Вечером – укладывал спать, не забыв переодеть. А по утрам лично завивал ей длинные темные волосы. Эта ненастоящая женщина была его раной. Его любовью. Кукла для взрослого мужчины появилась в доме Оскара от неразделенной любви к настоящей красавице. И он заказал точную копию Альмы Малер. Хотя бы так он мог быть подле нее...
Девочка родилась раньше срока. Так стыдливо её родители объясняли причину: почему маленькая Альма появилась на свет спустя шесть месяцев после свадьбы. Это был богемный брак – художник и певица. Он начинался в комнатушке под самой крышей, на окраине Вены, а потом, когда Эмиль Шиндлер стал знаменитостью и разбогател, семья перебралась в собственное имение. У них появился двенадцатикомнатный особняк и парк на тысячу двести гектар. Альму наряжали, словно куклу. Благосостояние Шиндлеров росло по мере того, как увеличивались заказы на картины. Самым успешным проектом художника стала серия полотен, которую ему заказал наследник императора, эрцгерцог Рудольф.
Альма обожала смотреть, как отец работает в мастерской. Она могла часами неподвижно сидеть, будто неживая, чтобы не мешать художнику. Младшая сестра, Маргарет, такого интереса к искусству не проявляла. Той больше нравилось наносить визиты вместе с матерью. Фрау Шиндлер, яркая красавица, в любой светской гостиной производила фурор. А летом не было числа пикникам, балам, приемам… Правда, эта беззаботная жизнь прекращалась к осени, ведь девочки посещали венскую школу. Плюс брали уроки игры на фортепиано…
Их уютный налаженный мир внезапно разрушился, когда от аппендицита скончался отец. Тринадцатилетняя Альма переживала горе остро, и целыми днями рыдала в мастерской. Мать восприняла смерть супруга намного спокойнее, и вскоре выяснилось почему. У нее на сердце давно появился другой. Так что в 1885-м вдова Анна София Шиндлер вышла замуж за Карла Молла.
- Ты предала нашего отца! – Кричала Альма. – Без него ты была бы никем!
- Чего тебе не хватает, дорогая, - мягко отвечала мать, - так это симпатии. Иногда мне кажется, что ты не человек, а заводная кукла.
Когда у матери появился ребенок от второго мужа, Альма не захотела даже взглянуть на новоявленную сестру. Она замкнулась в себе, и только при появлении гостей немного оживлялась. А в доме частенько собирались люди искусства – художники, поэты, композиторы…
- Какой красивый ребенок! – Восхищался Густав Климт, указывая на Альму. Семнадцатилетняя девушка краснела, но ей нравилось внимание.
А вот отчиму – нет. Все знали, что Климт – неисправим. У него было четырнадцать детей от разных женщин, поэтому знаменитости порекомендовали держаться подальше от молоденькой Альмы. Следующим отверженным стал композитор и музыкант Александр Землянский.
Альма брала у него уроки музыки, и влюбилась в преподавателя - банальный сюжет. Тот отвечал ей взаимностью, но мать и отчим снова отвергли претендента. Во-первых, Землянский был небогат, во-вторых, он происходил из иудейской семьи… Не понравился семье и директор Венской придворной оперы, Густав Малер. Его сочли старым – на девятнадцать лет старше девушки - и не слишком богатым. Но на этот раз Альма настояла на своём. 9 марта 1902 года она пошла под венец, но случилось непредвиденное:
«Священник проверил документы и обнаружил, что нет бумаги о совершеннолетии невесты, - записали в «Венском еженедельнике», - а на обручальных кольцах уже была выгравирована дата… От плана проведения свадьбы в субботу отказались. Утро же в дверь приходской церкви снова постучали и появился посыльный с документами и посланием от жениха и невесты венчаться после полудня… Между четвертью первого и половиной первого пастор Пфоб произнес речь. Новобрачных окружали только фрау Шиндлер и помощники… Вечером они уехали в Петербург».
Там они провели несколько месяцев, а потом вернулись в Вену. Никто из знакомых Малера не понимал этого брака – светская красавица из богатой семьи, и тихий скромный Густав. Вдобавок выяснилось, что он накопил долгов, в 2 раза превышавших его годовой доход! Содержать дом с двумя горничными, лакеем и гувернанткой для родившейся девочки (а потом появилась и вторая), было непросто.
«Она – просто красивая кукла», - говорили об Альме друзья Малера. Им не нравилась эта молодая женщина, слишком высокомерная на их взгляд. А молодой жене стал всё меньше нравиться брак. Она рвалась обратно в светский круг, а муж не желал составлять ей компанию. В конце концов, они зажили каждый своей жизнью. Малер гастролировал, Альма – совершала гастроли по гостям… Один раз жена сопровождала Малера в поездке – когда ему надо было 4 месяца концентрировать в Нью-Йорке. Возвратившись в Вену, они едва разговаривали. А когда от болезни умерла их старшая дочь, раскол в семье стал еще более ощутимым.
«Ужасная женщина», - говорили об Альме в Вене. Она приезжала на светский вечер, зная, что здоровье мужа висит на волоске. Но Альма просто не могла сидеть взаперти: сначала смерть дочери, потом она узнала, что ее сестра безумна, теперь муж… В мае 1911 года она овдовела. Приехав к ней однажды, отчим пришел в ужас: Альма сидела в кресле неподвижно, будто кукла, и не подавала признаков жизни.
- Я познакомлю тебя с чудесным человеком. – Предложил отчим. – Он напишет твой портрет.
Так состоялось знакомство с художником Оскаром Кокошкой.
«Как она была красива! – Писал он в дневнике. – Даже под траурным покрывалом! Я был очарован!».
Отчим не случайно познакомил Альму с этим человеком. Он знал, что художник непременно понравится молодой вдове. И через четыре дня после первой встречи, Оскар письменно признался Альме в любви. А потом было еще четыреста посланий и три года бесконечной муки и рая. «Ни одни отношения не выматывали меня так, как эти, - писала Альма. – Он был похож на безумца».
Дело в том, что влюблённый Оскар сходил с ума от ревности. Каждого, кто приближался к Альме, он подозревал. Устраивал сцены. Он требовал, чтобы Альма перестала появляться в свете и вышла за него замуж. Она же презрительно приподнимала брови - замуж? За бедняка? С какой стати? Наконец, Альма не выдержала и попросила художника больше не беспокоить ее.
Обезумев от горя, он несколько дней не выходил из комнат. А потом отправился к местному кукольнику и сделал необычный заказ: куклу в человеческий рост. С лицом Альмы Малер. И купил ей платьев!
Эту куклу для взрослого мальчика он держал у себя, и обращался с ней, как с живой. Однажды друзья приехали навестить Оскара, а он пригласил их в гостиную и «познакомил» с Альмой. Потом был дан обед, во время которого художник несколько раз произносил тосты в честь куклы. А когда прием был окончен, извлек саблю. Момент – и голова куклы упала на пол.
С криками друзья Оскара покидали дом. «Он сошел с ума», - повторяли они. На самом деле, как раз после этого он исцелился от дурмана по имени Альма.
А красавица вышла замуж в 1915 году за Вальтера Гропиуса, своего давнего знакомого. Союз оказался недолгим и несчастливым, и распался пять лет спустя. Потом был еще один брак и эмиграция в Америку, где Альма Малер и умерла в 1964-м году.
Автор: Ника Марш
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 11
Может и нашим ревнивым мужчинам начинать играть в куклы, а не лишать жизни из ревности , своих возлюбленных?