— О том, что аплодисменты между частями произведения — неправильно, я узнала в музыкальном училище. Для меня это было открытием, и я не понимала, почему нельзя хлопать, если все закончили и дирижёр опустил палочку.
Нам объяснили, что это плохой тон, и целостность произведения — во всех его частях, особенно если они все заявлены в исполнении. Это как есть пюре, котлеты и соус по-отдельности, хотя это единое блюдо, — на простом примере объясняет музыкант.
— Обижает ли артистов нарушение этого правила?
— Если артист принципиально к этому относится, ему неприятно. С другой стороны, такие хлопки говорят о том, что симфонической музыкой заинтересовался неподготовленный человек. Он не знает всех правил, и, мне кажется, к нему стоит быть снисходительным и артистам, и зрителям. Но было бы хорошо, если бы конферансье всегда предупреждали о неуместности аплодисментов между частями произведения.
Недавно были на концерте — две симфонии, обе четырёхчастные. Вёл концерт очень хороший искусствовед, но не сказал про телефоны и аплодисменты. Подразумевалось, что все люди интеллигентные и изначально понимают, как это отвлекает музыкантов и дирижёра. И да, там хлопали. Но желания сделать кому-то замечание у меня даже как у зрителя не было.
Ну не знает человек, что нельзя хлопать. Но он же делает это, чтобы показать своё восхищение. Мне кажется, к этому можно быть терпимей, особенно сейчас, когда интерес к классической музыке не так велик, как раньше. И те люди, что делают замечание, вызывают больше вопросов, чем те, что хлопают.
Тут по Чехову: хорошее воспитание не в том, чтобы не пролить соус, а чтобы не заметить этого. А человек сам всё поймёт, когда увидит, что зал не аплодирует.
Для меня это похоже на ситуацию в храме, куда приходит невоцерковленный человек, а какая-нибудь бабулька начинает ворчать, что не в той одежде, что на голове неправильно и свечку не туда ставят… Правила, конечно, нужно уважать и соблюдать, но если человек их не знает, а у него есть порыв души, он к Богу идёт… Я думаю, что с музыкой примерно то же самое.
— Слышала, как профессиональная пианистка после концерта своего знаменитого коллеги печалилась, что публика начинает аплодировать, как только понимает, что взят последний аккорд. Но музыка ещё звучит, и её хочется дослушать, додышать… Как это объяснить зрителю?
— Если не удалось донести это нотами и музыкой, то словами точно не донести. Но это своеобразная лакмусовая бумажка. Если тебе начинают хлопать ещё до того, как ты довёл до конца последнюю ноту, когда не ждут этот последний люфт — значит, ты не до каждого сердца достучался. Ведь музыка — это обоюдный процесс, и если человеку достаточно, до того как музыкант закончил свою мысль… Невозможно словами это объяснить — либо ты чувствуешь эту завершённость формы, либо не чувствуешь. И тогда любые слова не имеют значения абсолютно.
— Сколько раз можно вызывать на бис?
— А это вопрос про внутреннюю кухню. В большинстве случаев программа строится как тематически выстроенная последовательность произведений. Но у многих коллективов есть либо что-то любимое, для души, либо произведение, по которому их больше всего знает зритель. И если выступление понравится, артисты могут сыграть в благодарность ещё что-то.
Случается, зрители просят сыграть что-то конкретное, а дирижёр понимает, что не у всех музыкантов есть партитура этого произведения.
Нет комментариев