Пока распределение и работа по профилю являются скорее исключением даже для целевиков, в связи с чем планируются изменения и в работе механизма целевого набора.
Работа послевузовского распределения будет основываться на прогнозных кадровых потребностях экономики, планируемых на пятилетнюю перспективу.
Методология уже разработана Минтрудом: первый кадровый прогноз, в соответствии с ней, ведомство представит до конца года. На основе данных Росстата и Минэкономики будут определяться контрольные цифры приема в вузы и другие учебные заведения. Также планируется использовать и результаты опросов работодателей. В результате появится единая методология и централизованная система государственного учета и статистики в сфере подготовки кадров.
Пока двумя магистральными направлениями для внедрения являются медицинское и педагогическое образование. Ранее Минздрав выступал против обязательного распределения выпускников, предлагая расширять целевой набор и повышать штрафные санкции за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении. Однако в этом году уже серьезно изменилась система целевого приема: теперь она больше похожа на поиск вакансий. Если раньше было необходимо искать организацию-заказчика самостоятельно и договариваться с будущим работодателем напрямую, то теперь все предложения размещаются на сайте «Работа России»: компании публикуют объявление с наименованием вуза и условиями договора. Общее количество целевых мест увеличилось - на 3,8 тыс. В законе теперь прямо указан обязательный срок отработки - от 3 до 5 лет.
Еще одной тенденцией становится постепенное выделение отдельных элементов образования из системы Рособрнадзора: в Госдуму уже внесен законопроект о регулировании дополнительного профессионального образования в сфере здравоохранения, в соответствии с которым полномочия за разработкой программ предоставляются Минздраву, а контроль за соблюдением требований стандартам возлагается на Росздравнадзор.
Взят курс на усиление работы по этим направлениям: в зависимости от промежуточных результатов, может либо расширяться целевой набор, либо вводиться обязательное распределение.
По мере успешной реализации этой работы по двум направлениям подготовки квалифицированных кадров - медицинскому и педагогическому, подобная практика может быть расширена и на другие приоритетные направления подготовки кадров для экономики.
Подобный путь решения кадровых проблем, как требующий наименьших затрат, представляется наиболее эффективным. Отслеживание результатов, в виде снижения потребности в специалистах соответствующих профессий, будет происходить на регулярной основе.
Ожидаемый эффект от мероприятий – снижение кадрового дефицита в наиболее приоритетных отраслях, в первую очередь, в бюджетной сфере, однако многое будет зависеть от административной навигации на региональном уровне и способности ректоров вузов выстраивать эффективные форматы взаимодействия с крупным бизнесом и госкорпорациями.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев