Заявка на участие в закупке подлежит отклонению в случаях, установленных ст. 48 Закона № 44-ФЗ, где, помимо прочего, говорится о случае выявления недостоверной информации, содержащейся в такой заявке.
В Законе № 44-ФЗ нет определения понятия «недостоверность сведений», а также не указаны критерии для признания информации недостоверной. Например, говорить о недостоверности можно, когда имеется факт указания в заявке технических характеристик, которые не соответствуют реальным характеристикам.
Далее рассмотрим пример. В заявке указаны характеристики товаров, работ, услуг, которые не соответствуют действительности. Источниками получения данных о достоверности (недостоверности) указанных сведений могут выступать:
– открытые и общедоступные средства информации, такие как, например, интернет;
– официальные письма от производителей продукции или иных уполномоченных лиц.
На что важно обратить внимание при анализе открытых и общедоступных средств информации.
1) Информация с сайта может быть неактуальной. Она не доказывает, что в заявке указаны недостоверные данные, так как действующее законодательство не обязывает хозяйствующие субъекты размещать информацию о производимых ими товарах в открытых источниках. Информация с сайта производителя на момент ее рассмотрения может быть неактуальной, при этом характеристики товара, указанные на данном сайте, могут меняться без обновления информации на сайте.
2) Отклонять заявку участника закупки на основании информации, представленной на сайте производителя в интернете, необъективно, так как такие сведения не относятся к официальным данным и не являются доказательством, однозначно свидетельствующим о предоставлении участником закупки недостоверной информации в заявке на участие в закупке.
В случае сомнений членов комиссии заказчика относительно достоверности информации из заявки участника заказчик вправе направить официальный запрос производителю товара о предоставлении информации об актуальных характеристиках товара. В случае, если от производителя поступил официальный ответ с указанием характеристик данного товара, отличающихся от представленных в заявке на участие в закупке, закупочная комиссия становится правомочна отказать такому участнику в допуске к участию в закупке по причине предоставления им недостоверной информации.
Данный вывод подтверждается практикой различных территориальных управлений антимонопольной службы (решение Волгоградского УФАС России от 10.04.2024 по делу № 034/06/105-419/2024; решение Приморского УФАС России от 25.07.2023 № 025/06/49-933/2023; решение Новосибирского УФАС России от 27.10.2023 № 054/06/48-2183/2023 решение Новгородского УФАС России от 29.12.2020 № 053/10/18.1-664/2020), а также соответствующей судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2018 № 309- КГ18-14017 по делу № А60-38386/2017).
Следует отметить, что в практике существуют примеры, когда участник подтвердил возможность поставки товара с указанными в заявке характеристиками. Так, участника не допустили к участию в закупке на основании выявленных недостоверных сведений о товаре (габариты оборудования). В рассматриваемом случае закупочная комиссия руководствовалась письменным ответом производителя, согласно которому закупаемое оборудование выпускается с другими техническими характеристиками. В данном случае в ответном письме на запрос заказчика производитель подтвердил, что не выпускает оборудование с указанными в заявке характеристиками, а на аналогичный запрос участника производитель ответил, что может по индивидуальному заказу выпустить партию оборудования с необходимыми характеристиками. При этом участник заключил с производителем договор на поставку такого оборудования и оплатил его (решение ФАС России от 29.09.2014 по делу № К-1421/14; решение ФАС России от 29.09.2014 по делу № К-1423/14).
В завершение следует отметить, что в настоящее время формируется единый правовой подход о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупок, предоставивших недостоверную информацию (законопроект № 607800-8).
Также можно говорить о планах по расширению запрета на предоставление недостоверной информации заказчику. Речь идет о любой недостоверной информации в составе заявки (законопроект № 504954-8).
Источник: Вестник Института госзакупок №12 декабрь 2024 г.
Нет комментариев