Родители и специалисты часто не задумываются о том, какую роль в развитии и обучении незрячего ребенка играет пространственная ориентировка.
А это — один их важнейших навыков, который влияет на развитие и обучение ребенка и его нужно формировать специально.
Пространственная ориентировка состоит из 4-х основных этапов:
1. Ориентировка на собственном теле
2. Ориентировка «от себя», где тело ребенка - точка отсчета в пространстве
3. Расположение предметов относительно друг друга
4. Моделирование с помощью схем
Первый этап мы начинаем осваивать в младенческом возрасте (0-1), когда ребенок начинает знакомиться со своими основными частями тела (соединять руки между собой, находить свои ноги, направлять в рот бутылочку и т/д).
Освоение этого этапа часто продолжается до 4-5 лет. Важно помнить, что понимание схемы собственного тела — это база для дальнейшей ориентировки в пространстве, без которой ребенку будет сложно осваивать любую учебную деятельность.
Параллельно с момента вертикализации переходим ко второму этапу и учим ребенка ориентировке в направлениях «от себя» в последовательности: верх/низ/впереди/сзади/право/лево, то есть: над головой, за спиной, впереди себя и тд.
Естественно закрепляем расположение собственных частей тела: голова вверху, ноги внизу, спина сзади. Позже выделяем парные части тела: правая рука/нога и т.д.
Для отработки навыка второго этапа используем словесные инструкции: «найди/возьми/положи ПЕРЕД собой», «СПРАВА/СЛЕВА от тебя», «ЗА тобой» и т.д.
Не используем в своей речи неопределенные местоимения: «там, тут, здесь».
Для незрячих детей/людей — это полная абстрактность. Если хотим обозначить свое местоположение, говорим: «Я впереди тебя, за тобой, на кухне, на диване», (если ребенок уже ориентируется в квартире). То есть максимально конкретизируем.
Также на втором этапе переходим к ориентировке на плоскости, как только ребенок осваивает положение «за столом».
Используем любые бытовые ситуации для отработки навыка. Например, во время еды: «найди тарелку перед собой», «кружка/бутылка/печенье вверху стола»
Третий этап осваивается ребенком в среднем и старшем дошкольном возрасте. На всякий случай уточняю: осваивается — не равно, что навык должен освоиться))
И четвертый этап — это уже школьная программа)
В целом, обучение пространственной ориентировке в большинстве случаев происходит во время разных бытовых ситуаций. Поэтому если их использовать предметно для освоения этого навыка, то многократность повторений будет обеспечена.
А это, как мы помним, — одна из основ обучения детей с нарушением зрения.
Автор - Елена Петрова, тифлопедагог, эксперт БФ "Провидение".
Чтобы попасть на бесплатную консультацию к Елене, напишите нам в сообщения группы.
#фондпровидение #говоритспециалист_провидение
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев