«План дачи с. Хрящёвка с деревнями Кондаковкой, Бирлёю и Чувашским Сусканом Самарской губернии Ставропольского уезда» 1842 г. Фрагмент с д. Чувашским Сусканом. Из фондов тольяттинского архива. Снимок предоставлен краеведом и исследователем из г. Тольятти А. П. Эстриным.
Георгиевский храм с. Хрящёвка располагался в 12 верстах от Чувашского Сускана. Сусканским крестьянам приходилось добираться в хрящёвский храм, преодолевая небольшую, но своенравную в весеннюю распутицу речку Сускан.
К началу второй половины XIX века встал вопрос о строительстве храма в Чувашском Сускане по причине увеличения численности населения в селе. Так по данным «Списка населённых пунктов Самарской губ. по сведениям 1859 года» - СП.б., 1864. (Документ из Электронной библиотеки Государственной Публичной библиотеки России) население Чувашского Сускана составляло 1252 человека. Однозначно, что для такого большого населённого пункта необходим был свой храм. Поэтому, в 1861 году храм в Чувашском Сускане был выстроен, и освящён в честь св. Дмитрия Мироточта (Солунского).
С постройкой храма Чувашский Сускан получил статус села.
В клировой ведомости Дмитриевского храма Чувашского Сускана за 1861 г. упоминается, что храм построен в 1861 г. тщанием прихожан, церковь зданием деревянная на каменном фундаменте, с такой же колокольнею, церковной утварью снабжена ещё не совсем достаточно. Также к моменту постройки храма не были ещё выделены земельные угодья церкви. На следующий, 1862 год, Дмитриевскому храму была выделена пахотная земля, в размере 33 десятины. Также в 1862 году при церкви было открыто училище, в котором преподавал Закон Божий удельный крестьянин Иван Сызранцев.
С 1868 года священником Дмитриевского храма Троицким проводились воскресные собеседования с крестьянами Чувашского Сускана, а также стал обучать детей грамоте. Так в журнале «Самарские епархиальные ведомости» от 1 января 1869 года сохранились сведения о награждении священника Чувашского Сускана Александра Троицкого набедренником за «честное житие и обучение детей грамоте».
С 1861 по 1885 г. по штату в Дмитриевский храм были положены священник, дьякон, а с 1885 года – ещё и псаломщик. Также при храме числились: причетник, староста храма и просфирня.
После 1861 года Чувашский Сускан продолжал разрастаться, и к 1880-м годам население села составляло более 2 тысяч человек. Старый храм 1861 года постройки не вмещал большого количества прихожан. Поэтому, в 1885 году жители Чувашского Сускана начали строить новый храм. О чём сохранилась запись в «Клировой ведомости Дмитриевского храма Чувашского Сускана» за 1889 г. Также в клировой ведомости за 1889 год упоминается о содержании причта – 200 рублей от крестьянского общества Чувашского Сускана.
Кроме того, есть сведения о школе:
«В селе Чувашском Сускане школа земско-общественная, 2-го разряда. Открыта с 1862 года. Должность учительницы занимает мещанка г. Ставрополя - девица Анисия Трофимова, получившая домашнее образование. Законоучителем местный священник. В школе этой обучается 39 человек, в том числе 5 девочек. Все обучающиеся разных племён – русские и чуваши».
По свидетельству «Самарских епархиальных ведомостей» от 15 октября 1890 г., в Чувашском Сускане 13 сентября 1890 г. произошёл большой пожар, вследствие которого сгорело более 200 крестьянских домов. Во время пожара сгорел и дом, принадлежащий церкви. Дом был застрахован, но имущество священника сгорело на сумму 294 руб. 90 коп.
К началу ХХ века население Чувашского Сускана продолжало увеличиваться, и составляло на 1911 год 2596 человек. Поэтому уже и храм 1887 года постройки не вмещал всех прихожан, и было принято решение о строительстве нового храма. О дальнейшей судьбе здания Дмитриевского храма 1887 года постройки ничего не известно. Новое здание Дмитриевского храма построено в 1910 году. Священник и дьякон жили в деревянных общественных домах 1906 г. постройки. Дома являлись собственностью церкви. Кроме того, собственностью церкви являлись здания церковно-приходской школы.
Церковно-приходских школы было в Чувашском Сускане две: первая учреждена в 1894 г., а вторая – в 1902 г. На содержание обеих школ выделялось по 20 р. из казны. В 1-й церковно-приходской обучалось 51 мальчик и 5 девочек, а во 2-й – 14 мальчиков и 1 девочка. В обеих школах обучались дети чувашских, русских и мордовских крестьян.
К началу ХХ века остро стоял в Дмитриевском храме Чувашского Сускана вопрос с языком богослужения . Так в статье «Богослужение на чувашском языке» «Самарских епархиальных ведомостей» от 1 сентября 1912 г. говорится, что чуваши-крестьяне с. Чувашский Сускан обратились к епархиальному начальству с ходатайством о том, чтобы в Дмитриевском храме Чувашского Сускана совершать богослужения на чувашском языке, поскольку русский язык для многих чуваш, проживающих в Сускане, непонятен, вследствие чего они не получают удовлетворения от церковной службы, и, постепенно утрачивают своё стремление в Божий храм.
Как оказалось, богослужения на чувашском языке проводились регулярно до 1912 года распоряжением епархиального начальства.
Но, вот незадача – русские и мордва, проживавшие в Сускане, и составлявшие половину всего сусканского прихода, не понимали богослужение на чувашском языке, и массово покидали храм во время таких богослужений.
Вследствии, возник раскол между русским и чувашским населением Чувашского Сускана по вопросу языка богослужения. Точку в расколе поставил Епископ Самарский Константин, предписав проводить богослужения на чувашском и русском(славянском) языке в Чувашском Сускане поочерёдно.
Несомненно, особую роль в сложном межнациональном вопросе играли служители Дмитриевского храма. Большая часть священников, дьяконов и псаломщиков, служивших в Чувашском Сускане, хорошо знали чувашский язык для проведения богослужения для чувашских крестьян Сускана. А священник Дмитриевского храма Петр Порфирьевич Будников, служивший в храме с 1899 по 1920-е гг., кроме чувашского языка неплохо знал и мордовский (мокшанский) язык. Ведь и мордвы в Чувашском Сускане в начале ХХ века проживало немало – более 200 человек.
И такая грамотная политика по проведению богослужений в нерусских селениях стала проводиться при Епископе самарском и Ставропольском Гурии (Буртасовском)
Нет комментариев