Время надежд
Одним из самых плодотворных у Шуберта был 1815 год. Франц сочинил за этот год приблизительно 20 000 музыкальных тактов, более половины из которых были написаны для оркестра, в том числе три мессы и четыре зингшпиля, 2-ю и 3-ю симфонии, симфонию и около 140 песен, среди которых «Лесной царь» на слова Иоганна Гете. Он продолжал жить дома со своим отцом, преподавал в школе и давал частные музыкальные уроки, зарабатывая достаточно денег для своих основных нужд, включая одежду, рукописную бумагу, ручки и чернила, но почти не имея финансов на предметы роскоши.
В том же году Шуберт был представлен Ансельму Хюттенбреннеру (австрийскому композитору, который был дружен с Бетховеном) и Францу фон Шоберу (автрийскому поэту). В этом же году Шуберт познакомился и подружился с Иоганном Майрхофером (австрийским поэтом, либреттистом и актером). Они стали друзьями композитора на всю жизнь.
Значительные изменения произошли в 1816 году. Шуберт решил не продолжать работу учителем. Какое-то время Франц пытался давать уроки музыки, но вскоре от них отказался и полностью посвятил себя композиции. Он писал: «Я сочиняю каждое утро, и когда одна пьеса сделана, я начинаю другую». Его друг Шобер, студент из хорошей семьи, пригласил Франца пожить в доме его матери. В течение этого года он сосредоточился на оркестровых и хоровых произведениях, хотя он также продолжал писать песни.
Композитор закончил 4-ю и 5-ю симфонии, написал более 100 песен. Большая часть этих работ не была опубликована, но рукописи и копии получили друзья и почитатели.
В начале 1817 года Шобер познакомил Шуберта с Иоганном Фоглем, выдающимся баритоном, который был на двадцать лет старше Шуберта. Фогль, для которого Шуберт написал множество песен, исполнял романтические композиции под аккомпанемент Шуберта. Благодаря протежированию Фогля о таланте Шуберта узнали миллионы жителей Австрии.
Тогда же Шуберт встретил Йозефа Хюттенбреннера (брата Ансельма), который также сыграл важную роль в продвижении его музыки. Они, а также увеличивающийся круг друзей из музыкантов, стали ответственными за продвижение, сбор и, после смерти композитора, сохранение его работ.
В начале 1818 года Франц подал заявку на членство в престижном Gesellschaft der Musikfreunde (Общество друзей музыки в Вене), намереваясь получить допуск в качестве концертмейстера, а также для того, чтобы его музыка, особенно песни, могла исполняться на вечерних концертах, но ему отказали. Тем не менее, о нем начали писать, и первое публичное исполнение его увертюры в феврале 1818 года получило похвалу в прессе Вены и за рубежом.
Лето 1818 года Шуберт провел учителем музыки в семье графа Иоганна Карла Эстерхази в его замке в Желице (ныне Железовце, Словакия). Оплата была относительно хорошей, а его обязанности по обучению игре на фортепиано и пению двух дочерей графа были относительно легкими, что позволяло композитору с удовольствием сочинять. Шуберт сочинял фортепианные дуэты для учениц Мари и Каролины. По возвращении из Желица он поселился у своего друга Майрхофера.
В начале 1820-х Шуберт был частью сплоченного кружка художников и студентов, которые собирались на встречи, которые часто проходили в большой квартире Игнаца фон Зоннлайтнера в Вене, и стали известны как «Шубертиады».
Комментарии 2