Когда-то она путешествовала по провинциальной Италии, заходила в маленькие церквушки с великолепно расписанными куполами. А поскольку деревушки и были практически нищими, то для экскурсантов ввели плату: за «взгляд».
Чтобы включился ненадолго свет, нужно было опустить в автомат монетку. Но в людях, даже очень богатых, неисчерпаема страсть к халяве, и каждый ждал, что монетку кинет кто-то другой. И вот в одной кто-то кидает и кидает монеты. Паола оглянулась и увидела, что монеты кидает женщина, везущая инвалида. Кидает, смотрит и рассказывает ему на ухо, что написано под куполом.
И Паола понимает, что инвалид абсолютно слеп. А раз слеп, значит, не видит людскую скупость, просто дает монеты, не думая, почему он, а не кто-то другой. Счастливый человек. А потом она задумалась: что же женщина рассказывает этому старику? Как можно словами передать чудо живописи, скажем, Рафаэля? Но, значит, передает как-то, раз он не жалеет монет.
В путешествиях по музеям, с сыном, придумали такую игру: в темноте наугад открывали в альбоме репродукцию какой-нибудь известной картины, зажигали на минуту свет, а потом по очереди рассказывали о запомнившихся деталях. Как оказалось, конечно , запоминали мы абсолютно разные вещи.
То, как мы посещаем сегодня музеи, напоминает эту нашу детскую игру: проносимся вихрем по залу, если и рассматриваем что-то, то все равно на бегу. Но шедевры потому и шедевры, что в них нет ничего случайного — во всем скрытый от глаз обывателя глубокий смысл. Все это — знаки, послания, которые может расшифровать лишь уделив этому внимание...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10
А.Митта
-------------
Она была необыкновенным человеком. Хотя вокруг меня всегда было много необыкновенных людей, второго такого человека, как она, мне не найти: у нее была поэтическая способность жить. Она была поэтом в жизни.
Первый раз я увидел её на лекции. Она читала нам курс истории искусств. Понять её тогда было трудно, слишком высока была планка. Мы мало знали, но эти артистические монологи обустраивали в нашей душе место для серьёзной культуры. В каждом из нас вила гнездо. Мы сразу поняли, что она очень добрый человек. Незлопамятный, незлобивый. Она была готова отдать лучшее из себя, подарить другому человеку. Я чувствовал столько любви, исходящей от неё, столько понимания. Она прощала мне все мои ошибки, заблуждения, всю мою приблизительность. И это понимание было для меня гораздо важнее любой школы.
Думаю, на этом свете живут десятки людей, которым она в к...ЕщёЕе любили все, вы знаете. В каждом деле есть кто-то лучше других. Генерал этого дела. Вот она в своем деле была генерал.
А.Митта
-------------
Она была необыкновенным человеком. Хотя вокруг меня всегда было много необыкновенных людей, второго такого человека, как она, мне не найти: у нее была поэтическая способность жить. Она была поэтом в жизни.
Первый раз я увидел её на лекции. Она читала нам курс истории искусств. Понять её тогда было трудно, слишком высока была планка. Мы мало знали, но эти артистические монологи обустраивали в нашей душе место для серьёзной культуры. В каждом из нас вила гнездо. Мы сразу поняли, что она очень добрый человек. Незлопамятный, незлобивый. Она была готова отдать лучшее из себя, подарить другому человеку. Я чувствовал столько любви, исходящей от неё, столько понимания. Она прощала мне все мои ошибки, заблуждения, всю мою приблизительность. И это понимание было для меня гораздо важнее любой школы.
Думаю, на этом свете живут десятки людей, которым она в какой-то важный момент протянула руку помощи. Сильный человек. И нежный. Я никогда не забуду её интонации и ее взгляд. То, как она всегда находила удивительные слова, которых ни у меня, ни у окружающих не было. В самые решительные моменты можно было положиться на неё, она знала, как выразить самые сложные чувства. В огромной Москве она такая была одна единственная.
В её поколении было столько разных, удивительных людей, которые были для нас надежной опорой. Сейчас эта опора исчезает. Приходится принимать решения без их помощи, без их благословения. Без надежды услышать голос восторга или даже слова недоумения.
Ей надо возвращаться иногда, если она сможет. Возвращаться хоть иногда, чтобы присматривать за нами.
Потому что других таких уже нет.
А.Сокуров
-------------
Паола Волкова - советский и российский искусствовед, историк культуры, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Из лекций Паолы Волковой:
..Медичи хотели не просто утвердить себя во времени. Bот уж что они хорошо понимали, это то, что время, вечность, бессмертие – творится пророками и художниками. Вот помянут тебя, помянут и меня. Вот это вот творение Микеланджело (гробницa Медичи) – оно и есть вот эта память, несущая имя Медичи. Соединяющее время, когда они жили, с бесконечным временем впереди.
--------------
Мы никогда не ответим на вопрос о природе гениальности, никогда. Более того я абсолютно убеждена, что сам гений может быть знает может не знает, что он гениален и ему это трудно. Как написал писатель Василий Васильевич Розанов в письме отцу Павлу Флоренскому – "гений безволен". Что значит гений безволен? Он обречен на себя. Он вынужден следовать, он в рабстве у своего гения. Это звучит может как-то так немножко драматично, на самом деле это замечательно. Это замечательно следовать за своим гением. Ocуществить себя до конца.
--------------
Слово объясняет лишь твои эмоции, сам предмет искусства всегда больше. Вот почему описывать произведения изобразительного искусства практически невозможно.
--------------
Историю делает история. Люди лишь талантливые либо бездарные её рекруты. Сотворцы или разрушители.
-------------
Мы всегда считаем для себя важным только то, что осознаём.
--------------
От художника остаются картины, от поэта стихи. От театра после ухода его создателей - только воспоминания: имя, навсегда вплетенное в картуш, ибо работу гения повторить невозможно.
инвалид был зрячим !