— Куда ты лезешь? Бестолочь! Сколько говорить, не так это делается, вот это втыкаешь сюда, а это сюда... Как ты в школе учишься с такими мозгами? Руки из жопы... — папа отпихнул Лëшу от сборной модели кораблика и принялся сам приделывать мачту.
Лëша втянул носом воздух, чтобы не разреветься — а то хуже будет, и встал неподалëку. Теперь он мог только смотреть, как подаренный ему на день рождения кораблик собирает отец. И поиграть в него ему не дадут, чтоб не сломал.
Внутри поднималась обида и слезы щипали глаза, пальцы сами сжались в кулачки. Не в силах больше держаться, он тихонько пошёл к двери.
— Куда пошёл? — заметил его манёвр папа. Его усы чуть дрогнули, когда он сквозь зубы добавил: — смотри давай, как надо! Ничему ведь не научишься! Тебе уже десять, а всё как лялька. Учись, пока папка жив.
Лëша послушно снова подошел ближе и сквозь слëзы стал старательно наблюдать, как папа криво клеит окошки на борт.
Когда последняя деталь была прилажена, отец довольно хмыкнул, поднял кораблик и покрутил его перед Лëшей.
— Смотри какой! — его глаза светились удовлетворением, — пошли маме покажем.
Лëша протянул руки, чтобы взять кораблик, но папа грозно на него посмотрел:
— Но-но! Сломаешь! Я его так долго собирал, а ты своими кривыми руками сейчас...
Лëша обречëнно кивнул.
— Маш, смотри какой! — крикнул папа, когда они вошли на кухню. Мама мыла посуду, но отложила тарелку и подошла к ним.
— Ух ты! Лëшка сам собрал? — она с удивлением посмотрела на Лëшу.
— Сам, ага, — скептически ответил папа, — наш дуралей сам разве сможет? Помог я.
— Андрюш, ну чего начинаешь... — мама погладила Лëшу по голове. — Красивый, тебе нравится?
Лëша кивнул, хотя никакого удовольствия уже не испытывал.
* * *
Он выпрашивал этот кораблик с нового года, когда увидел такой у одноклассника. Ему так хотелось самому разобрать все детальки, посмотреть, как там все устроено, понять, для чего какая служит. И когда бабушка с дедушкой вручили ему коробку, он запрыгал от счастья и хотел сразу же побежать собирать, но папа не позволил. Сказал, что надо сначала отпраздновать. И весь вечер Лëша просидел за столом со взрослыми, сгорая от нетерпения и не чувствуя вкуса еды. Когда гости ушли, он побежал в комнату и открыл коробку. Детальки были прикреплены на специальные рамочки, из которых их надо было выламывать, и пахли пластиком.
Лëша сначала разложил их на полу, поглаживая каждую рамочку — ему хотелось продлить это чувство предвкушения. Потом достал инструкцию и принялся искать названия деталей. А когда взял первую рамку и выломал из неё борта, в комнату вошёл папа и закричал:
— Ты что уже ломаешь? Раскидал всё, сейчас растеряется и ничего не получится! И ломает, бестолочь! И в кого ты такой... А ну уйди! — и папа принялся сгребать всё в коробку.
На шум прибежала мама.
— Смотри, что Лëшка натворил! Говорил я, рано ему еще такие вещи дарить, — ругался папа.
А Лëша молча стоял и смотрел, как его сокровище убирают в коробку.
Мама обняла его.
— Сынок, поздно уже. Давай завтра утром соберешь?
Он кивнул и пошёл умываться перед сном.
Утром его погнали в школу, но Лëша радовался, что успеет вернуться и собрать кораблик, пока папа на работе. Весь день он представлял его круглые борта, палубу, белые пластиковые паруса. И когда вернулся, то даже не пообедав, побежал в комнату. Но кораблика там не было.
— Мама! Где кораблик? — ему казалось, что его обманули. Всё вокруг стало каким-то чëрным.
