Проект «Документальное наследие Южного Урала: возвращая забытое». Говоря об истории Южного Урала, мы часто сетуем, что в Объединенном государственном архиве Челябинской области, по сравнению, скажем, с Объединенным государственным архивом Оренбургской области, недостаточно документов XVIII века, к тому же они фрагментарны. Это объяснимо. Оренбург был губернским городом, а Челябинск в то время – небольшим городком, глубокой провинцией. Поэтому история Южного Урала, особенно дореволюционная, – не вполне изучена из-за недостатка документального материала. Ликвидировать белые пятна и черные дыры истории нашего региона – поручение губернатора Челябинской области. В связи с этим реализуется проект «Документальное наследие Южного Урала: возвращая забытое». Его цель — выявление документов в федеральных и региональных архивах об истории Южноуралья. Летом 2024 года челябинские архивисты: заведующий отделом публикации и научного использования документов А.Н. Лымарев и археограф Д.Е. Васильев – побывали в архивах Оренбурга и Екатеринбурга. Александр Лымарев рассказал о цели визитов: искали материалы XVIII века, связанные с историей Южного Урала, Исецкой провинцией и даже немного выходили за рамки проекта. В Объединенном государственном архиве Оренбургской области обнаружили много документов по истории юга Челябинской области: Верхнеуральского, Троицкого районов. Просмотрели 206 дел из разных фондов, выявили наиболее интересные, а это 1100 листов. Документы касаются строительства крепостей, обеспечения их продовольствием, фуражом для скота, жизни казачества, русской православной церкви. К примеру, есть материалы о судьбах священнослужителей, характеристики их повседневной жизни, быта. В Государственном архиве Свердловской области выявили материалы о северной части Челябинской области, строительстве заводов в горно-заводской зоне. Набралось около 3000 листов интересных документов. Причем по ним можно проследить, к примеру, как шло становление старинного села Багаряк: есть данные о самой первой в России переписи 1719 года и более поздней ревизской сказке – 1740 года. Жители Багаряка –первопоселенцы на территории Челябинской области. Кроме того, архивистам удалось выявить материалы по отдельным заводам: Саткинскому, Ашинскому, Катав-Ивановскому. Большой информационный материал представляют собой карты местности, схемы заводских территорий конца XVIII – начала XIX века. Весь выявленный материал будет проанализирован, отсканирован коллегами-архивистами из Оренбурга и Екатеринбурга, описан и часть документов войдет с сборник в по истории региона, часть будет выложена на портале «Документальное наследие Южного Урала: возвращая забытое», который сейчас создается. Сотрудники Объединенного государственного архива Челябинской области выражают глубокую благодарность архивистам Екатеринбурга и Оренбурга за теплый прием, оперативность предоставления материалов, создание комфортных условий работы. Елена Рохацевич https://archive74.ru ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru
    2 комментария
    5 классов
    Тюрьмы инакомыслящих: Как в Российской империи расправлялись с религиозными отступниками. За оскорбление чувств правоверных (православных) в Российской империи принято было наказывать. Причем происходило это с энтузиазмом не меньшим, чем в ходе репрессий 1930-х годов. Инакомыслие в России было не только политическим, но и до 1917 года религиозным. А методы преследования в отдельных случаях даже в просвещенном 20 веке не уступали средневековой европейской инквизиции. Узаконенная борьба с религиозным инакомыслием в Российской империи Преследование инакомыслящих осуществлялось согласно отдельному документу, аналогу сегодняшнего Уголовному кодексу – «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». За колдовство или чародейство полагался реальный продолжительный срок, а порой и пожизненная ссылка в Сибирь. Тюремного заключения удостаивались и знахари, любители поворожить и навести сглаз. Порицало государство даже распространителей непопулярных сведений о происхождении и устройстве Вселенной, если они противоречили библейской теории. В «Уложениях» подобным мерам воздействия был посвящен довольно объемный раздел, ведь до самого 1917-го православная церковь в России официально представляла собой важнейший элемент госустройства. Умышленное или случайное унижение православной церкви или ее служителей именовалось кощунством. Ответственность настигала даже тех, кто словесно посмел оскорбить как религию в целом, так и подверг сомнению ее отдельные догмы. Причем законы эти распространялись исключительно на православие. Что же касается любых других конфессий, их каноны можно было поносить абсолютно безнаказанно. Судебные дела за непотребные слова и условие для смягчения наказания В соответствии с «Уложением» на каторгу сроком до 15 лет можно было угодить за хулу на Иисуса Христа в церковных стенах. Наказуемо было и произносить непотребные слова вне храмов, в общественных местах. Только срок был меньшим – 6-8 лет лишения свободы. Попущение касалось только тех, кто богохульничал, так сказать, без злого умысла – в состоянии алкогольного опьянения. Пьяница, покусившимся на святое, грозило заключение от силы несколько месяцев. Из архивов Самарского окружного суда известны некоторые подобные факты периода 19-20 веков. Одно из расследований касалось молодого украинского крестьянина Тамбовцева. Будучи крепко нетрезвым, он позволил себе матерно выражаться в стенах винной лавки. Присутствующие сделали ему замечание, мол, нельзя себя так вести в помещении, где стены увешаны святыми образами. В ответ на это Тамбовцев только сильнее разъярился, обругав не только недовольных его поведением, но и иконы и всех на них изображенных. За эти вольности он был незамедлительно доставлен в полицейский участок, где, протрезвев, признал, что ничего такого даже не помнит, поэтому пояснить свое поведение не в состоянии. Учитывая «смягчающие» обстоятельства суд отправил его в тюрьму на 6 месяцев, что было достаточно сносным наказанием. Но не всегда суд делал скидку на пьянство. Куда сильнее досталось 44-летнему самарскому крестьянину Ткаченкову, прилюдно обматерившему хозяина трактира, в котором выпивал, а затем и самого господа бога. Несмотря на все заверения судей в том, что «черт попутал и горькая взяла верх», угодил матерщинник в тюрьму на целых полтора года. Свадьба-похороны и обвинения в кощунстве Летом 1904 года Николай II подписал манифест, которым в империи смягчались карательные меры в деле богохульников. Результаты не заставили себя ждать. Уже в следующем году угодивший под суд крестьянин Безруков, позволивший в адрес Святой Троицы непотребные замечания, получил всего неделю ареста. Такой же незначительный приговор был вынесен крестьянину Новосельцеву, обругавшего бога и всех его приближенных святых. Еще более коротким стало заключение богохульника Мартьянова, который во всеуслышание подверг сомнению святость Троицы. Ему довелось искупать свою вину всего каких-то три дня. Известен из архивов случай, когда уголовное дело было возбуждено против целой группы крестьян. Им вменялось кощунство против православной церкви, что со стороны больше походило на анекдот. А дело было так. В январе 1891-го почти все село Аманак справляло местную свадьбу. В первый день все гости собрались в родительском доме жениха, а позже переместились на территорию невесты. Там и произошло то, за что потом всем пришлось отвечать перед законом. Напившегося до бессознательного состояния родственника жениха решили уложить на доски, чтобы транспортировать домой. Отец жениха, подогретый обильными возлияниями спиртного, такое шествие сильно напомнило с виду похоронную процессию. И он предложил остальным разыграть целое театрализованное действо с лаптем вместо кадила и тлеющим угольком вместо ладана. При этом толпа распевала матерные частушки, по сценарию заменявшие заупокойные псалмы. По пути участники шоу приглашали на импровизированные поминки прохожих, а главного героя то и дело роняли с его лежбища на землю. После нескольких падений он действительно скончался, разбив голову о камень. И