После планового заводского ремонта рейдовый водолазный катер аварийно-спасательного отряда Ленинградской ВМБ «Борис Киселёв» активно включился в подготовку к Главному военно-морскому параду.
В преддверии Дня ВМФ водолазный катер целый месяц восстанавливал техническую готовность в заводе и в июле вышел из дока, где был выполнен большой объём ремонтных работ: зачищен и покрашен корпус, заменены масла и фильтры двигателей. Вернувшись к первозданному виду, как это и подобает в канун профессионального праздника военных моряков, «Борис Киселёв» совместно с буксирами отряда судов обеспечения Балтийского флота тут же приступил к подготовке к параду на Неве. В настоящее время экипажи круглосуточно, посменно несут дежурство на речной акватории, обеспечивая безопасность при постановке кораблей и судов на бочки у набережных, при буксировках, перешвартовках, при проведении парадных тренировок.
Известно, что число и состав участников торжеств, прибывающих в Северную столицу со всех флотов страны, ежегодно меняется, но есть и постоянные звёзды, полюбившиеся петербуржцам и гостям Санкт-Петербурга, например, цельнодеревянное парусное судно «Полтава», воссозданное по чертежам и рисункам петровской эпохи. По словам капитана «Бориса Киселёва» Ахмеда Гаджикеримова, этот парусник экипаж РВК считает своим постоянным клиентом, поскольку начиная с 2020-го ежегодно обеспечивает довольно сложный процесс его постановки на бочки. Спасатели часами наблюдают за профессионально выверенными и осторожными манёврами нескольких рейдовых буксиров, которые заводят швартовы «Полтавы» не на две, а одновременно на четыре бочки. Только такими усиленными креплениями можно удержать на месте эту непостоянную красотку, гуляющую по невским волнам. Задача спасательного катера заключается в оказании экстренной помощи экипажам буксиров и «Полтавы» при возникновении нештатной ситуации, поэтому водолазная группа «Бориса Киселёва» в полной экипировке постоянно находится на палубе. Случись внезапное ЧП, придётся срочно спускать водолазов. Правда, ничего подобного во время дежурства РВК вблизи «Полтавы» ещё не случалось, но спасатели готовы к любой неожиданности. Если что, срочная водолазная помощь подоспеет вовремя.
Команду водолазов РВК «Борис Киселёв» возглавляет старший матрос-водолаз 1-го класса Юрий Лясовый. В связке с ним работают два матроса-водолаза – Сергей Митрофанов и Дмитрий Хохлов. К слову, в команде есть одна вакансия: желающие стать рыцарями подводных глубин – добро пожаловать под воду!
48-летний Сергей Митрофанов рассказал о своём нестандартном пути в профессию. Говорит, в молодости получил обычное сухопутное среднетехническое образование. В 90-е работал в коммерческих структурах, был и дальнобойщиком, и экспедитором. Когда родились дети, пришлось завязывать с командировками, искать стабильный заработок. И тут он вспомнил о своей давней и несбывшейся мечте – о флоте. Поступил в Ломоносовскую мореходку. Так 15 лет назад началась морская биография Сергея Митрофанова. После окончания учёбы он попал в отряд судов обес-печения ЛенВМБ, электриком на «СР-120». Потом стал старшим электриком и электромехаником. А в 44 года снова поменял профессию. Со здоровьем у него всё в порядке, поэтому отучился на курсах водолазов и трудоустроился в аварийно-спасательный отряд Ленинградской военно-морской базы. Капитан не даст соврать, что работа С. Митрофанову по душе, из воды его порой не вытащить. Говорит, просто душа радуется, когда идёт под воду и испытывает непередаваемое ощущение невесомости, словно плывёт в ином измерении, в другом мире, где ему комфортно и совсем не страшно. Послушать Сергея, так у него не работа, а сплошное удовольствие. На самом деле, это совсем не так, поскольку водолазное дело – удел смелых, сильных духом и физически крепких людей. Это полный опасности труд во враждебной человеку среде. Но в свои 48 лет Сергей готов проработать под водой ещё 48. Лишь бы здоровья хватило.
