Появление надвратной иконы над проездными западными воротами башни церковное предание относит ко времени осады Москвы войском Магмет Гирея в 1521 году, в память об избавлении от которого и была написана икона «Богоматери с предстоящими Ей святителями московскими Петром и Алексием» на западной стене.
Написание образа Спаса Нерукотворного над Печерской иконой исследователи относят к 1658 году, когда у этих ворот царь Алексей Михайлович встречал принесенный из-под Вятки этот чудотворный образ.
Не прошло и 20 лет, как образ существенно пострадал при пожаре. По указанию Алексея Михайловича иконописцу Ивану Филатову были выданы следующие материалы для восстановления иконы: «клею рыбья карлуку, три фунта белил русских самых добрых, три фунта щетин свиньих, фунт янтарю, четыре ветошки, пять мотков вервей сапожных, четверть фунта воску, десять ставцов, пятьдесят ковшев, пятьдесят ложек, пять шаек на два ушата, два кувшина, десять крыл гусиных, тридцать кистей бельих, пять фунтов празелени, двадцать лубов». Отдельно оговаривалась закупка самого дорогого — бумаги, левкаса в бочках, сусального серебра и золота, а также работа каменщиков ставивших строительные леса «подвязи».
До середины XIX века икона еще как минимум четыре раза поновлялась. А в 1866 году она была вся очищена и написана совершенно заново, но с опорой на существовавшую и дошедшую традицию XVII века.
В ХХ веке, в советский период истории России, специально созданная комиссия провела осмотр башен Московского Кремля для «выяснения возможности удаления с них предметов религиозного культа». Иконы оценивали с точки зрения художественной и исторической ценности, а если ценность не обнаруживали… Вот что было написано в акте, описывающем Спасскую башню: «По существу достаточно оставить скромный зонт, предохраняющий от дождя, снега и солнечных лучей. Икону Печерской Божией Матери со стороны Кремля возможно как не представляющую художественного значения удалить совершенно».
Исследования, проведенные в 2015 году, подтвердили полную утрату живописи в киоте. Однако историки, искусствоведы и иконописцы при поддержке Фонда Андрея Первозванного воссоздали в 2023 году этот значимый для русской культуры и истории образ.
Комментарии 13