свадьба завершилась уже не инсценировкой, а реальными похоронами. По итогам судебного заседания подсудимые были обвинены не в нанесении смертельных увечий, а в издевательстве над похоронными церковными обрядами. Однако в силу массового алкогольного опьянения, судья не признал действия участников процесса умышленными. Смерть, как было установлено, наступила вследствие злоупотребления, а все подсудимые полностью оправданы. Падение самодержавия и отмена важнейших статей С учетом соблюдения всех статей «Уложения» окружные суды российских губерний призвали к ответу десятки тысяч жителей империи. Обвиненные по идеологическим статьям нарушители закона просиживали годами в тюрьмах и ссылались в самые дальние районы государства. Так как дореволюционные архивы до наших дней дошли в неполном объеме, точных цифр нет. Да и с падением царского самодержавия вчерашние серьезные статьи закона перестали иметь силу. Указом Временного правительства из ссылок и тюрем вернулись тысячи узников. Вдохнувший свободу полной грудью народ тогда еще не знал, что очень скоро наказание за богохульство лишь трансформируется в ответственность за инакомыслие политическое. А отвечать за проступки придется все по тем же местам заключения. https://kulturologia.ru ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru
    1 комментарий
    7 классов
    О косвенных признаках участия в Первой мировой войне лиц, упоминаемых в метрических записях 1914–1918 гг. (Л.А. Поросятковская. "Генеалогический вестник". Выпуск 71. СПб., 2024.)📝 С началом Первой мировой войны в метрических записях о фактах рождения, бракосочетания и смерти представителей крестьянского сословия, причастных к воинской службе, добавились новые формулировки в написании их статуса. Наряду с «крестьянином, состоящим на действительной военной службе», «запасным из крестьян» и их вариантами, бытовавшими до начала войны, с конца 1914, а в некоторых книгах – с начала 1915 г., появились: «крестьянин, состоящий в рядах войск», «ратник ополчения», «павший на войне нижний чин», «нижний чин, умерший на военной службе» и варианты1. На момент начала Первой мировой войны действовали устав 1874 г. «О всеобщей и всесословной воинской повинности» и поправки к уставу, опубликованные в 1906 г. Русская армия комплектовалась по двум учтенным в них основным факторам: по возрасту и физической годности. Общий срок службы поступивших по жребию в сухопутные войска для мирного времени, определенный пятнадцатью годами, из которых шесть лет – действительной службы, и девять лет в запасе, – изменился в поправках к уставу 1906 г. Вот что писал профессор Николаевской академии Генерального штаба генерал-лейтенант Н.Н. Головин об устройстве призыва накануне Первой мировой войны в своей книге «Военные усилия России в мировой войне»: «К службе привлекались молодые люди, которым только что минул 21 год. В мирное время принятых определяли в постоянные войска, состоявшие из армии, флота и казачьих войск. После окончания действительной службы чины армии и флота перечислялись в «запас» на установленный законом срок. Перед началом войны срок действительной службы равнялся для пехоты – трем годам, для прочих сухопутных войск – четырем, и для флота – пяти. В запасе чины пехоты и артиллерии (кроме конной) числились 15 лет, чины прочих сухопутных войск– 13, и флота – 5 лет. В случае мобилизации чины запаса предназначались для укомплектования частей действующей армии. По окончании срока пребывания в запасе лица, в нем состоявшие, перечислялись в государственное ополчение, в котором состояли до 43-летнего возраста. Лиц, не принятых в мирное время на действительную службу по льготам, зачисляли в государственное ополчение сразу же по призыву. Ополчение делилось на два разряда: I разряд формировался из особых частей для укомплектования действующих войск; II – для охраны и выполнения различных работ в тылу. По статистике льготы по семейному положению получали 48 % призывников, и половина из них зачислялась в ополчение II разряда. То есть в случае войны ополченцы II разряда освобождались от бое- вой службы»2. Пояснить и применить выкладки Н.Н. Головина для освещения объявленной темы оказалось возможным на примере истории семьи крестьян Козловых из деревни Ярашинская Сорвижской волости Котельнического уезда Вятской губернии прихода Троицкой церкви села Сорвижское периода последней четверти XIX – конца второго десятилетия XX в. В число возможных участников войны, членов большой семьи Козловых, по возрасту вошли три родных брата Федор (№ 98/79)3, Николай (№ 101/79) и Алексей (№ 106/79) Максимовичи и их двоюродные племянники Кир (№ 120/86) и Иван (№ 121/86) Лукичи. Исследование истории семьи Козловых военного времени опиралось на весьма ограниченный круг архивно-документальных источников этого периода, на метрические книги. Обязательным условием заполнения формуляра метрик являлось указание в одной из граф сословия, статуса или звания лица, действительного на момент учета: например, крестьянин, или мещанин, или солдат и т.д. Метрические записи Троицкой церкви села Сорвижское предвоенного и военного периода упоминали членов семьи Козловых солдатами и запасными без указания места службы, точного звания или чина, номера и названия полка, не давая тем самым желательно исчерпывающих сведений, в том числе – об участии кого-либо в военных действиях. При заполнении метрических книг причт руководствовался (не исключено) соображением соблюдения «военной тайны», в то время как во второй половине XIX в., к примеру, такие сведения не составляли секретов. В ходе исследования все же удалось выяснить причастность некоторых представителей рода Козловых к войне. С точки зрения устава 1874 г. Федор Максимович Козлов, рожденный в 1878 г., по достижении призывных лет (21 года) попадал под набор 1899 г. К началу войны в 1914 г. ему исполнилось 36 лет, и он должен был войти в одну из следующих категорий лиц: 1-я категория: лица, прошедшие действительную службу в 1899–1905/1906 и числившиеся в запасе до 1914/1915; 2-я категория: льготники, зачисленные в набор 1899 г. в ополчение I-го разряда; 3-я категория: льготники, зачисленные в набор 1899 г. в ополчение II-го разряда. С начала объявления мобилизации лица 1-й категории сразу призывались в действующую армию и в ее рядах выступили в военный поход. В этой категории, т.е. прошедших действительную службу и числившихся в запасе, Федор Максимович не был учтен, поскольку в метрических записях о рождении его детей – Якова, Марии, Феклы и Дарьи в 19004, 19015, 19036 и 19067 гг., а в 1907, 1909, 1911, 1912 гг. о рождении Евфросинии, Григория, Василия и близнецов Пелагеи и Таисии соответственно, он однозначно учтен просто крестьянином деревни Ярашинская, а никак не солдатом и не запасным. То есть для Федора Максимовича, в случае если он был здоровым, оставались 2-я или 3-я категории льготников. Льготы, обусловленные семейным положением, в уставе 1874 г.8 делились на три категории: Первая: а) единственный сын; б) сын или внук – единственный работник в семье; Вторая: сын – второй работник в семье; Третья: сын, следующий по возрасту за братом, состоявшим по призыву на действительной службе или умершим на ней. От службы, безусловно, освобождали только льготы первой категории. «Вторая и третья – действовали в случае достаточного количества новобранцев по жеребью. Но все льготные зачислялись в ополчение на случай войны: первой категории – в ополчение II-го разряда, а второй и третьей категорий – в ополчение I-го разряда». Отнесение призывника к той или категории, разряду и пр. производилось однажды и навсегда в год его призыва, в случае с Федором Максимовичем – в 1899 г. В это время он был старшим в семье среди детей мужского пола. Возраст следующего за ним шестнадцатилетнего Николая считался по российскому законодательству нетрудоспособным9, поскольку не достиг восемнадцати лет. Кроме Федора в трудоспособном возрасте находился еще один член семьи – его сорокадевятилетний отец Максим Яковлевич. То есть Федор Максимович был в своей семье вторым из двух трудоспособных работников. На него распространялась льгота второй категории, освобождавшая его от действительной службы в мирное время. Но в случае начала военных действий Федору было определено место в ополчении I-го разряда. Это заключение подтверждено записью № 20 от 15 февраля 1916 г. в первой части метрической книги о мертворожденном младенце женского пола: в графе родителей записан Феодор Максимов Козлов как «ратник ополчения из крестьян»10: Государственное ополчение просуществовало в России до октября 1917 г. Его солдаты назывались ратниками. В ополчение причисляли: – военнообязанных от 20 до 43 лет, которые в мирное время были освобождены от призыва в армию из-за негодности к военной службе, но считались годными к ней в военное время; – лиц, ранее прошедших военную службу и числившихся в запасе до 43-летнего возраста. Государственное ополчение делилось на ратников I-го разряда, – годных к строевой службе и предназначенных для пополнения действующей армии, и ратников II-го разряда, годных к нестроевой службе. «Ополченцы I-го разряда должны были начать призываться по графику мобилизации лишь 25 марта 1916 г., т.е. через 20 месяцев после начала войны, а ополченцы II-го разряда – 25 октября 1916 г., т.е. через 27 месяцев. Но на деле по обстоятельствам военных действий уже к середине 1915 г. почти весь контингент ратников ополчения I разряда был исчерпан»11. Из статистики, приведенной в книге Н.Н. Головина, известно, что к началу Первой мировой войны таковых насчитывалось около 2 млн 700 тыс. человек. Их призывы поочередно состоялись: – в 1914 г.: 22 июля – 400 тыс., 22 сентября – 300 тыс., 12–20 ноября – 200 тыс.; – в 1915 г.: 2 января – 480 тыс., 1 апреля – 600 тыс., 15 августа – 350 тыс., 15 сентября – 25 тыс., 15 октября – 30 тыс.12. Исходя из вышеперечисленных данных о мертворожденном в феврале 1916 г. ребенке, о том, что Федор не прошел действительную военную службу и был льготником первого разряда, можно практически точно определить, что его призвали в число ратников 1-го разряда в 1915 г., скорее всего во второй половине. В качестве компенсации семье, из которой уходил глава, каковым Федор Максимович Козлов в это время являлся, правительство назначало особый денежный паек. Следующим по возрасту в семье Козловых был брат Федора Николай Максимович, рожденный в 1883 г. (№ 101/79). В записи 1906 г. о смерти сына Иллариона он записан как «солдат, находящийся на службе»13. В записи 1907 г. о рождении племянницы Евфросиньи (№ 140/98) его жена Ольга Кирилловна названа солдаткой14. В 1911, 1913 и 1914 гг. в записях о рождении и смерти дочерей Анны, Марии и Ольги15 он значится запасным солдатом. Из вышеперечисленных сведений очевидно, что по достижении призывного возраста 4 декабря 1904 г. Николая Максимовича признали годным к строевой и он служил в действующей армии в течение положенных шести лет с 1905 по 1910/11 г. По окончании основного срока был перечислен в запас, и должен был оставаться в этом статусе до начала 1920-х гг. Во время службы Николай Максимович, как представитель податного сословия крестьян, продолжал числиться в составе Ярашинского сельского общества, к которому принадлежал и до призыва. Он освобождался от всех подушных государственных, земских и общественных сборов и лично от натуральных повинностей, но обязан был платить подати, сборы и повинности со своего недвижимого имущества на общем основании. Со времени перечисления в запас Николай Максимович оставался освобожденным от подушной подати еще в течение года. Как запасной чин он мог призываться на учебные сборы, не более двух раз в течение срока запаса, каждый раз не долее шести недель. В случае необходимости приведения войск в полный состав, – обычно такое случалось при объявлении войны, запасных призывали на действительную службу в первую волну мобилизации. Исходя из этого, можно утверждать, что Николай Максимович ушел на войну с самого ее начала одним из первых в клане Козловых в тридцатилетнем возрасте. 9 ноября 1914 г. он пропал без вести16. Солдатом также упоминается в документах еще один родной брат Федора Максимовича – Алексей Максимович Козлов (№ 106/79). На момент начала войны ему исполнилось полных 20 лет. К началу 1915 г. он достиг призывного по мирным меркам возраста, но известно, что во время войны призывной возраст новобранцев снизился с 21 года до 19 лет. Поэтому вполне возможно, что его забрали раньше. Алексей Максимович был зачислен на действительную военную службу в уездном по воинской повинности присутствии. Его и других новобранцев направили в воинские части в составе особых маршевых команд этапным порядком, в собственной одежде, с выдачей на время пути следования кормовых денег. С момента прибытия в часть он стал считаться нижним чином. Этот факт подтвержден метрической записью 1916 г. о рождении у него сына Григория, где он, как отец новорожденного, записан солдатом17. Другим участником Первой мировой был двоюродный племянник Максима Федоровича Кир (Кирик) Лукич Козлов 1888 г.р. (№ 120/86). В постоянно развернутые «первоочередные» полки он попал по призыву в 1909–1910 гг. К этому времени действовала поправка 1906 г. к закону 1874 г. «О всеобщей воинской повинности» о сокращении действительной службы до трех лет. В 1911 г. в записи о рождении дочери Аполлинарии Кир Лукич значится солдатом18. Еще до начала войны Кир должен был вернуться после службы домой и числиться в запасе. В 1916 г. в записи о рождении дочери Марфы Кир Лукич опять значится солдатом, как и его родной брат Иоанн Лукич Козлов, 1892 г.р., в записи о смерти жены в том же 1916 г. В двух более ранних записях военного времени, – о рождении в 1914 г. и смерти 27 июля 1915 г. сына Павла, Иоанн Лукич записан крестьянином19. То есть Иоанна могли призвать на войну в августе 1915 г. Записей в третьей части метрических книг «Об умерших» о гибели участников войны во время боевых действий быть не могло. Но, во всех трех частях могли встретиться косвенные сведения. Например, в записях о новорожденных попадались сообщения об их погибших отцах как о «павшем на войне нижним чине» или «умершем на военной службе». Таких записей в метриках военного времени о Козловых не встретилось, хотя о представителях других фамилий – встретилось немало. В помощь церковным учетным документам доступны электронные ресурсы, посвященные Первой мировой войне. На портале общественной организации Союз возрождения родословных традиций «Первая мировая война, 1914–1918 гг.» можно найти подтверждение ранениям, пропажам без вести или гибели участников войны. Таковая и была здесь найдена об одном из Козловых: точное совпадение места рождения, деревня Ярашинская Сорвижской волости Котельнического уезда Вятской губернии, а также имени, отчества и фамилии, дает полное основание считать, что запись о «гренадере Козлове Николае Максимовиче, … пропавшем без вести 9 ноября 1914 г.»20, имеет прямое отношение к герою данного исследования, представителю рода Козловых21. 1 Просматривались метрические книги Преображенской церкви села Красногорское, Вознесенской церкви села Коршунское, Воскресенской церкви села Нежитино и др. Макарьевского уезда Костромской губернии за 1914–1918 гг. 2 Головин Н.Н. Военные усилия России в Мировой войне // «Военно-исторический журнал». 1993. № 6. С. 62–66. 3 Здесь и далее указываются номера персон по поколенной росписи: Поросятковская Л.А. Поколенная роспись рода Козловых (рукопись). 4 Государственный архив Кировской области (далее ГАКО). Ф. 237. Оп. 226. Д. 785. Л. 928 об.–929. 5 Там же. Д. 793. Л. 1050 об.–1051. 6 Там же. Д. 805. Л. 1017 об.–1018. 7 Там же. Д. 833. Л. 50 об.–50. 8 Устав о воинской повинности, Высочайше утвержденный 1-го января 1874 г. Гл. VI, ч. II. О льготах по семейному положению, ст. 45. М., Университетская типография, 1874. С. 14. 9 Способными к труду считались лица в возрасте 18–55 лет. 10 ГАКО. Ф. 237. Оп. 226. Д. 1514. Л. 141 об.–142. 11 Головин Н.Н. Указ. соч. С. 62–66. 12 Там же. 13 ГАКО. Ф. 237. Оп. 226. Д. 833. Л. 410 об.–411. 14 Там же. Д. 845. 15 Там же. Д. 1463, 1483, 1493. 16 На электронном портале СВРТ «Первая мировая война, 1914–1918 гг.» источник назван: «Именной список № 488 убитым, раненым и без вести пропавшим нижним чинам» (стр. 7804). 17 ГАКО. Ф. 237. Оп. 226. Д. 1514. 18 Там же. Д. 1463. 19 Там же. Д. 1493, 1501. 20 На электронном портале СВРТ «Первая мировая война, 1914–1918 гг.» источник назван: «Именной список № 488 убитым, раненым и без вести пропавшим нижним чинам» (стр. 7804). 21 Продолжение исследования судьбы участников войны 1914 г. возможно при наличии сведений о номерах и названиях полков, в которых проходила их служба. Эти сведения о Козловых отсутствуют. Источник: Л.А. Поросятковская. "Генеалогический вестник". Выпуск 71. СПб., 2024. ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru
