Коротенькое слово — «мама» — имеет великое значение в жизни каждого из нас. Источник материнской любви не иссякаем. Он никогда не высохнет и в любой момент утолит жажду.
Говорите своим матерям больше теплых слов, крепче обнимайте их и попросите прощения за все ошибки. Пусть ваши мамы будут счастливы!
Два смыканья губ.
Три четверти хвоста большой кометы,
Сто тысяч песен водосточных труб.
Одно сердцебиение планеты.
Четыре буквы. Кончены дела,
И гаснет свет, и тени множат в доме
Бездонный сумрак каждого угла,
И пол плывёт, как будто на пароме,
И звёзды, на стекле окна горя,
В полночный бархат метят якоря,
И вроде всё на месте, но вокруг
Чего-то не хватает, будто в мире,
Вместившемся в тебя, ты видишь вдруг
Четыре буквы, и они, четыре,
Тебе когда-то давших тридцать три,
Шумят в тебе, как в брошенной квартире
Шумят слова за кухонным столом,
Средь разной суеты, бумаг и хлама,
Как поле васильковое внутри.
Простым, хорошим, тёплым словом «мама».
Михаил Левантовский
⠀
✨Он говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».
⠀
И, действительно, Евгения Чехова была удивительно чуткой и ласковой женщиной, очень тонко чувствовала своих близких.
⠀
✍️«Ему (А. П. Чехову - прим.), например, не нужно было заявлять о том, что он хочет есть и пора подавать обед или ужин, а стоило только остановиться перед стенными часами и взглянуть на них. В ту же минуту она била тревогу, вскакивала, бежала на кухню и торопила все и всех», — писал И. Н. Потапенко.
⠀
💛Евгения Яковлевна Чехова считала, что дети любят ее каждый по-своему. Она же всю свою любовь дарила только им.
И, напомним, что она воспитала 6-х детей — 5 сыновей и дочь! И каждый был не только талантливым, но и человеком большого сердца.
⠀
🎁 Мы, в свою очередь, хотим в этот день поздравить всех мам.
Будьте любимы, живите в окружении тепла, внимания и заботы.
⠀
🤗А всем детям — обнимайте, цените и говорите самые добрые слова своим мамам не только в праздники, но и каждый день.
что я помню
Жизни моей начало,
Вихрь голубых снежинок,
Мелькающих за окном.
Мне кажется,
что я помню,
Как мама меня качала
И ласково напевала
Всегда об одном и том.
О том, что у ней – радость
И что ей всего дороже
Лежащее на ладонях
Беспомощное существо:
«Сынок у меня хороший,
Сынок на меня похожий.
Такого, конечно, не было
Нигде и ни у кого».
А ветер стучал по стёклам,
А солнце в глаза било...
А мама смотрела в
люльку –
Влюблённый и гордый
взгляд.
Мне кажется, что я помню,
Мне кажется, это было
Недавно,
Совсем недавно –
Несколько лет назад...
Но годы прошли незаметно:
Свидания да разлуки...
И мама сидит в сторонке,
Голову наклоня.
Когда она постарела?
Когда она поседела?
Кого она держит?
Внука,
Похожего на меня.
Поправила шаль на шее
И медленно улыбнулась.
Наверно, ей показалось,
Что ветер пробрался в дом.
А может быть, ей вздремнулось
И молодость к ней вернулась,
И солнце,
И вихрь снежинок,
Мелькающих за окном...
Николай Старшинов "Матери моей", 1947 г.
Зато всё, что нам удалось выразить через любовь – наше, наверное, самое большое счастье и есть.
Материнская тема – это такой извечный диалог – между собой и ребенком, собой и жизнью, собой и Богом, собой и собой. Здесь и неразрывное слияние, и путь принятия и неотвратимый момент сепарации. Как раз сейчас пишу рассказ на эту вот материнскую тему, и плачу. Иногда про себя, а порой навзрыд. Пишу и понимаю, что спроси меня кто – нибудь, что было и есть самым важным в моей жизни, и я отвечу: материнство. Что было самое болезненное во всех смыслах – снова оно, и самым счастливым, и самым глубоким.
