Часть первая
Чудовищный теракт в Дагестане породил волну обсуждения причин случившегося. Надо сказать, что обсуждения вызывают ощущение то ли недопонимания причины, то ли опасения нарушить какую-то новую политкорректность и спровоцировать какие-то трения. Идут очень осторожные оценки второстепенных факторов, которые почему-то обсуждают как главные.
Мол, виноваты все - и упустившие молодёжь местные бюрократы, МИ-6 с ЦРУ, клубы ММА, нерадивые ячейки партии власти, депутаты, ваххабиты- радикалы, именитые блогеры и спортсмены, ставшие агентами влияния радикалов, инертные местные жители, недостаточно протестующие против действующих радикалов-проповедников и т.д. Возникает некая фигура умолчания, и в эту игру играют многие эксперты, не называющие истинные причины происходящего. Этих причин две, точнее одна, сразу влекущая за собой вторую, а всё вышеперечисленное – лишь следствие.
Запущенные процессы в Дагестане (как и в мусульманских регионах России в целом) есть следствие системной коррупции как основы элитного консенсуса. Это то самое ельцинское «берите суверенитета столько, сколько сможете», но в очень смягчённой форме, хотя прежнее по сути.
После развала СССР федеральный центр был очень слабым. Удержать от распада Россию, в которой уничтожили идеологию как смысл существования многонационального социально справедливого государства, Ельцин пытался именно коррупционным элитным консенсусом. Федеральные и региональные элиты договорились о сделке: центр им дотации и финансирование, а они ему лояльность.
При условии гарантии стабильности центр не лезет в то, как местные элиты воруют бюджетные деньги и с кем через голову центра налаживают внешние связи. Не умея это предотвратить, чиновники центра хотели сделать вид, что они это приветствуют и даже возглавляют процесс. То есть докладывали начальству, что «всё под контролем». На самом же деле весь контроль переходил всё больше к ваххабитам и стоящим за ними зарубежным спецслужбам.
Так в мусульманские национальные окраины России проник радикальный ваххабизм – идейный вакуум не терпит пустоты и немедленно должен чем-то заполняться. Вот он и заполнился.
Отсутствие своей идеологи (конституционный запрет на неё) породил коррупцию как административную скрепу центра и национальных окраин. Как у нас всегда бывает, временная мера стала постоянной. Её лишь слегка прикрыли неким флёром камуфляжа: местные элиты вошли в федеральную партию власти и рисовали картину маслом межнационального и межконфессионального мира. Центр даже назначал там республиканское руководство. Но на привилегии и денежные потоки регионалов не покушался (до недавних недель).
Но дальше всё упиралось в тупик. Без идеологии включались мощнейшие старые скрепы: клановость, родственные связи, коррупционная связанность и круговая порука. Всю это как бы получало религиозную санкцию, но между имамами возникла смертельная вражда – пришлые ваххабиты не только спорили, но и убивали прежних имамов, что подавалось как эксцессы в стиле «кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет».
Внешне картинка стабильности устраивала всех, и центр, и регионы. Никто не будил лихо, пока оно тихо. Но скрытые процессы развивались, количество накопленных перемен перешло в качество, и мы увидели вдруг как из-под земли выросшее явления: местное население чрезвычайно пассионарно и ищет смыслов за пределами сферы ответственности федеральных и местных чиновников. Потому что те не дают им ничего внятного. Просто ничего не дают.
Депрессивные дотационные мусульманские регионы, разложенные вертикальной коррупцией, порождают мощный социальный протест, который перехватывается ваххабитами. Это уже известно давно. Ваххабизм не только увязал коррупцию с властью, но и с религией. Коррупция в пропаганде радикалов — это следствие власти иноверцев, которым продались местные чиновники. Так радикалы создали идейную альтернативу коррупции, предложив взамен псевдоисламские нормы идентичности.
Записки о демократии
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1