    2 комментария
    13 классов
    Суд позволил праправнучке кулака заявить о правах на имущество репрессированного. Суд предоставил жительнице Ейска возможность заявить о своих правах на имущество, изъятое у прапрадеда-кулака, сообщила Объединенная пресс-служба судов Краснодарского края. «Жительница Ейска обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что в связи с применением политической репрессии Ейским районным отделением УНКВД РСФСР у ее прапрадеда-кулака, председателя церковного совета, сторожа, из законного владения был изъят приусадебный земельный участок. Сам он был арестован», — уточняет пресс-служба. Суд напомнил, что по общему правилу реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость. «Однако Ейский городской суд отказал женщине в принятии искового заявления, так как она не относится к наследникам первой очереди. Истица подала частную жалобу в суд вышестоящей инстанции. Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда не согласилась с тем, что установление заявленного юридического факта не порождает для заявителя юридических последствий, так как она не относится к наследникам первой очереди, являясь праправнучкой раскулаченного», — отмечает пресс-служба. В результате суд апелляционной инстанции определение отменил и направил заявление в Ейский городской суд для разрешения вопроса о принятии искового заявления к производству, восстановив праправнучке репрессированного доступ к правосудию. https://www.rapsinews.ru ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru
    5 комментариев
    18 классов
    Николай Пушешников: литератор, переводчик, критик. В начале XX века в московских литературных кругах получил признание провинциальный потомственный дворянин Николай Алексеевич Пушешников, сделавший себе имя талантливыми переводами Д. Киплинга, Р. Тагора, Д. Лондона, Д. Голсуорси. Он выбрал эту стезю по совету Ивана Алексеевича Бунина, двоюродного брата матери. Пушешниковы, как и Бунины, владели имением в Елецком уезде Орловской губернии, и соседство дворянских семей привело к знакомству Алексея Ивановича и Софьи Николаевны Буниной, родителей выдающегося переводчика и литератора. Родословная до прапрадедов Окунемся в глубь веков и прольем свет на родословную Н.А. Пушешникова. Его прапрадед Алексей Васильевич Пушешников (фамилия имела и другое написание – Пушечников) 22 года провел на военной службе в лейб-гвардии конном полку. В 1744-м, выйдя в отставку по болезни вахмистром, он поселился в своем имении в д. Савенковой Белевского уезда Орловской провинции. В результате проведения Екатериной II областной реформы Белевский уезд вошел в образованную в 1777 году Тульскую губернию. Так А.В. Пушешников оказался в числе тульских дворян. Его сын Василий Алексеевич находился на военной службе с 1757-го по 1771 год, вышел в отставку, как и его отец, ввиду расстроенного здоровья и обосновался в своем имении в Ливенском уезде. В 1810-м отставной поручик с сыновьями Алексеем, Дмитрием и Иваном был внесен в дворянскую родословную книгу Орловской губернии – в ту же часть, «в каковую род их Тульским дворянским собранием внесен». Его супруга Марфа Сергеевна происходила из рода ливенских дворян Мишиных и, судя по всему, состояла в дальнем родстве с философом Николаем Яковлевичем Данилевским по линии его матери Дарьи Ивановны. По нашим данным, прадед Д.И. Данилевской, Алексей Егорович Мишин, мог приходиться родным братом Сергею Егоровичу, отцу Марфы Сергеевны. Дед Н.А. Пушешникова, Иван Васильевич, родившийся около 1809 года, поступил в 1825-м на службу в Орловскую палату гражданского суда канцеляристом, а затем работал помощником экспедитора. Через пять лет он был переведен в Орловскую палату уголовного суда, откуда в 1832-м определен в канцелярию временного общего собрания Правительствующего сената. В следующем году губернский секретарь И.В. Пушешников перешел на службу в канцелярию Министерства внутренних дел столоначальником и дослужился на этой должности до коллежского асессора. Но по состоянию здоровья вынужден был уволиться в 1842 году. Как следует из формулярного списка, он владел имением – селом Васильевским (оно же Глотово) в Елецком уезде, доставшимся ему от родителей, и частью благоприобретенным. Красавец с цыганскими корнями В.Н. Муромцева-Бунина в книге «Жизнь Бунина» дает такое описание Ивана Васильевича: «Это был маленький полный старичок с короткой шеей, с длинными обезьяньими руками, очень серьезный…». Непривлекательный старичок был прекрасно образован, имел хорошую библиотеку. Иван Пушешников не завел семью, но детей имел. Одним из них был отец Н.А. Пушешникова – Алексей, родившийся в 1851 году «от красавицы с цыганской кровью». Данные о его происхождении отражены в свидетельстве о рождении, выданном местным причтом: «Села Васильевского помещика коллежского асессора Ивана Пушешникова у крестьянской девки Вассы Ивановой незаконно родился сын Алексей того 1851 года февраля 15, который и крещен того же числа; восприемниками были: помещика Пушешникова дворовой Иван Михайлов и крестьянская женка Анастасия Феодорова. Крестил священник Иоанн Орлов с причтом своим». Повзрослевшего любимого отпрыска Иван Васильевич решил усыновить и обратился с прошением в Правительствующий сенат, указом которого в 1869 году незаконнорожденному Алексею было разрешено «принять фамилию отца и пользоваться правами его состояния, но без прав наследования в родовом его имении». В том же году 17-летний юноша зачислен в строительное училище Министерства внутренних дел «своекоштным экстерном», где, проучившись один год, выбыл согласно поданному прошению. В 1870-м Алексей Иванович поступил на службу в канцелярию орловского губернатора. После пяти лет службы был произведен в губернские секретари и спустя три года, следуя совету отца, женился на Софье Николаевне Буниной. Молодожены поселились в родовом имении Пушешниковых – Васильевском. Жизнерадостность и обаяние Алексея Ивановича способствовали зарождению дружеских отношений с родственниками жены. К тому же он был полной противоположностью отца (тот скончался скоропостижно в 1884 году). «… высокий, красивый, никогда ничего не читавший, страстный охотник, веселый общительный человек с прекрасным голосом», – таким Алексея Ивановича обрисовала Муромцева-Бунина. В его внешнем облике, манерах, темпераменте естественно и красиво проявлялись цыганские корни. Иван Бунин, часто гостивший в Васильевском, с большой симпатией относился к Алексею Ивановичу, которого сделал прообразом Арсения Семеныча в рассказе «Антоновские яблоки». Он представил свояка Пушешникова ярким и немного эксцентричным помещиком: Тот был «высок ростом, худощав, но широкоплеч и строен, а лицом – красавец цыган. Глаза у него блестят дико, он очень ловок, в шелковой малиновой рубахе, бархатных шароварах и длинных сапогах». Подвело здоровье В Васильевском у Пушешниковых появились на свет трое сыновей: Дмитрий – в мае 1880 года, Николай – в июле 1882-го, Петр – в ноябре 1884-го. Они почти не знали своего отца. Разгульная жизнь Алексея Ивановича привела его к ранней смерти – он скончался в 1886 году. Все три сына Пушешниковых учились в Орловской классической гимназии. В эти годы их мать проживала в Орле, снимая квартиры по разным адресам. Дети росли слабыми, часто болели. Младшему, Петру, ввиду приступов «астматического характера» даже пришлось выбыть после шестого класса. Николай тоже был болезненным ребенком, страдал астмой и «нервной слабостью», так что во избежание серьезных последствий по просьбе матери в 1898 году его перевели без экзаменов из третьего в следующий класс. Однако слабое здоровье не помешало ему окончить Московский университет. Правда, с юношеской мечтой стать артистом (он обладал певческим талантом) пришлось расстаться. Свободно владея языками – английским, французским, немецким и отчасти итальянским, начитанный и разносторонний молодой дворянин посвятил себя литературному переводу. После 1917 года Н.А. Пушешников сотрудничал в московских издательствах и в государственной библиотеке иностранной литературы, продолжая заниматься переводами. Умер Николай Алексеевич в Москве 21 февраля 1939-го. Автор: Лариса Кондакова, фото из открытых источников http://vestnik57.ru ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru
