Область интересов: политология, международные отношения, зелёная экономика, юриспруденция.
Цифровизация всех сторон общественной жизни имеет свои позитивные и негативные стороны. В каких-то случаях она обеспечивает быстроту и удобство получения услуг. Но не следует забывать и о массовых утечках персональных данных, о несанкционированном доступе к огромному массиву данных, о хакерских атаках. Совсем недавно мы все наблюдали, как неисправное программное обеспечение от CrowdStrike затронуло 8,5 млн устройств по всему миру, что повлияло на работу критической инфраструктуры, в том числе аэропортов и банков. Проведение выборов является важнейшим событием в политической жизни страны, поэтому для обеспечения их легитимности необходимо использовать достижения компьютерного века в разумных пределах и сбалансированно.
Электронное голосование может быть удобным и современным для избирателей, однако в рамках его проведения остаются вопросы с точки зрения соблюдения тайны избирателей (даже в ходе голосования на терминалах в Москве на терминале проходит повторное сканирование паспорта), а также с точки зрения защиты результатов голосования от хакерских атак. Кроме того, парламентская оппозиция (КПРФ) выступает против электронного голосования, а Московский горком партии жёстко раскритиковал нововведения на выборах в Мосгордуму в 2024 году. В этих условиях необходимо найти оптимальный баланс для цифровизации избирательного процесса. На мой взгляд, оптимальным было бы комплектование всех участков КОИБами для автоматического подсчёта голосов на бумажных бюллетенях (с последующим ручным пересчётом), использование видеокамер для наблюдения за выборами, использование возможностей электронного реестра избирателей для предотвращения возможностей повторного голосования (при сохранении бумажных списков и книг избирателей на каждом участке). Терминалы могли бы использоваться в качестве дополнительного способа, например, когда избиратель находится в другом регионе в день выборов, он мог бы прийти в избирательную комиссию по месту пребывания и проголосовать с помощью терминала на своих муниципальных или региональных выборах. Однако отказ от бумажных бюллетеней может создать проблемы в случае, если произойдёт утрата массива данных, содержащего десятки миллионов голосов в рамках единой электронной системы, в результате несанкционированного вмешательства. В этом случае единственным выходом будет повторное голосование, в то время как в случае использования бумажных бюллетеней проблемы на отдельных участках не оказывают решающего влияния на общую картину. Система, используемая на выборах в Москве, существует на отдельном портале (привязанном к
mos.ru, а не к Госуслугам), а приобретение электронных терминалов для участков по всей стране было бы слишком дорогостоящим. Кроме того, выдача бумажных бюллетеней лишь по заявлению может ограничить прав тех избирателей, кто не смог заранее подать заявление в связи с выездом в отпуск или длительную командировку, а полная учётная запись на
mos.ru есть не у всех. Неясно, почему заявления могут быть поданы только в территориальных комиссиях, а не в УИКах - это неудобно для избирателей и может создать риск очередей. Наверняка мы столкнёмся с недовольством избирателей, которые пришли на участки проголосовать бумажными бюллетенями, а им будут отказывать, поскольку заранее они не написали заявлений.
В связи с этим поддержал бы консервативный подход к электоральному процессу - сохранение бумажных бюллетеней как основной опции, поскольку именно сохранение физических носителей - бюллетеней - подтверждает достоверность итогов голосования. Электронное голосование, по моему мнению, должно применяться как дополнительный способ голосования в случае отсутствия избирателя в регионе проведения муниципальных или региональных выборов (на "цифровых" избирательных участках). А возможности цифровизации лучше использовать для усиления контроля за процессом голосования, а также эти возможности можно расширять для упрощения сбора подписей кандидатами для их регистрации в таком качестве, для упрощения регистрации политических партий и подачи документов в связи с проведением электоральных процедур (путём создания типовых электронных документов, предлагаемых для использования и удобного электронного заверения документов). Кроме того, хорошо зарекомендовала себя практика опросов в интернете для выявления мнения избирателей по вопросам местного значения - можно подумать и об использования такой практики для инициативного (партиципаторного) бюджетирования, когда жители муниципалитета могут участвовать онлайн в распределении некоторой части расходов местного бюджета (проект "Народный бюджет"). Ещё одним моментом является проблема печати избыточного числа невостребованных бюллетеней при сочетании электронного и бумажного голосования в настоящее время - конечно же, все неиспользованные бюллетени должны направляться для рециклинга в качестве вторсырья - это было бы практично, экологично и эффективно.
Силина Карина Владимировна
Молодой политолог
Студентка Финансового университета, общественный деятель, волонтёр.
Нет комментариев