— Папа убрал, — рассеянно ответила мама. — Он с работы придет и покажет тебе, как собрать.
Лëша понуро поплелся в комнату. Когда папа вернулся, пришлось ждать, когда он поест и только потом он достал коробку из своего шкафа и вывалил содержимое на Лëшин стол.
— Вот это сюда, а это сюда, — говорил он, вытаскивая детали из рамок. А когда Лëша взял в руки мачту, заорал: — Зачем ты трогаешь? Поломаешь сейчас всё! Меня слушай и делай, как я сказал!
И Леша слушал и старался делать, как говорит папа. А потом:
— Куда ты лезешь! Бестолочь!...
Кораблик поставили на полку. Долгое время у Лëши что-то бухало в груди, когда он смотрел на него, но потом он приучил себя не обращать на игрушку внимания. Когда однажды пришла бабушка и спросила, как ему понравилась игрушка и не купить ли ему ещё один, другой модели, мама замахала руками:
— Да он и с этим не играет! На день хватило...
Лëша не успел ничего сказать, а потом решил, что всё равно будет как с первым.
Через несколько лет в класс пришёл новый учитель. Валерий Юрьевич не был похож ни на одного из преподавателей. В строгом костюме, собранный, он мгновенно навёл порядок в обычно шумном классе. Он вёл математику, а после уроков кружок конструирования. На кружок Лëша не ходил — считал, что у него "руки из жопы" и делать ему там нечего. Но однажды урок географии отменили и Валерий Юрьевич пришёл проследить за порядком в классе, а чтобы дети не скучали, принёс с собой железные конструкторы.
Он рассадил учеников по пять человек и каждому вручил конструктор. Сказал, что группа, которая соберет правильно строительный кран, получит приз. Лëша сел в стороне и просто наблюдал, как одноклассники пытаются собрать из горы железных палочек с дырочками что-то, похожее на кран. Несколько раз он порывался помочь, но его никто не слушал. Тогда он просто стал бормотать себе под нос:
— Это же не та деталь, не туда. Вон ту, красную бы...
Он не заметил, как рядом оказался Валерий Юрьевич.
— Картухов! Ну-ка иди сюда!
Лëша вздрогнул и испуганно посмотрел на учителя.
— Я ничего не трогал и не ломал! — быстро сказал он.
— Я знаю, идëм.
Учитель усадил его за свой стол и дал ему конструктор, который лежал отдельно от всех. На крышке был нарисован кораблик. Железный, совсем для малышей, но кораблик.
— Собери-ка, — Валерий Юрьевич сел напротив и стал наблюдать.
Лëша несмело открыл коробку и достал инструкцию. Разложил детали на столе, прочитал, какая и от чего и сам не заметил, как отключился от внешнего мира. Он высунул язык, старательно прикручивая болты, прилаживая палочки в нужные места и сверяясь с инструкцией. Перед внутренним взором у него была своя схема, не та, что в инструкции, а другая, чëткая и понятная. Где каждая деталь была родной и знакомой и прямо просилась на своё место.
Очень скоро перед ним стоял собранный кораблик. Только он очень отличался от того, с картинки. Лëша не понял, откуда взялись лишние детали. Он испуганно посмотрел на учителя. Валерий Юрьевич задумчиво смотрел на него, а рядом лежала ещё одна коробка с разными деталями, которые учитель подкладывал Лëше.
— Простите, я всё испортил.
Валерий Юрьевич удивленно вскинул брови, а потом улыбнулся. Он встал, похлопал Лëшу по спине и провозгласил:
— У нас победитель! Картухов Алексей! — и, наклонившись ближе, сказал: — Ты молодец! Обязательно приходи на кружок, ты прирожденный инженер!
Лëша не верил своим ушам. Ребята обступили кораблик, рассматривая его со всех сторон:
— Ого! Как ты его собрал? А меня научишь?
А Лëша глупо улыбался. Оказывается, ничего он не бестолочь. И руки совсем не из жопы.
#Лю_опусыИрассказы
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4