    1 комментарий
    1 класс
    «Баба – это уважительное обращение, обозначение старшего в роду». Искандер Измайлов о смыслах имен-титулов в тюрко-мусульманских странах и о том, почему хана Кончака назвали «по-собачьи». «В именнике татарских ханов практически нет арабо-мусульманских имен, во всяком случае до конца XIV века, когда исламизация затронула уже сами основы культуры и духовной жизни аристократии. До этого многие ханы на своих монетах чеканили имя-титул «Султан Мухаммад», — пишет в своей статье старший научный сотрудник Института истории им. Марджани Искандер Измайлов. Автор «БИЗНЕС Online» продолжает рассказывать об имянаречении в тюрко-мусульманских странах, объясняет, какие имена давали в Золотой Орде, откуда взялись Тимур и Булат и как кыпчаки постепенно «обрусели». Лжет называющий сына: «Живущий». Зато никогда еще Не был правдивее тот, кто ребенка назвал: «Умирающий». Арабский поэт Абу-л Аля ал-Маари (978–1057) ✅ В государствах, которые приняли ислам, происходила сложная адаптация тюркских и мусульманских имен. Антропонимическая система, если проще — традиция имянаречения, — важная часть культуры любого народа. Как она возникла и какую роль играла на ранних этапах истории человечества, мы уже рассмотрели в предыдущей статье. Но как система развивалась у предков татар и их ближайших соседей? Это важно понять для выяснения общих закономерностей развития антропонимики. Для общего понимания сделаю важное замечание: историкам приходится иметь дело не с записями в загсе или муллинскими книгами, а с упоминаниями имен в разных источниках. Главным образом это имена вождей и правителей. Имен аристократов мало, простых людей практически нет, как, кстати, и женских. Но даже на этом материале можно сделать некоторые важные выводы. В государствах, которые приняли ислам, происходила сложная адаптация тюркских и мусульманских имен. Такая система сложилась в Волжской Булгарии, о чем уже говорилось ранее. Но это не единственный пример подобного рода. Поскольку по Булгарии второй половины XII – первой трети XIII века у нас практически нет сведений, то, чтобы понять систему имянаречения у булгар, можно рассмотреть примеры других тюрко-мусульманских стран, близких по системе правления, религии и имевших длительные контакты. В этом смысле показательно и выразительно было имянаречение у хорезмшахов, живших в государстве Хорезмшах. Они были тюрками, выходцами из Великой степи, очевидно, огузо-кыпчакского происхождения. Хорезмшахи создали могущественное государство в Средней Азии, выдержавшее противостояние с караханидами (государство Караханид) и каракитаями (Каракитайское ханство), вели войны с Багдадским халифатом и погибли во время нашествия Чингисхана в 1220 году. Основателем этой державы был Ануш-тегин Кутб ад-Дин Мухаммад. В этом имени без труда читается имя-титул, причем собранное из разных языков. «Ануш» (по-персидски «Ануше») — «бессмертный», «благословенный» и «тегин» — по-тюркски «наследник кагана». Такой двойной титул был характерен для тюрко-иранского пограничья, которое постоянно сдвигалось к югу. Тюркские народы, соседствовавшие с различными иранскими народами (тохары, кушаны, согдийцы), многое у них перенимали, включая более развитую титулатуру и представления о божественной власти. Напомним, сам правящий род тюрков Ашина явно имел иранскую основу, означающую «синий» или «небесно-голубой», что потом в тюркском языке превратилось в общее самоназвание «кок-тюрки» («небесно-голубые тюрки»). ✅ В смешанной тюрко-мусульманской среде роль «официального» имени выполняло мусульманское имя Интересны и другие имена правителей государства Хорезмшахи — Атсыз, Ил-Арслан и Текеш. Все они имеют тюркское происхождение. Атсыз — «безымянный», Ил-Арслан — «Лев страны», а Текеш (Текиш) — «нападающий». Мы уже разбирали, как возникли имена, которые давали младенцам в качестве оберега, и здесь самый интересный пример — имя Атсыз, полученное в детстве как охранительное, сохранившееся и ставшее личным в итоге. В этом можно видеть затухание тюркской традиции смены имен по мере продвижения по службе или принятия тронного имени. Только у последнего хорезмшаха Ала ад-Дина тюркское имя неизвестно. То ли оно не сохранилось в хрониках, то ли было забыто после официального имянаречения. Не совсем понятно. Обычно в смешанной тюрко-мусульманской среде роль такого «официального» имени выполняло мусульманское имя. Причем оно у разных династий было постоянным. У хорезмшахов, как и у многих других тюркских народов, принято было именовать правителей именем Пророка — Мухаммадами. На фоне того, как целые империи рушились под ударами монголов, практически не оказывая сопротивления, борьба султана Манкбурны выглядела беспримерным мужеством. И оно не могло не привлечь внимания писателей. Знаменитый Василий Ян (Янчевецкий) уделил ему много внимания в своем историческом романе «Чингисхан» (1939 год), получившим Сталинскую премию в 1941 году, а потом посвятил ему отдельную повесть «На крыльях мужества». Но поскольку в ней автор описал разорение Тбилиси, она чрезвычайно не понравилась Иосифу Сталину, и, жестоко раскритикованная историками и писателями, книга в советское время не издавалась. Да и сейчас она большая редкость. История, как это часто бывает, плотно переплелась с политикой и заменена на удобную схему. Впрочем, творчество Яна, как и сама личность автора, вызывают много споров, что не мешает его историческим романам быть в числе лучших и популярных у читателей. ✅ «Вечный нос его» Между тем само имя этого воинственного султана вызывает целый ряд вопросов. Его полное длинное имя — Джалал ад-Дунийа ва-д-Дин Абу-л-Музаффар Мангуберди ибн Мухаммад. Первая часть имени арабо-мусульманская, и, возможно, официально ее можно перевести как «слава веры» или «прославляющий веру». Но вот тюркская его часть — Мангуберди — вызывает вопросы. Первая половина «Менгу» (или «Менку») в древнетюркском означала «вечный», «вечность» и являлась одним из эпитетов верховного бога Тенгри. Вторая — «берди» — стала источником многих споров, вплоть до конструкции «буруни» — «нос его», что само по себе нелепо. Востоковед Василий Бартольд предполагал, что это имя содержит ошибку переписчика ан-Насави и должно читаться как Менгуберти. Хотя трудно представить, что его секретарь неправильно писал имя начальника, а переписчик исказил во всем тексте исключительно одну букву. Как бы то ни было, российский востоковед прав — вторая часть тюркского имени этого султана должна была содержать корень «бер», т. е. «дать», «дар». А все его имя должно пониматься как сочетание «менгу — берни» — это значит «того, кого дарует вечность» (т. е. «вечный Бог»). Разумеется, картина с имянаречением была сложнее, поскольку в междуречье Амударьи и Сырдарьи, кроме тюрок, жили также согдийцы и другие иранские народы. Одновременно существовали различия между именами аристократии и простонародья. Но, к сожалению, они всегда мало сохраняются в памяти истории, поэтому можно предположить, что общая система с сочетанием тюркских и арабо-мусульманских имен была характерна для всего общества. ✅ Имена кыпчаков Великой степи В другой части Великой степи обитали и строили свое общество различные тюркоязычные племена, получившие у современников разные названия: куманы в латинских сочинениях, половцы — в русских, кыпчаки — в арабо-персидских. Это был конгломерат средневековых кочевых тюркоязычных племен в степной