Мы, наверное, приходим в этот мир для того, чтобы научиться любить. Именно научиться, потому что Любовь прорастает в нас сама. И учимся этому всю свою жизнь. Сначала являя миру, потом идя рядом и наконец, отпуская в свободный полёт своё дитя. Но всегда ощущая своё сердце на тонкой нити – на каком бы расстоянии не находилась дочь – на том конце чуть затрепетало – а в сердце отозвалось. И эта история закольцовывается, потому что мы так же привязаны нитью к сердцам своих матерей. Вот такая цепочка любви.
Увидела этих валеночных котят Ирины Андреевой и внутри сладко рзащемило. Этого уже не отнять, это со мной навсегда.
Такое вот выстраданное живое счастье.
Дню Матери посвящается
Юлия Прозорова. Сны о чем-то большем...
Я вроде бы умер, но мозг еще работал. И была такая тьма, что-то очень черное, как «Черный квадрат» Малевича. И из этой черноты появилась моя мама, сделала отрицательный жест рукой и исчезла. Она появилась такой, какой была перед смертью. Но я не хочу ее видеть такой. Я хочу увидеть маму, какой она жила в моей памяти… Но мама опять появилась такая же. И опять показывает жестом — «нет»… А потом услышал крик: «Он ожил! Он живой!» И я открыл глаза. Надо мной стоял мой друг и соратник Юра Кушнерев (он каким-то образом проник в операционную) и кричал:
— Я вам говорил — он не умрет! Говорил?!
Так что мне не удалось туда перешагнуть, наверное, еще не время было, — мама меня не пустила.
Мама родилась в Кутаиси в дворянской семье. Ее отец, мой дед Ивлиан Анджапаридзе, был нотариусом. В семье было два брата и две сестры. Мама была самая младшая.
Познакомились мои родители в Кутаиси. Отец учился в гимназии вместе со средним братом мамы Леваном. Они организовали в гимназии шахматный клуб, штаб которого был в комнате Левана. (У Ивлиана Анджапаридзе был двухэтажный дом.) И моя мама, которой тогда было восемь лет, вслепую, из другой комнаты, обыграла в шахматы всех членов клуба, в том числе и моего отца. Леван не вынес такого позора и хотел ее отлупить, но мой отец заступился.
Может быть, если бы мама хуже играла в шахматы, и меня бы не было.
Мама окончила в Кутаиси гимназию святой Нины, потом Тбилисский университет, потом вышла замуж за отца. Я родился в Тбилиси в 1930 году. Когда мне было четыре месяца, мама повезла меня к отцу на Сахалин, — отец прокладывал там железную дорогу. А в 1932 году мы переехали в Москву. Отец работал на Метрострое, а мама служила в Наркомате легкой промышленности экономистом, потом перешла в кино: помощником режиссера, ассистентом, вторым режиссером, режиссером-постановщиком. Когда меня взяли в штат «Мосфильма» режиссером, мама ушла на пенсию. Из-за меня. У нее были плохие отношения с директором студии, и она боялась, что это повлияет на мою карьеру. Ей было пятьдесят семь лет, и тогда я думал — она уже пожилая, устала работать. А сейчас, когда я намного старше, чем она была тогда, и все еще рвусь работать, я понимаю, какая это была с ее стороны жертва.
Мама очень вкусно готовила, знала литературу, математику, французский, чинила в доме все электроприборы, не пропускала ни одной литературной новинки, ни одной выставки… Работала много — считалась лучшим вторым режиссером «Мосфильма», а у нас почти каждый вечер были гости, и в доме всегда было чисто и уютно. И мы с отцом были ухожены.
Мама все успевала — спокойно, без суеты, в хорошем настроении.
И мама, и отец зарабатывали прилично, но вещами не увлекались, деньги тратили. И помогали многим. Когда мамы не стало, оказалось, что у нее драгоценностей — одно серебряное кольцо (сейчас это кольцо носит моя жена Галя как обручальное).
И еще: у мамы была поразительная способность общения. У нее было много друзей, она была другом и моим друзьям, и моим детям. С моей дочерью Ланочкой они разговаривали часами, причем им обеим было очень интересно.
Последние годы мама по вечерам сидела на кухне, курила и раскладывала карточный пасьянс. Кухонное окно выходило во двор, и я, гуляя перед сном с собакой, поглядывал на светящийся прямоугольник на пятом этаже.
Наверное, самое дорогое мое воспоминание — то светящееся кухонное окно, за которым — мама.
Георгий Данелия, «Безбилетный пассажир»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Ги де Мопассан /Сильна, как смерть/