CHET BAKER – Chet Baker Sings (1954) 🎺 День рождения!
Джаз
История показывает, что джазовые трубачи любят пробовать свои силы в пении. До Бэйкера это продемонстрировал Луи Армстронг, отличившись тем, что попутно придумал «скэт», а после – Рой Харгроув, чей соул-джаз с примесью хип-хопа весьма самобытен и интересен. А чем примечательно пение Бейкера?
`
24-летний Бейкер здесь молод и полон надежд, его голос нежен и чист, как и звук его трубы. Он обладал очень красивым и ясным тембром без вибрато – и этим весьма отличался от признанных джазовых вокалистов. Его манера пения весьма сдержанна, но в то же время очень душевна и исходит от самого сердца. До сих пор его поклонники обсуждают – был ли Бейкер трубачом, который пел, или певцом, который играл на трубе? Так или иначе, сегодня мы предлагаем вам насладиться одними из лучших джазовых стандартов прошлого века в исполнении великолепного Чета Бейкера.
В 1954 году вышел альбом “Chet Baker Sings”, на котором, как следует из названия, Чет впервые попробовал себя в роли вокалиста – в результате его популярность выросла в разы, однако чисто любителей чистого джаза среди фанатов Бейкера поубавилось. И все же он продолжал петь на протяжении всей дальнейшей карьеры.
`
Тем временем голливудские продюсеры обратили внимание, что молодой и известный джазмен может еще и похвастаться очень привлекательной фотогеничной внешностью, и уже осенью 1955 года вышел кинофильм с участием Бейкера – “Hell's Horizon”. Но потом музыкант отказался от предложенного ему контракта с киностудией и отправился в большой гастрольный тур по Европе, продолжавшийся с сентября 1955-го по апрель 1956-го.
`
Вернувшись в Штаты, Чет собрал квинтет, в который вошли саксофонист Фил Урсо и пианист Бобби Тиммонс. И в противовес своему обычному, расслабленно-отрешенному, стилю игры Чет начал исполнять с этой группой более «напористый» боповый репертуар. В июле 1956 года музыканты записали для “Pacific Jazz” альбом “Chet Baker & Crew”.
~
У кого из нас порой не возникает желание отключить свой слух, наглухо зажмурить глаза, чтобы защититься от назойливого эфирного шума?
А он в последние годы проникает, просачивается, проталкивается всюду; он все громче и настойчивее, все наглее и бесцеремоннее человеческие существа, зарабатывающие на разрушении наших барабанных перепонок, на разжижении наших мозгов!
`
Нам просто не оставляют выбора... День за днем мы вынуждены видеть на телеэкранах облик субъектов, исторгающих этот шум из своих дорогих, блестящих инструментов, — облик, прямо скажем, достойный их «музыки», то слащаво-пошлой, то похабно-оглушительной, но всегда донельзя примитивной.
`
Агрессия коммерческого мелоса, со всеми его «родами войск», от легкой кавалерии блатного жанра до тяжелого артиллерийского рока, грозит не только физиологии, — она разлагает душу.
`
Человек-дергунчик, манипулируемый ритмом громких звуков и слепящих огней, становится автоматом, лишенным мысли и мало-мальски сложных чувств; теперь его так легко направить куда угодно, убивать или умирать...
Но оставим эти рассуждения присяжным социологам и психологам, сокрушающимся о разрушительном воздействии «масс-медиа». Хоть и сказано, в целом, верно — «Какие времена, такая и музыка», но не менее правильна иная мысль: «Времена таковы, каковы мы».
`
Не будем же отключать слух и внимание при помощи йоговских медитаций; этим мы лишь дадим возможность «бесам дня сегодняшнего» разгуляться еще шире.
Попробуем, насколько это в нашей власти, противопоставить манипулированию — созидание, примитивному — истинно совершенное и прекрасное. Как различить первое со вторым? Тысячелетний опыт учит этому. Подлинное искусство всегда содержательно и многослойно, в нем есть место и внешней красоте, и накалу страсти, и интеллектуальной глубине...
`
Итак, зажжем магический фонарик и высветим (хотя бы в объеме одной статьи) фигуру творца необыкновенного, давшего пищу умам и сердцам нескольких поколений подлинных ценителей музыки. Кто сумел выслушать и понять Чета Бейкера, вряд ли безоговорочно примет ритмический грохот коммерческой бесовщины. Ему всегда будет хотеться большего...
Автор Алексей Коган
#jazz #trumpet
Нет комментариев