Евразии в IX–XIII веках. По предположению советского востоковеда-тюрколога Сергея Кляшторного, в Тюркском каганате кыпчаки были известны под этнонимом «сиры» («шары»?), который известен из эпитафий Бильге-кагана и Тоньюкука, где кыпчаки указаны в составе важнейших племенных объединений, подчиненных тюркам. Современная этимология данного этнонима остается неопределенной, хотя наиболее авторитетным считается связь его с этнонимом «кун». Еще недавно считалось, что этноним «половцы» происходил от названия цвета — «половый» («светло-желтый»!). Но сейчас более авторитетная версия гласит, что это перевод этнонима племени «шары/сары» — «желтые» по названию одного из племен «кунов» — «кыпчаков». В русских летописях кыпчаки (половцы) впервые упомянуты в 1060 году, знаменуя захват степей Северного Причерноморья новыми племенами. А в 1092-м кыпчаки в лице племени кун (или кунун — отсюда византийское и западноевропейское название всех степных тюрков после XI века — Cumans / Kumans) во главе с ханами Боняком и Шаруканом разгромили орду печенегов под стенами Константинополя. Имели кыпчаки активные военно-политические связи с Булгарией и явно включались в состав ее населения, формируя язык общетюркского типа. Именник у этих кыпчаков был тюркским. Интересно, что они фактически до монгольского завоевания сохраняли оригинальные тюркские имена. При этом надо помнить, что часто эти имена сохранились в русских летописях и записывались на слух, неоднократно переписывались, из-за чего возникли ошибки в написании. Тем не менее сам этот именник весьма показателен, например, по названиям животных. ✅ Легенды о волке как прародителе тюрков были распространены у разных племен Интересный пример в этой связи этимология имени Кончак, известного по русским летописям и ставшего бессмертным после увековечения в «Слове о полку Игореве» и опере Александра Бородина «Князь Игорь». Кстати, сам князь, подчеркну, никоим образом не заслуживает быть увековеченным в стихах, потому что, будучи союзником и побратимом Кончака, с которым они делили победы и поражения, надеясь на богатую добычу, князь организует поход против свата (сын Игоря был женат на дочери Кончака). Но Кончак оказался мудрее, не очень доверял своему союзнику и разгромил его, в ответ разорив княжество Игоря и весь юг Руси. Но нас интересует само имя этого кыпчакского хана — Кончак. По мнению тюркологов, в частности профессора Казанского университета Ильи Березина, оно означало собаку женского рода — суку (qančyq). Поскольку это имя кажется странным для грозного хана, то немецкий и российский тюрколог Василий Радлов (настоящее имя — Фридрих Вильгельм Радлов) предложил другую этимологию — «кокетливый человек». Были предложены и другие версии, как, например, «кожаный наруч» (деталь доспеха). Наиболее близкой к истине является все-таки «собачья» версия. Нет оснований считать, что эти антропонимы восходят к каким-то тотемным животным. Скорее к зодиакальным животным, в год которых родился человек или чем-то напоминал этих животных. При этом следует помнить, что легенды о волке как прародителе тюрков были распространены у разных племен и представления о «благословенном волке» есть практически у всех тюркских народов. Конечно, не только у них. Тут достаточно вспомнить римскую волчицу, вскормившую основателей Рима — Ромула и Рема, а также поверья об оборотнях — волкодлаках (вервольфах). Некоторая часть имен может быть отнесена к неким качествам, по большей части благородным. Не все эти этимологии бесспорны, поскольку реконструируются из русских текстов, система которых понятна: нарекать именем по признакам, которые проявил юноша, или именами, имевшими благопожелательную символику. Отдельную группу имен составляют имена-титулы: Тугоркан, Шарукан, Тольбек. В них явно читается «хан» и «бек». Тургоркан (Тугортак) («Туг + ар + хан») — «рожденный ханом» или «истинный хан». Шарукан — «желтый хан» или «хан над шарами». Тольбек — в этом имени видится основа, часто встречающаяся в различных вариантах у всех тюрок: Толе (Толу) — «бык», «теленок» (иносказание — «могучий», мощный»). Другую группу имен составляют имена Аепа, Алтунопа, Арсланопа, Китанопа. Интересно, что часть историков, весьма поверхностно знакомых с тюркской лексикой, поспешила прочитать в этих именах женские имена, что, по их мнению, хорошо укладывалось в понимание кыпчакских изваяний как «каменных баб», т. е. памятников женщинам-прародительницам. Отсюда стали вырастать версии о высоком положении женщин в кыпчакском обществе и едва ли не матриархате. Однако все эти версии не выдерживают никакой критики. Термин «апа» — это не «тетя», как в современных тюркских языках, а древний термин, восходящий, вероятно, еще к индоиранским заимствованиям, где «баба» — уважительное обращение, обозначение старшего в роде — «дяди по отцу». Именно так наследовалась власть в тюркских государствах вплоть до нового времени — от отца к дяде — к старшему в роду. А не от отца к сыну. В современных тюркских языках оно осталось как «бабай» — «дедушка», «предок». В такой интерпретации получается, что эти имена легко читаются, как обычное для тюрок имя-титул, полученное при избрании ханом — вождем племени. Поэтому они все имеют сакральный смысл: Ай-апа — это «луноподобный старейшина», Адтын-апа — «золотой старейшина», а Арслан-апа — «старейшина-лев», Китан-апа — «благословенный старейшина». Имена-титулы тюркских цариц Женских имен в кыпчакской традиции известно не так много. Одно из них — знаменитая Турандохт (в грузинских хрониках Гурандухт), ставшая женой объединителя Грузии Давида Строителя. Она была внучкой знаменитого хана Шарукана, дочерью Ртрака (Атрака) и сестрой уже упомянутого великого хана Кончака. Кстати, имя Турандохт было увековечено сначала в поэме великого Низами (XII век), которую перевели на французский и издали в 1712 году в Париже. Именно этот перевод стал основой для сказки Карло Гоцци (1762 год), который изрядно исказил основу, перенеся события в модный тогда в Европе Китай, и изменил фабулу. Из обычного сюжета в стиле «укрощения строптивой», в котором наказывается сумасбродная и жестокая принцесса, обреченная влюбиться вопреки себе, Гоцци изобразил ее борцом за равноправие полов и попытался разрушить привычные гендерные стереотипы. Эту тему подхватил немецкий драматург, поэт Фридрих Шиллер, который переделал ее в пьесу, которая начала шествие по сценическим подмосткам театров мира. Поистине всемирную славу Турандхот принесла опера Джакомо Пуччини, первое представление которой состоялось в 1926 году. Кыпчакская Турандохт — это, простите за каламбур, несколько другая опера. Дело в том, что само это имя появилось в Сасанидском Иране и означало «дочь Турана» (Тураном в Иране именовали северные степи, населенные варварами) и, скорее всего, было тронным именем тюркских царевен, выходивших замуж за шахиншахов Ирана. В Грузии эта традиция была заимствована довольно давно, поэтому настоящего имени дочери Отрока и сестры Кончака мы не знаем. Следует подчеркнуть, что женское тронное имя было характерно не только для Сасанидского Ирана. По мере того, как все больше тюрок приезжало в Багдад, где они становились гвардейцами халифа, политический вес и влияние их возрастало. После образования Сельджукской империи и поглощения ею остатков Аббасидского халифата тюркские принцессы стали желанными при дворах владык Ближнего и Переднего Востока. Очень часто они получали после женитьбы новое тронное имя — Теркен-хатун (Туркан-хатын). Это имя-титул состоит из двух частей, его можно трактовать и как «тюркская ханбике», и как «тархан» — «владелец, пользующийся безусловными правами на владение», а «хатун» — «госпожа», «супруга хана». Интересно, что женщина с этим титулом была правительницей Бухары в VIII веке и прославилась борьбой с арабскими завоевателями. Полный текст статьи по ссылке: https://www.business-gazeta.ru/article/638963 ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 💼 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 💼 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉ Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru или администратору группы.