Вместе с капитаном катера водолазы Юрий Лясовый и Дмитрий Хохлов работают около десяти лет, принимали участие в масштабном судоподъёме в Кронштадте в 2018–2019 годах – вдоль береговой линии поднимали затонувшие в разное время корабли и суда методом откачки воздуха насосами. В течение пяти месяцев со дна достали старый тральщик и несколько катеров, занимались очисткой причальной линии, чтобы к берегу спокойно могли подходить маломерные суда. Помимо поисково-спасательного обеспечения, очистки прибрежных вод, РВК регулярно производит осмотр акватории ЛенВМБ, обследование подвод-ной части корпусов разных кораблей и судов, винто-рулевой группы. Только с начала года до постановки в док водолазами именного спасательного катера было осмотрено не менее двадцати кораблей и судов. После парада «Борис Киселёв» вновь вернётся к привычной работе по предназначению.
О приближающейся круглой дате – 10-летии со дня подъёма флага аварийно-спасательной службы ВМФ на своём РВК в суете предпраздничной подготовки капитан А. Гаджикеримов не раз вспоминал с чувством гордости: дескать, десять лет катеру, а всё как новый! Спасибо экипажу и в первую очередь старшему механику Игорю Платонову и его команде. Он единственный, кто остался из первого экипажа, кто знает свой корабль лучше всех. Такой стармех – опора капитана. В аварийно-спасательном отряде Игорь Платонов работает с 2002 года. Начинал на спасательных катерах старого образца, теперь с нынешнего именного пылинки сдувает. Говорит, что при таких специалистах на катере ломаться нечему. А если что-то случится, своими силами устранят в два счёта.
О личном вкладе в поддержание технической готовности РВК капитан скромно умалчивает и в нескольких словах рассказывает о своём пути на флот. Родился в Дагестане, неподалёку от побережья Каспийского моря, поэтому, когда его призвали на Балтийский флот, в аварийно-спасательный отряд, о грозной стихии уже имел представление. Был рад, что стал спасателем. Сначала отслужил по призыву, потом ещё 13 лет – по контракту. В запас ушёл в звании главного старшины с должности начальника пункта рейдовой службы. За время службы заочно окончил Ломоносовский морской колледж, получил диплом техника-судоводителя. После увольнения в запас в 2019 году в аварийно-спасательном отряде ему сразу предложили должность капитана РВК «Борис Киселёв», и вот уже пятый год он на этом посту. Работой своей дорожит, ведь спасатель – это звучит гордо! Считает свою профессию самой нужной на флоте и героической: без отваги и мужества, готовности к самопожертвованию ради спасения погибающих в спасательном деле не обойтись. Таким был старшина команды водолазов мичман Борис Стефанович Киселёв, чьё имя носит катер, мичман, награждённый орденом Красной Звезды и медалью «За службу Родине» – за мужество и героизм, проявленные при подъёме и обезвреживании снарядов, мин, торпед и фугасных бомб при очистке вод Балтики от смертоносного наследия Великой Отечественной в послевоенные годы. Для экипажа он пример для подражания. На катере есть скромный уголок памяти Б. Киселёва, чего, по мнению А. Гаджикеримова, явно недостаточно, поскольку по нескольким общим фразам представить реальный образ человека невозможно. Поэтому капитан планирует разыскать членов семьи Бориса Стефановича и всех, кто знал его по совместной службе в Ломоносове или по месту жительства и поможет восстановить портрет мастера водолазного дела.
Сейчас, когда до парада в честь Дня ВМФ остались считанные дни, по общему мнению экипажа, высказанному мотористом-машинистом 1-го класса Сергеем Капитоновым, главное, чтобы родное железо, механизмы их не подвели, а надёжные руки и стойкие души спасателей покрепче любого металла.
Татьяна Смирнова, фото автора.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев