Крестьянская семья долгие годы оставалась патриархальной. Хозяином в доме всегда был мужчина. Жена, а тем более дети, сколько бы их ни было в семье, беспрекословно ему подчинялись, даже тогда, когда он явно был не прав. Слово отца, хозяина - закон для всех домочадцев.
«Не прекословь, отец прав» - это часто можно было слышать от моей бабушки.
Само слово «замуж» означает ничто иное, как женщине выйти за мужа. Жена не имела права его ослушаться. В Библии записано: «Да убоится жена мужа своего». Хозяин - барин, его команду нельзя не выполнить.
- Если он меня отматюгает, так это все равно что приласкает, - откровенно призналась одна из знакомых деревенских женщин.
Жена послушно переносила и побои мужа. Плакала, но терпела. Любишь, не любишь - жить надо. Такова судьба. Традиция стала рушиться при советской власти, когда официально женщину провозгласили равноправной с мужчиной. Но тем не менее и тогда в разговоре мужчин можно было слышать:
- Моя баба, собственная, что хочу с ней, то и делаю, - никто мне в этом не указ.
Развод в крестьянских семьях был крайне редким явлением. Например, в Череповецком округе с населением 607 994 человека в 1925 году заключили браков - 5340, а разводов было 510. А в 1927 году браков - 5560, разводов уже в два раза больше -1268. В последующие годы число разводов продолжает расти. Инициатором развода, как правило, был мужчина.
В крестьянской семье каждый из супругов имел свои обязанности. Дело мужчины - прокормить семью, обеспечить ее материально.
«Вот кормилец-то наш, им мы и живем» - так жена говорила о муже.
В советские годы главенство мужа, отца всегда держалось не на страхе и боязни, а на авторитете, его уважали за трудолюбие. Ежедневно дети наблюдали, как трудятся их родители. Первым их желанием было сделать подобное самому, помочь взрослым. Старший сын в поведении старался копировать отца, стремился поступать и вести себя, как отец, и со временем, в отсутствие его, брал главенство в семье.
Обязанности мужчины в сельской семье конкретны и понятны. Построить дом, обеспечить семью едой, одеждой, обувью... Хорошую семью сопровождало святое правило: муж оберегал жену от тяжелого физического труда.
Хочу привести слова из «Домостроя», глава названа «Наказ мужу, как ему следует жить». «Следует тебе самому, господину, жену и детей учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним дружелюбным, к младшим и убогим - приветливым и милостивым». Чем не моральный кодекс для мужчин?
Мужчина с малых лет учился владеть топором. Срубить дом или баню для хорошего мужика никогда не стоило большого труда.
За содержание лошади, уход за ней, подготовку сбруи, ее ремонт, за телегу, дровни, сани, чтоб были на ходу, и все прочее отвечал хозяин семьи. Настоящий деревенский мужик умел и печь сложить, и колодец выкопать, и сапоги сшить, и валенки отремонтировать, а также корову зарезать, свинью освежевать.
Никогда не ставился в задачу мужчине уход за детьми. Этим занимались мать и бабушка. Традиционно бабушка доживала свой век в доме у кого-то из своих детей или внуков, редко когда старики жили отдельно. Старший ребенок в семье всегда ухаживал за младшим.
Не было случая, когда бы мужчина в деревне стирал белье, готовил пищу для семьи или занимался ткачеством. Но именно он вез нагруженные бельем дровешки на речку и пруд. Он же не давал жене поднять тяжелый мешок с зерном на току.
- Худ муженек, да ограда моя: навалюсь на него - не боюсь никого.
В деревне были примеры, когда в доме верховодила женщина, а муж ходил в «послушниках». Такой мужик и дом не построит, и печку не сложит. Они были, как говорится, не от мира сего и авторитетом в народе не пользовались.
В свое время в мужские обязанности входила пастьба скота. До войны в должности «начальника стада» в нашей местности женщины не встречались. Пастуха нанимали на сельском сходе, кандидатуру активно обсуждали. Высказывали ему про допущенные недостатки в работе в прошлом сезоне. Пастуха брали «на кормление». Ходил он «по чередам», то есть питался сегодня в одном, а завтра в другом доме. Накормить пастуха старались получше, подчас подавая на стол то, что сами редко ели. Боялись обидеть: вдруг скажется на его отношении к их коровушке, теленочку или овечке.
Для оповещения о времени выгона скота на пастбище пастух играл на дудке или ударял по «барабанке» (гладко отесанная широкая доска, висевшая на шее). Пастух двумя палочками наносил по ней удары, подбирая звук.
- Ну и мастак же ты, Ваня, барабанить. Надо же так уметь! - восхищалась наша бабушка, слушая утром пастуха, при этом иногда пускала слезу.
В помощь пастуху деревня выделяла подпасков, как правило, детей 11-13 лет. Подпасок следил за стадом, не давал ему разбежаться. В должности подпаска побывали все без исключения деревенские мальчишки. Некоторым пастухам стеречь стадо помогали собаки.
И еще о пастухах. Солидный хороший мужик в пастухи не шел. Должность эту занимали в чем-то провинившиеся или ущербные люди, не имеющие возможности заняться другим делом. В ряде семей профессия пастуха являлась как бы наследственной и переходила от отца к сыну.
Веками крестьянскими общинами руководили мужчины. Было время, когда голос женщин на сельских сходах не брали в счет. В округе не было примера, чтобы на должностях волостных старост или судей находились женщины. Несмотря на провозглашение равноправия, создаваемые после революции совхозы, коммуны и колхозы возглавляли мужчины. Они же, как правило, входили в состав сельских советов и комитетов бедноты.
На появившиеся в 30-е годы трактора и грузовые машины сели мужчины, но вскоре за рычаги и руль взялись и девушки. В стране возникло движение «Женщины - на трактор!». Повсеместно появились женские тракторные бригады.
Великая Отечественная война в корне изменила положение женщины в деревне, сломала сложившиеся веками устои и традиции. О понятиях мужской и женский труд пришлось забыть. Женщины, подростки выполняли трудную, подчас непосильную работу, которая запрещалась для них законодательством. Женщины стали руководить колхозами, возглавлять сельсоветы. Впрочем, правительство старалось сохранить руководящую роль мужчин, введя для этого бронь, которая освобождала от призыва в армию. Молодые сильные мужики собирали налоги, сидели в райкомах партии и райисполкомах, правоохранительных органах...
Анатолии Белуничев
Источник: Белуничев, Анатолий. Кто в доме хозяин? / А. Белуничев // Сельская новь. – 2009. – 19 марта (№20). – С.7.
Кто в доме хозяин?
Крестьянская семья долгие годы оставалась патриархальной. Хозяином в доме всегда был мужчина. Жена, а тем более дети, сколько бы их ни было в семье, беспрекословно ему подчинялись, даже тогда, когда он явно был не прав. Слово отца, хозяина - закон для всех домочадцев.
«Не прекословь, отец прав» - это часто можно было слышать от моей бабушки.
Само слово «замуж» означает ничто иное, как женщине выйти за мужа. Жена не имела права его ослушаться. В Библии записано: «Да убоится жена мужа своего». Хозяин - барин, его команду нельзя не выполнить.
- Если он меня отматюгает, так это все равно что приласкает, - откровенно призналась одна из знакомых деревенских женщин.
Жена послушно переносила и побои мужа. Плакала, но терпела. Любишь, не любишь - жить надо. Такова судьба. Традиция стала рушиться при советской власти, когда официально женщину провозгласили равноправной с мужчиной. Но тем не менее и тогда в разговоре мужчин можно было слышать:
- Моя баба, собственная, что хочу с ней, то и делаю, - никто мне в этом не указ.
Развод в крестьянских семьях был крайне редким явлением. Например, в Череповецком округе с населением 607 994 человека в 1925 году заключили браков - 5340, а разводов было 510. А в 1927 году браков - 5560, разводов уже в два раза больше -1268. В последующие годы число разводов продолжает расти. Инициатором развода, как правило, был мужчина.
В крестьянской семье каждый из супругов имел свои обязанности. Дело мужчины - прокормить семью, обеспечить ее материально.
«Вот кормилец-то наш, им мы и живем» - так жена говорила о муже.
В советские годы главенство мужа, отца всегда держалось не на страхе и боязни, а на авторитете, его уважали за трудолюбие. Ежедневно дети наблюдали, как трудятся их родители. Первым их желанием было сделать подобное самому, помочь взрослым. Старший сын в поведении старался копировать отца, стремился поступать и вести себя, как отец, и со временем, в отсутствие его, брал главенство в семье.
Обязанности мужчины в сельской семье конкретны и понятны. Построить дом, обеспечить семью едой, одеждой, обувью... Хорошую семью сопровождало святое правило: муж оберегал жену от тяжелого физического труда.
Хочу привести слова из «Домостроя», глава названа «Наказ мужу, как ему следует жить». «Следует тебе самому, господину, жену и детей учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним дружелюбным, к младшим и убогим - приветливым и милостивым». Чем не моральный кодекс для мужчин?
