Византия (а с нею Русь) и Запад по-разному поняли христианство.
Запад принял Веру Христову как Закон, как свод заповедей и правил, которым нужно следовать, чтобы отвратить гнев Бога. Принесённое жертвой Христа Искупление трактовалось как спасение от Вины.
Византия и Русь поняли Веру Христову как Благодать, как осуществление высшего призвания и высшего задания, провозглашённого святыми отцами православия: «Бог вочеловечился, чтобы мы обожились». Человек «по благодати» должен не просто быть послушен Богу и получить некую награду, нет. Мы призваны приобщиться к божественной жизни Самого Бога, вместить в себя невместимое. Иисус Христос на кресте умер не только за прощение наших грехов, но и за нашу возможность обожиться. А путём к обожению стало стяжание Духа Святого, как обозначил эту центральную идею православия преподобный Серафим Саровский в своей беседе с Мотовиловым.
Запад в своей логике Закона пошёл по сути создания клерикальной сверхорганизации. Проведённая французским духовенством клюнийская реформа фактически восстановила в новых декорациях кельтский орден друидов с его таинственностью и дисциплиной. В конечном счёте к концу Средневековья католицизм обратился в грандиозную транснациональную корпорацию, в которой святые создают «прибыль» — так называемые «сверхдолжные заслуги», превосходящие необходимый минимум для их спасения, а римские папы распределяют эти заслуги среди не столь удачливых верующих, зачастую за деньги в виде индульгенций.
Протестантизм, возникший как протест против индульгенций, сохранил, однако, всё тот же бизнес-подход к христианству. В радикальной версии протестантского вероучения, кальвинизме, индивид провозглашался единоличным владельцем всех своих «заслуг», которые теперь давались ему от рождения (Кальвин учил, что каждый человек заранее предопределён к гибели или спасению), а его избранность выражалась в материальном богатстве. Ожесточённая битва между двумя школами распоряжения спасением — католической-корпоративной и протестантской-индивидуальной — продолжалась в Европе 150 лет.
Византия и Русь на пути Благодати не нуждались в создании корпорации спасающихся. Они сохранили старинный мир нормальной для человека общественной жизни — мир Империи. В нём каждый на своём месте по мере своих сил и божественного призвания стяжал благодать Духа Святого, чтобы быть с Богом и в Боге. Жития Святых — чтение византийского и русского мира — указывали тысячи различных путей к Богу, хотя любимым было, конечно, монашество.
Не существовало такого негреховного занятия и жизненного поприща, на котором невозможна была святость. Да и с греховными все не так однозначно — вспомним песню о разбойнике Кудеяре, житие Марии Египетской или старинную историю из патериков о старейшине блудников Сергии, который, чтобы спасти монахинь от изнасилования разбойниками, заменил их блудницами из своего публичного дома, а те потом не захотели расставаться с иноческим облачением.
Православный не торгуется с Богом о своём спасении, а со всей полнотой жизни великого народа, великой империи, великой цивилизации, на всяком месте и во всякое время старается дышать всей полнотой Благодати и стремиться к жизни с Богом. К концу Византии и к началу возвышения Великороссии это мировоззрение приобрело свою доктринальную законченность в учении исихазма, богословски обоснованном св. Григорием Паламой. Именно исихазм стал тем стержнем, благодаря которому не превратились в потурченцев православные в Османской империи после падения Византии и русские иноки, а с ними и русские воины, пронесли свою сокровенную молитву за полярный круг и к проливу между Азией и Америкой. Великая Россия создавалась молитвой и мечом. И это была именно православная молитва, устремлённая к стяжанию Духа Святого.
#русскоеПравославие #роднаявера
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев