1985 год. Мне пять, нет, еще четыре… Весна. Жду дедушку с работы. Очень жду! Потому что у бабушки гулять нельзя, а у дедушки – можно). Потому что люблю его. Нет, это я потом уже поняла и осознала, а тогда – просто жду!!! И вот – ура, стукнула входная дверь – дед пришел! Шоколадку принес. Маленькую. Одну. Делю ее на всех, баба-деда-брат и я. У нас так было принято всегда. Ужинаем и гулять. Дед на прогулке объясняет про звук, про эхо, про облака и еще про что-то… Да, я помню себя с четырех. На фото: дед - баба и я.
1986… Мне пять. Зима. Снег. Дед учит меня кататься на лыжах. Ставит, объясняет, про центр масс. Я не понимаю, что это за зверь, но запоминаю. И…летим с ним с «пионер-горы» на лыжах кубарем! Руки-ноги-палки-лыжи. Поднялись-отряхнулись. Все цело, только дедова лыжа сломана… Он ее потом починит, и будет до конца жизни на ней кататься.
1987 год… Мне семь. Нет, еще шесть. Лето. Поселок городского типа под Саратовом. По-моему, август. Мы с бабушкой нарядились и пошли… записываться в школу. Кабинет. Строгая тетенька директор: «Куда вы ее привели, ей же нет семи?» Бабушка: «Ну, она очень хочет учиться, если что – ну, выгоните ее тогда…Она читает, пишет, считает». Так я попала в первый класс. Первая учительница – потрясающая женщина! Меня зовут, как ее). Имя – отчество. Я учусь изо всех сил))). Так я стала отличницей.
На фото: Кучеренко Наталья Владимировна. Моя первая учительница.
1988 год… Мне восемь. Зима. Жду деда с работы. Очень жду! Потому что пруд замерз и можно кататься на коньках. Ну и что, что к валенкам прикручиваются, и потом на пальцах синяки от веревок. Это же КОНЬКИ! И пруд. И дед. Объясняет про равновесие, про «мягкие колени», про скольжение, показывает, сам катается со мной. Бдит. Пруд хоть и по пояс воды всего, а все же – пруд.
1989 год. Мне все еще восемь. У меня первые коньки, фигурные, белые, с ботинками! Ну, конечно, дед! А еще у меня кружок. Вязание. Вечером. Два километра туда, два обратно. Пешком. Естественно, зима, рядом дед. Говорим про снег, про лед, почему он такой скользкий, про воду, пар, их свойства, про звездное небо…и про все на свете. На фото: 1989, ноябрьская демонстрация). Я на коньках. Фото разрезано - обстоятельства(((.
1989 год. Лето. Первый велосипед. Дополнительных колес нет. Рядом дед. Объясняет про равновесие, про скорость, про то, как кататься без рук. Бегает за мной, держит за багажник. Ему нельзя, у него астма, но он все равно бегает.
1990 год. Мне девять. Лето. Бежим из родного поселка, бросая все. Из трешки – в однушку. Всемером в одной комнате. Кушать нечего и не на что. Дед – один кормилец. Урожай с огорода сгнил в воде.
1991 год. Мне десять. У меня новая школа, сразу 5 класс и одна запасная тетрадка на все предметы. Меня травят. Я дерусь, даю сдачи. Знатно проседаю в учебе, до троек. Начался иностранный язык – ненавижу! Итоговые контрольные – на три, все. Трагедия! Рядом дед. Вся семья получает установку: «Не трогать! Не читать нотаций! Не стыдить! Не ругать! Все устаканится!» На фото: Лето и два неразлучника...
1992 год… Мне заново понравилось учиться – 7 класс, новые предметы. Иностранный ненавижу по прежнему (навсегда, увы)! Началась физика, с учителем не повезло… Ни черта не понимаю в этих формулах, давлениях, гидравликах, равновесиях… Но я уже опять отличница. Мне НАДО пять! Да, это как раз больше про оценки…Зубрю. Рядом дед. Объясняет, показывает, хотя уже с трудом. Образование у него 8 классов +электромонтажный техникум. Запомним, это важно! Май. У меня по физике две четверки в четвертях и две пятерки. Спорная годовая. Сменился учитель, мне дают шанс. Иду - как на Голгофу. Решаю одну, ОДНУ задачу! На гидравлический пресс. Решаю ее 40 минут, но решаю. Сама. Домой бегу, не чуя ног! Дед! У меня пять! «Я в тебя верил!…»
1993 год. Физика в разгаре. Начались теплоты-цепи-токи-оптика. Рядом дед. Он всю жизнь – электромонтажник, бригадир – высотник. Да, как в песне. Травит мне байки про закон Ома. Про закон Джоуля - Ленца. Про квадраты в сопротивлении. Про изоляторы. Про походы по проводам на высоте и строительство высоковольтных опор (то, что он строил, до сих пор стоит на ГЭС). Про кота, которого они бригадой на трассе учили к.у.рить…
1997 год. Июнь. Едем в ВУЗ. Меня пригласили на собеседование, сообщили за сутки до. Меня трясет. Рядом дед. Просто молча рядом. Прохожу – теперь я студентка! Без экзаменов. Сразу. На фото: Тогда я не знала, что стану учителем, но иногда была "голосом" учительницы на уроках... когда она болела.
Учеба. Это вообще отдельная тема, и большая. Инженерная специальность. Третий курс. Есть опять нечего и не на что. Мама сказала, да бросай ты эту физику! Х.рень. Не заработаешь ничего с этим. Рядом дед. «Она учится – вот и пусть учится!» Все, от меня отстали. А я пошла подрабатывать, параллельно учебе. Получилось.
Все еще третий курс. Самая сложная сессия в моей жизни, переломная, туча спец. предметов! Несчастная любовь, к тому же. Хочется все бросить к чертям! Ночь. Я готовлюсь. Дед уже очень-очень пожилой человек, не спит, читает газету… «Дед, вот послушай…!» Газета в сторону: «Да, дочь, слушаю…» И я ему про теорию функции комплексной переменной… Засыпает дед на пятой, что - ли, минуте. Храпит. А я шпарю свои билеты. Устно. В темноте. По памяти. Нисколько не обидно, что он спит. Сдаю все, на повышенную! Бросить уже не хочу. Пятый курс. Деда, а не пойти ли мне на второе высшее, педагогом? «Хочешь? Давай!» Получается совмещать две учебы, и работу на полставки на кафедре. Тяжело, не то слово – но тяну…
…Дед, я в аспирантуру иду! - Хочешь? Да! Ну, тогда учись! … На фото: Дед герой труда, дитя войны. 1927 года рождения...
Комментарии 3