    2 комментария
    4 класса
    Ребус судьбы. Солдаты-противники в Первой мировой стали родственниками. Когда в Сараево убили эрцгерцога Франца Фердинанда, вслед за чем началась Первая мировая война, двадцатидвухлетний венгр Лайош Букович шел по Цепному мосту Сечени из Буды в Пешт на работу. Слева от него открывался вид на потрясающее здание парламента, справа расположился концертный зал «Вигадо», а за спиной оставалась Будайская крепость и Королевский дворец. В его родном городе Будапеште улицы освещались электрическими фонарями, по ним ходили трамваи, работал городской телефон и действовала линия метро, а через Дунай были переброшены три великолепных моста. В городе тогда проживало около 900 000 человек. Букович имел гимназическое образование, знал три языка - венгерский, немецкий и французский, был атеистом и не хотел воевать. В то же время двадцатишестилетний Сергей Климкин возвращался с покоса мимо живописного озера Иконниково. В его родном селе Иконниковское в Омской области стоял деревянный храм Пресвятой Троицы, работали министерская школа, артельный маслобойный завод, фельдшерский пункт, несколько лавок, а проживали в нем 738 человек. Сергей Климкин был грамотен, женат, имел сына и тоже не хотел воевать. ✅ Спутав судьбы Шел 1914 год. Первая мировая война вошла в жизни Лайоша Буковича и Сергея Климкина стремительно и внезапно, спутав их жизни и судьбы. Сергей Климкин попал во Второй сибирский стрелковый генерал-адьютанта графа Муравьева-Амурского полк. Он стал участником Великого отступления в польском городе Прасныш с 1 по 5 июля 1915 года. Русское военное командование таким образом пыталось выиграть время, развернуть промышленность в тылу, продумать военную стратегию и сберечь людские силы. Однако солдатам это отступление морально далось тяжело. В рядах всей русской армии тогда наблюдалось отчаяние и упадок душевных сил. Однако Сергей Климкин во время отступления «проявил мужество и храбрость, всегда был впереди других, подбадривая и увлекая за собой товарищей, чем много способствовал успеху боев» - так значится в приказе главнокомандующего Первого сибирского корпуса. Лайош Букович и его товарищи вошли в село в Закарпатье вечером 8 июня 1916 года. Они находились в 60-70 км от линии фронта и, несмотря на то, что уже несколько дней по передовым позициям автровенгерской армии русские вели массированный артобстрел, здесь скорого появления противника ничего не предвещало. Тем временем русская военная операция, которая вошла в историю под названием Брусиловский прорыв, набирала обороты. И русские солдаты уже уверенно шли в наступление, захватывая новые территории. И именно так попал в плен Лайош Букович. Июньским утром он проснулся уже военнопленным. ✅ Другая жизнь Для Лайоша Буковича эти события навсегда изменили жизнь. В плен вместе с ним попали 500 тысяч немецких и австро-венгерских солдат, которых отправили подальше от фронта по железной дороге. Так Лайош оказался в Сибири. События в России тех лет развивались быстро. Младший унтер-офицер Климкин за отвагу и мужество был удостоен Георгиевского креста третьей степени. На войне он получил ранение в легкое. На лечение солдата отправили в Московский военный госпиталь, а затем списали. Сергей Климкин вернулся в родное село, где его дождались любимая жена Агафья и маленький сын. В семье Климкиных родилось еще семеро детей. В послевоенные годы семья зажила спокойной и мирной жизнью. Село к тому времени переименовали в Горьковское. Сергей прожил там вместе с семьей всю оставщуюся жизнь, работая в колхозе. Через полтора года после Брусиловского прорыва началась революция, через два – окончилась война, потом началась Гражданская война, а Лайош оставался пленником в Омске. Здесь он ремонтировал крышу в доме Колчака, здесь несколько раз видел смену политического режима, здесь же познакомился с будущей женой - Евдокией. Супруги поселились на родине Климкина - в Иконниково, где к тому времени уже работали паровая мельница, кузницы и кирпичный завод. В семье родились две дочки и двое сыновей. В конце 20-х годов XX века Лайошу Буковичу разрешили выезд на родину, но жена была против и уничтожила все бумаги. Лайош стал Лаврентием, получил советское гражданство и работал кочегаром на молокозаводе. Однажды он почувствовал боли в правом боку, фельдшер диагностировал аппендицит. Шли дожди, дорогу сильно размыло и добраться до железнодорожной станции было невозможно. Вызвали самолет, он покружился над селом, но не смог выбрать место для посадки из-за слякоти и улетел обратно. Лайош Букович умер в селе Горьковское от перитонита в мае 1941 года, спустя четыре года после смерти Сергея Климкина. Сергей Климкин и Лайош Букович родились и выросли в разных странах, воевали по разные стороны баррикад в Первой мировой войне. Сергей вернулся с фронта на родину героем, но той страны, которая уже перестала существовать; без почестей и славы, но с увечьями, которые беспокоили всю жизнь. Лайош с войны не вернулся на родину, но обрел новый дом в другой стране, до конца жизни вспоминая сказочный Будапешт. Они оба не дожили до Второй мировой войны, в которой Венгрия и СССР снова оказались противниками. Война навсегда изменила этих людей, а их потомки волею судеб породнились. Лайош и Сергей наверняка были знакомы при жизни, это вполне вероятно для небольшого сельского поселения. Один из сыновей Лайоша Буковича - Анатолий - уехал из села Горьковское учиться в Омск, а затем работать на Дальний Восток. Со своей будущей женой Раисой, дочерью Сергея Климкина, Анатолий познакомился по переписке, когда жил уже на Дальнем Востоке. Удивительно, что эти люди не встретились и не познакомились раньше, ведь родились и выросли они в одном селе. Анатолий и Раиса поженились в 1957 году и остались жить в Красноярске. За 57 лет брака в семье родилось двое детей, трое внуков и двое правнуков. ✅ Не про победы Война – это совсем не про победы. Российская Империя не стала одной из стран-победительниц Первой мировой войны. СССР в Великой отечественной разбил немцев и распространил свое влияние на пол-Европы. Героев последней чествуют до сих пор, а про героев Первой мировой войны мало кто вспоминает. Война – это судьбы. Смерть, страдания, а иногда - затейливый ребус, в который превращается жизнь людей, как в случае с Лайошем и Сергеем. Я рад, что Лайош Букович попал в плен, а пуля немецкого стрелка угодила Сергею Климкину не в сердце, а в легкое, ведь тогда бы я не родился… И вот через сто лет после того, как в Сараево убили эрцгерцога Франца Фердинанда, двадцатидевятилетний Андрей Шалимов едет на работу по Коммунальному мосту в Красноярске. Справа от него удивительный Краеведческий музей, слева белоснежный Театр оперы и балета. В его родном городе 1 млн жителей, всё ещё нет метро и через Енисей строится всего лишь четвертый мост. Андрей Шалимов образован, женат, у него двое детей и он тоже никогда бы не хотел воевать. 22.08.2014 АиФ Омск. https://omsk.aif.ru ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 💼 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 💼 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉ Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru или администратору группы.
    1 комментарий
    1 класс
    Реставраторы духовного училища обнаружили довоенный семейный архив. В ходе реставрации здания бывшего духовного училища города Петровска Саратовской области рабочие наткнулись на необычную находку. При разборе чердака были обнаружены документы почти 100-летней давности, охватывающие период с 1929 по 1942 год. Это семейный архив - письма, аттестаты, фотографии, почетные грамоты двух людей - красноармейца 56-го артполка Ивана Терентьевича Петрова и Бориса Ивановича Петрова, который окончил школу № 7 города Пскова. «Возможно, у кого-то из вас есть сведения об этих людях или их родственниках, чтобы можно было бы связаться с ними по поводу семейного архива. Если никто не откликнется - передадим документы в наш музей», - рассказал в сети глава района Максим Калядин. https://overrisen.sarnovosti.ru ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 💼 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 💼 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉ Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru или администратору группы.
    3 комментария
    12 классов
    Потомки Пушкина в Бельгии передали Казани серию рукописных гербов русских родов. В Национальной библиотеке РТ открылась выставка рисунков гербов русских дворянских родов, выполненных внуком поэта Александра Пушкина Николаем. Долгие годы они хранились в сейфе следующих поколений рода Пушкиных в Брюсселе и впервые, как заверила инициатор выставки эксперт по культурным ценностям Росохранкультуры, председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по культуре Марианна Гнездилова, именно в Казани представлены общественности. «Пушкин – это слово, которое на всех языках означает русскую культуру. Вы видите, эскизы эти были созданы в цвете – акварель, гуашь, золочение, серебрение. Важным ещё является то, что Николай Александрович как исследователь гербов, юрист и художник внёс изменения, не зафиксированные в исторических документах российских библиотек и архивов, но обнаруженные им в гербах русских дворянских родов в эмиграции при личном общении с потомками дворян», – подчеркнула Гнездилова. Внук Пушкина Николай Александрович создал эскизы в 1938-1940 годах и собирался издать иллюстрированный каталог гербов, сопроводив их толкованиями геральдической символики. Помешала война. Рисунки бережно сохранили праправнук Пушкина Александр Александрович и Мария-Мадлен Дурново, являющаяся прапраправнучкой поэта по другой ветви. Преклонного возраста супруги живут в Бельгии и по видеосвязи поприветствовали гостей презентации рукописной серии гербов. Всего внук Пушкина зарисовал 15 гербов. В Национальной библиотеке представлены 10. В том числе гербы рода Тургеневых, Толстых, Суворова-Рымникского, Гагариных, Мещерских, Трубецких, Ганнибалов и, конечно, самих Пушкиных. Новые нюансы гербов, которые выявил и обозначил в рисунках их автор Николай Александрович Пушкин, теперь изучают специалисты нескольких столичных институтов. «Мы мечтаем реализовать мечту Николая Александровича – издать этот труд и сделать его публичным, доступным. Распространить его по всем библиотекам России и зарубежья», – анонсировала эксперт по культурным ценностям Росохранкультуры. Кроме того, чета Александра Александровича Пушкина и Марии-Мадлен Дурново-Пушкиной посетит Россию в октябре. С 16 по 26 октября в Санкт-Петербурге они примут участие в мероприятиях к 225-летию со дня рождения своего знаменитейшего предка Александра Пушкина. К этой же дате приурочена выставка рисунков гербов русских родов, созданных внуком поэта Николаем Александровичем. «Поэзия, творчество Пушкина очень вдохновенно, прекрасно тем, что захватывает душу человека абсолютно простым, понятным стихом. Наверное, в этом и объяснение тому, что он любим, почитаем и интерес к его произведениям никогда не будет угасать. И школьники, и взрослые мы продолжаем время от времени обращаться к его стихам и наслаждаться ими», – подытожила презентацию проекта директор Национальной библиотеки Татарстана Мадина Тимерзянова. https://www.tatar-inform.ru ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 💼 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 💼 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉ Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru или администратору группы.
    2 комментария
    9 классов
    Разборные сказки воронежцев конца XVII века : Книга-справочник с описанием архивных документов / А. Трубицын, М. Куркович, Э. Юматова и др. ; под общей редакцией А. Трубицына. 📖 Книга является справочником, созданным для генеалогических и краеведческих изысканий, в ней содержатся описания документов, называемых в архивных описях «Сказки воронежцев, служилых людей, о службе, семье, поместьях и оброчных статьях». Эти документы представляют собой особую ценность в изучении биографий представителей служилого сословия России конца XVII века. ✅ От авторов История Российского Государства XVII века не оставляет равнодушными тех, кто сумел окунуться в нее, изучая архивные источники. Однако большинство наших с вами современников все еще достаточно туманно представляет себе жизнь и лица того времени, в чем есть некоторая несправедливость, ведь что, если не XVII-й век, сформировало наше представление о «старинной», «самобытной» России? Этот период потрясающе хорошо задокументирован, но до сих пор многие архивные источники не явлены, не разобраны, а в том, что широко известно, достаточно мало информации о «провинциальной», локальной истории, о ее лицах и судьбах. Однако интерес к теме только возрастает, ныне стало недостаточно обычного учебника истории, человек заинтересовался прошлым в лицах. И метод познания истории через судьбы ее заставших можно понять, знакомство с прошлым и историей как явлением у каждого из нас начиналось с рассказов старших наших предков, в детстве, слушая их, мы так и думали: они и есть история. Сегодня же, изучая общие исторические процессы через детали, частные случаи и биографии современников, мы можем получить бóльшую детализацию и точность знания. Этот факт послужил одной из основных причин, почему было решено делать данный справочник. Книга подготовлена краеведами и генеалогами, изучающими города Южной Окраины России XVII века. Своим трудом мы отдаем долг городу Воронежу и его месту в истории России, отдаем долг и нашим предкам, их товарищам, мы считаем, что важно вспомнить эти имена, оставленный ими след для жизни будущих поколений. Хочется надеяться, что наш труд облегчит процесс познания общностей в частностях, а также заинтересует как можно больший круг лиц в изучении невероятного «Бунташного Века» и его свидетелей. ✅ Содержание О справочнике  8 Список документов, разобранных в справочнике  9 Вступительная часть Обзор источника  13 Историческая справка 13 Виды документов «сказок» как таковых и «разборных» в частности 16 Структура документа «Разборной Сказки» 17 Воронеж и воронежцы в «Разборных Сказках» конца XVII века  21 Память воронежскому протопопу 21 Выбор воронежскими служилыми людьми окладчиков 22 Главные службы, фигурирующие в «сказках» 23 Завоеводчики 23 Есаулы 24 Сотенные 25 Копейщики 26 Солдаты 27 Дети боярские 27 Поместные и беломестные атаманы 29 Поместные казаки 30 Полковые, беломестные и кормовые казаки (казаки пригородных слобод Воронежа) 31 Стрельцы 32 Пушкари 34 Воротники 34 Дополнительно: ремесленники и торговцы 35 Описи Сказки 1675 года  39 РГАДА, Ф. 210, оп. 12, д. 760. Сказки воронежских городовых дворян и детей боярских завоеводчиков, есаулов, сотенных, а также копейщиков полка И. Сасова и солдат (в т.ч. даточных) полка Ф. Ульфа о службе, семье, поместьях и оброчных статьях, поданные на Воронеже дьякам, думному Семену Степановичу Титову да Филиппу Артемьеву в мае – апреле 7183 (1675) года. В контексте делопроизводства в столбце присутствуют память воронежскому протопопу и выбор окладчиков, несколько челобитных 40 Память воронежскому протопопу 40 Выбор воронежскими служилыми людьми окладчиков 41 Завоеводчики 43 Есаулы 45 Сотенные 46 Копейщики полка Ивана Сасова 49 Солдаты полка Франца Ульфа 54 РГАДА, Ф. 210, оп. 12, д. 809. Сказки воронежских городовых детей боярских, атаманов и поместных казаков (в т.ч. беломестных) о службе, семье, земле и оброчных статьях, поданные на Воронеже дьякам, думному Семену Степановичу Титову да Филиппу Артемьеву в мае 7183 (1675) года. Также в деле присутствуют отдельные сказки выборных окладчиков об оброчных статьях, земельных дачах. Концовка дела: челобитные о поверстании окладами, списки с памятей об освобождении от службы 80 Городовые дети боярские 80 Поместные атаманы и поместные казаки 101 Сказки о поместных землях и оброчных статьях 109 Сказки 1680-х годов  111 Беломестные атаманы 112 Беломестные казаки 114 Полковые казаки 117 Стрельцы 120 Полковые солдаты 121 Белгородского полка солдаты 123 Московского выборного полка солдаты 124 Сказки 1697 года  127 РГАДА, Ф. 210, оп. 12, д. 1567. Сказки воронежцев городовых дворян и детей боярских завоеводчиков, копейщиков, есаулов и сотенных о службе, семье, поместьях и оброчных статьях, поданные на Воронеже стольнику кн. Ивану Львову февраля 7205 (1697) года 128 Завоеводчики 128 Есаулы 131 Сотенные 132 Копейщики 134 РГАДА, Ф. 210, оп. 12, д. 1611. Сказки воронежских солдат (в т.ч. выборного полка) и донских кормовых казаков о службе, семье, земле и оброчных статьях, поданные на Воронеже стольнику кн. Ивану Львову февраля 7205 (1697) года 141 Полковые солдаты 141 Выборного полка солдаты 166 Донские кормовые казаки 168 Трубач 169 РГАДА, Ф. 210, оп. 12, д. 1566. Сказки воронежских полковых и беломестных казаков о службе, семье, земле и оброчных статьях, поданные на Воронеже стольнику кн. Ивану Львову зимой 7205 (1697) года 170 Полковые и беломестные казаки 170 РГАДА, Ф. 210, оп. 12, д. 1495. Сказки воронежских казаков, стрельцов, пушкарей, воротников, гулящих людей и других жителей воронежских слобод о службе, семье, земле и оброчных статьях, поданные на Воронеже стольнику кн. Ивану Львову февраля 7205 (1697) года 193 Воронежцы разного происхождения 193 Пушкари 199 Воротники 202 РГАДА, Ф. 210, оп. 12, д. 1494. Сказки воронежских стрельцов о службе, семье, земле и оброчных статьях, поданные на Воронеже стольнику кн. Ивану Львову февраля 7205 (1697) года 203 Стрельцы 203 РГАДА, Ф. 210, оп. 12, д. 1568. Сказки разных чинов людей, сшедших на Воронеж из других городов, о переселении, службе, семье и состоящей за ними земле, поданные на Воронеже стольнику кн. Ивану Львову февраля 7205 (1697) года 214 Сходцы на Воронеж 214 Географический указатель к делу о сходцах 232 Приложения О приложениях 237 Указатель имен личных 238 Географический указатель 340 Список подьячих и других лиц, писавших документы 362 Список мельниц уезда 372 О связи с донскими казаками 376 Памятный лист погибшим в сражениях 378 ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 💼 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 💼 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 ✉ Или напишите нам: arhrodoslov@yandex.ru или администратору группы.
    3 комментария
    17 классов
  • Класс
Показать ещё