. Побочныхъ занятiй прихожане не имѣеютъ. Ярмарокъ въ приходѣ нѣтъ. Въ селѣ имѣется 2 мелочныхъ лавки. Озера не рыболовны. Въ ближайшихъ къ селу озерахъ вода не годна для питья. Населенiе пользуется водою изъ озера, находящегося въ 4-хъ верстахъ отъ села.
За медицинскою помощью прихожане обращаются въ ст. Новорыбинскую и г. Петропавловскъ. Сообщенiе съ г. Омскомъ: - на лошадяхъ до станцiи «Мамлютка» (18 верстъ) и далѣе – до Омска - по железной дорогѣ бiлет 3-го класса стоитъ около 3 рубля. Причта по штату положено и налицо состоятъ: священникъ и псаломщикъ.
Составилъ, по порученiю 7-го Епархiального Съѣзда, священникъ села Новоселья, Тюкалинскаго уѣзда, Иоаннъ Голошубинъ. 1914 г.
15 октября № 20. 1913 года. „Во отвѣтѣ благовѣствованія“ (Филип, 1, 17,). Поѣздка Его Преосвященства, Преосвященнѣйшаго Андроника, Епископа Омскаго и Павлодарскаго, по епархіи для обозрѣнія церквей Петропавловскаго и Кокчетавскаго уѣздовъ.
Со ст. Омскъ Владыка отбылъ на ст. Мамлютка, откуда утромъ 9 сентября на коняхъ до перваго по маршруту прихода станицы Становой, Петропавловскаго уѣзда, куда и прибылъ въ ІО ч. утра. 'Встрѣченный благочинными священниками о. П. Колесниковымъ и о. Д. Жемчужниковымъ у церковной ограды, Владыка благословилъ хлѣбъ-соль, поднесенные крестьяниномъ А. Шишовымъ, поцѣловалъ хлѣбъ и выслушалъ краткое привѣтствіе А. Шишова, просившаго Владыку принять хлѣбъсоль и благодарившаго за посѣщеніе и заботы. Около храма стоялъ народъ и Владыка, благословляя его па обѣ стороны, вступилъ въ храмъ. Здѣсь Его Преосвященство встрѣтилъ мѣстный священникъ о. Александръ Птицынъ съ св, крестомъ и св. водою. Мѣстный хоръ довольно стройно пѣлъ тропарь храмовому празднику—Успенію Божіей Матери. Владыка, облачившись въ мантію, съ жезломъ въ рукахъ прошелъ до св. алтаря, гдѣ осмотрѣлъ на св. престолѣ св. антиминсъ, Св. Дары, на жертвенникѣ сосуды и на столѣ книги по церковному и приходскому письмоводству и затѣмъ, послѣ обычной ектеніи и многолѣтія бесѣдовалъ съ учениками и ученицами мѣстной казачьей школы (школа вмѣщаетъ до 40 человѣкъ).
Отвѣты школьниковъ по знанію молитвъ, заповѣдей Закона Божія, заповѣдей блаженствъ, житій святыхъ и дней своихъ святыхъ— не отличались твердостью и бойкостью. Очевидно, ребята за лѣто многое забыли изъ того, что усвоили въ школѣ, а родители дома не заботились о молитвѣ дѣтей, на что и указалъ имъ Владыка. Спрашивая дѣтей, Владыка попутно многое разъяснялъ дѣтямъ и говорилъ съ ними на понятномъ для нихъ языкѣ о необходимости молитвъ, о любви къ Богу, къ родителямъ и вообще ко всѣмъ людямъ. Отъ бесѣды съ дѣтьми Владыка затѣмъ перешелъ къ бесѣдѣ и со всѣми собравшимися въ храмъ. Такъ приблизительно Владыка бесѣдовалъ съ народомъ: «Чтобы жить по Божьи, надо знать волю Божію, законъ Христовъ, Его ученіе, а это можно узнать изъ Св. Евангелія; поэтому, необходимо, чтобы Евангеліе было у всѣхъ, его надо читать, учить, надо помнить, что это слова Самого Господа нашего Іисуса Христа. Въ дни праздничные и воскресные не хорошо сидѣть по домамъ и предаваться обычной житейской суетѣ и сутолокѣ. Одинъ день въ недѣлю надо отдавать для Бога, для спасенія своей души и приходить въ храмъ Божій для общей—усердной молитвы. Чтобы молитва ваша была болѣе воодушевленной, заводите общенародное пѣніе, начинайте съ извѣстныхъ вамъ молитвъ и постепенно достигнете того, что будете пѣть всю всенощную и литургію. Любите св. храмъ, пойте всѣ, не сидите въ праздники по домамъ, посѣщайте церковь Божію, тогда «напитаете душу свою благочестіемъ, какъ св. угодники. Ведите добрую жизнь, читайте Евангеліе и другія добрыя книги, напр., житія святыхъ и изъ нихъ учитесь благочестію. Раньше книги были дороги, ихъ въ старину сами переписывали и читали, а теперь и книги дешевы, да усердія къ чтенію мало. Родители, читайте св. книги и дѣтей къ этому пріучайте, особенно строго проводите день Божій —праздничный, „какъ день Господень“. Вообще же будьте благочестивы какъ въ праздники, такъ и въ будніе дни. Мнѣ извѣстно, что пьянство среди васъ не привелось. Это очень хорошо, берегитесь и впредь отъ него. Весьма похвально ваше намѣреніе устроить новый иконостасъ. Однако, заботясь о внѣшнемъ благоукрашеніи храма, не забывайте и внутренняго храма —своей души, украшайтесь набожностью и благоговѣніемъ, да и храмъ посѣщать не забывайте, чтобы и Господь насъ не оставлялъ Своей милостью и, видя все доброе у насъ, приходилъ къ намъ „и обитель сотворялъ“. Есть благоговѣйные люди, которые такъ себя ведутъ, какъ будто постоянно видятъ Бога, носятъ Его въ сердцѣ своемъ, на лицѣ у нихъ миръ и спокойствіе. Къ таковымъ Богъ близокъ и они близки къ Нему. Эти благочестивцы подобны Пр. Серафиму Саровскому и др. угодникамъ Божіимъ, проводившимъ святую жизнь. Обратите вниманіе на правильность—истовость изображенія крестнаго знаменія. Сами за собой слѣдите въ этомъ святомъ дѣлѣ и ребятъ своихъ учите сему. Вмѣсто того, чтобы „перемывать косточки другимъ“ своимъ языкомъ, какъ это часто бываетъ, бесѣдуйте „о святыхъ“, чтобы учиться доброму, а не худому.
Ваша трезвость и усердіе да будутъ у васъ всегда, а Царица Небесная да покроетъ васъ и дѣтей Своихъ предстательствомъ. Божіе благословеніе призываю на всѣхъ васъ“. Послѣ бесѣды Владыка пригласилъ всѣхъ пропѣть „Вѣрую“, затѣмъ пѣли и другія пѣснопѣнія, а въ это время народъ подходилъ за благословеніемъ къ Преосвященному. Изъ храма Владыка прослѣдовалъ въ школу, посѣтилъ квартиру священника и около 12 часовъ дня отбылъ въ село Михайловское. Въ ст. Становой храмъ деревянный, двухпридѣльный: 1) въ честь Успенія Божіей Матери и 2) въ честь Рождества Христова. Издали храмъ кажется большимъ, вблизи же не такъ великъ хотя довольно помѣстительный. Отъ ст. Мамлютка до ст. Становой погода благопріятствовала путешествію.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 22
Тут указаны все редуты и крепостя Акмолинской цепи