Мужчина с малых лет учился владеть топором. Срубить дом или баню для хорошего мужика никогда не стоило большого труда.
За содержание лошади, уход за ней, подготовку сбруи, ее ремонт, за телегу, дровни, сани, чтоб были на ходу, и все прочее отвечал хозяин семьи. Настоящий деревенский мужик умел и печь сложить, и колодец выкопать, и сапоги сшить, и валенки отремонтировать, а также корову зарезать, свинью освежевать.
Никогда не ставился в задачу мужчине уход за детьми. Этим занимались мать и бабушка. Традиционно бабушка доживала свой век в доме у кого-то из своих детей или внуков, редко когда старики жили отдельно. Старший ребенок в семье всегда ухаживал за младшим.
Не было случая, когда бы мужчина в деревне стирал белье, готовил пищу для семьи или занимался ткачеством. Но именно он вез нагруженные бельем дровешки на речку и пруд. Он же не давал жене поднять тяжелый мешок с зерном на току.
- Худ муженек, да ограда моя: навалюсь на него - не боюсь никого.
В деревне были примеры, когда в доме верховодила женщина, а муж ходил в «послушниках». Такой мужик и дом не построит, и печку не сложит. Они были, как говорится, не от мира сего и авторитетом в народе не пользовались.
В свое время в мужские обязанности входила пастьба скота. До войны в должности «начальника стада» в нашей местности женщины не встречались. Пастуха нанимали на сельском сходе, кандидатуру активно обсуждали. Высказывали ему про допущенные недостатки в работе в прошлом сезоне. Пастуха брали «на кормление». Ходил он «по чередам», то есть питался сегодня в одном, а завтра в другом доме. Накормить пастуха старались получше, подчас подавая на стол то, что сами редко ели. Боялись обидеть: вдруг скажется на его отношении к их коровушке, теленочку или овечке.
Для оповещения о времени выгона скота на пастбище пастух играл на дудке или ударял по «барабанке» (гладко отесанная широкая доска, висевшая на шее). Пастух двумя палочками наносил по ней удары, подбирая звук.
- Ну и мастак же ты, Ваня, барабанить. Надо же так уметь! - восхищалась наша бабушка, слушая утром пастуха, при этом иногда пускала слезу.
В помощь пастуху деревня выделяла подпасков, как правило, детей 11-13 лет. Подпасок следил за стадом, не давал ему разбежаться. В должности подпаска побывали все без исключения деревенские мальчишки. Некоторым пастухам стеречь стадо помогали собаки.
И еще о пастухах. Солидный хороший мужик в пастухи не шел. Должность эту занимали в чем-то провинившиеся или ущербные люди, не имеющие возможности заняться другим делом. В ряде семей профессия пастуха являлась как бы наследственной и переходила от отца к сыну.
Веками крестьянскими общинами руководили мужчины. Было время, когда голос женщин на сельских сходах не брали в счет. В округе не было примера, чтобы на должностях волостных старост или судей находились женщины. Несмотря на провозглашение равноправия, создаваемые после революции совхозы, коммуны и колхозы возглавляли мужчины. Они же, как правило, входили в состав сельских советов и комитетов бедноты.
На появившиеся в 30-е годы трактора и грузовые машины сели мужчины, но вскоре за рычаги и руль взялись и девушки. В стране возникло движение «Женщины - на трактор!». Повсеместно появились женские тракторные бригады.
Великая Отечественная война в корне изменила положение женщины в деревне, сломала сложившиеся веками устои и традиции. О понятиях мужской и женский труд пришлось забыть. Женщины, подростки выполняли трудную, подчас непосильную работу, которая запрещалась для них законодательством. Женщины стали руководить колхозами, возглавлять сельсоветы. Впрочем, правительство старалось сохранить руководящую роль мужчин, введя для этого бронь, которая освобождала от призыва в армию. Молодые сильные мужики собирали налоги, сидели в райкомах партии и райисполкомах, правоохранительных органах...
Анатолии Белуничев
Источник: Белуничев, Анатолий. Кто в доме хозяин? / А. Белуничев // Сельская новь. – 2009. – 19 марта (№20). – С.7. https://genealogyrus.ru/blog/tpost/3g2osznfg1-kto-v-dome-hozyain ПРОШЛОЕ - РЯДОМ!
🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎
✅Найдём информацию о ваших предках!
✅Услуги составления родословной, генеалогического древа.
📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-is ...
📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: vk.com/app5619682_-66437473 ✉Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2