Ситуация третья: муж хочет сохранить семью
Еще тяжелее ситуация, когда не муж, а жена сама провоцирует развод и хочет уйти от мужа. Тяжелее эта ситуация потому, что женщину привязывает к семье гораздо больше ниточек, чем мужчину, и, значит, ей нужно в своей душе их больше разорвать.
Вновь повторю, что все, что говорилось о недостатке терпения и смирения у супругов, о неправильной иерархии в семье, имеет отношение и к этой ситуации. Еще раз повторю, что взрослого человека нельзя исправить насильно. Поэтому муж должен стяжать и терпение, и смирение, восстановить правильную иерархию в семье. Он должен не столько исправлять свою супругу, сколько исправляться сам и молиться о своей жене.
Но легко сказать «восстановить правильную иерархию в семье», а выполнить это крайне трудно. Жене проще восстановить правильную иерархию в семье. Ей достаточно смиряться перед мужем. Правда, это тоже нелегко, но здесь проблемы только в поведении самой женщины. А как мужу восстановить правильную иерархию? Смирять жену? Это невозможно, если сам человек этого не хочет. Поэтому тот случай, когда жена представляет из себя «бизнесвумен», которая достигла некоторых успехов, поднялась в глазах общества, а самое главное – выросла в своих глазах, и муж ей кажется уже каким-то несолидным для ее нового положения, – этот случай, наверное, исправлению почти не поддается. Семья разваливается неминуемо.
Бывает, когда жена оставляет семью из-за страстного любовного увлечения. Один такой случай довольно поучителен для мужей, которые хотят сохранить свою семью. Историю своей измены мне рассказала женщина перед венчанием со своим мужем. После нескольких лет совместной жизни, когда наступили обычные серые будни, она повстречала мужчину. Началось сильное увлечение. Умом она понимала, что муж прекрасный человек, что есть дочь, но со своими чувствами совладать не могла. Муж стал догадываться, что в семье происходит что-то неладное. «Я сама была не своя. Понимала, что моя семья может разрушиться, но остановить себя не могла. Меня тянуло к тому мужчине, я раздражалась на мужа, но сама справиться с собой не могла. Спас меня от всего этого наваждения только муж. Он не скандалил, не кричал, он пытался помочь мне разобраться в себе. И в один момент вдруг все встало на свои места, я поняла, что никто меня так не понимает, как мой муж, что он понимает меня даже лучше, чем я сама, и променять его на другого, пока еще чужого, человека стало страшно».
Это был удивительный рассказ о том, что истинная любовь может творить чудеса.
Только по-настоящему любящий человек может отделять тяжелый грех от самого человека и продолжать любить, несмотря на измену.СОВЕТЫ РОДСТВЕННИКАМИногда вопрос о сохранении семьи задают не сами супруги, а их родственники, прежде всего, матери. В данном случае матерям можно дать три совета.
Первое. Всегда надо помнить, что покаяние и исправление другого человека по нашему желанию почти невозможно. Поэтому молитва остается самым действенным средством для исправления ситуации. Никакие обличения и обвинения, как правило, не только не помогают, а еще и накаляют обстановку.
Второе. Если мы хотим помочь исправить семейные отношения сына или дочери, надо стараться не вмешиваться в эти отношения. Можно утешать, можно жалеть, можно сочувствовать, но не вмешиваться, подталкивая кого-то из супругов к каким-то действиям. Отношения супругов, семья которых распадается, бывают настолько запутанными, что любое вмешательство еще больше все запутает. Никто из родственников не может знать всех тонкостей во взаимоотношениях супругов. А давать советы, не разобравшись в ситуации, очень опасно.
Третье. Если мы все же хотим дать совет, то надо себя десять раз проверить: «Не действую ли я по страсти, не имею ли я предвзятого мнения?» Для проверки себя надо встать на позицию не своей дочери, а своего зятя, не своего сына, а своей невестки. И оценивать ситуацию надо стараться «с их колокольни». А советы лучше давать как раз своим детям, при этом всегда оправдывая зятя или невестку, а не своих деток, и всегда уговаривать их простить и примириться. Ни одного обвинительного слова по отношению к зятю или невестке произноситься не должно.
СОВЕТЫ СВЯЩЕННИКОВЧасто с вопросом: «Как сохранить семью?» люди обращаются к священникам. В этом случае тем, кто обращается с вопросом, надо помнить, что существует такое явление, как «младостарчество». Это когда духовно неопытный священник принимает на себя роль некоего старца, который может решать своей властью судьбы других людей.
Перечислю несколько явных ошибок, которые должны предупредить людей о том, что они попали к младостарцу и к его словам надо относиться очень осторожно.
Прежде всего, не должно быть излишнего вмешательства священника в личную жизнь человека, а особенно в интимную сферу семейных отношений. Если сам человек на исповеди не касается этой темы, священник не должен этой стороной жизни интересоваться и вмешиваться в нее. Даже если кто-то сам спрашивает совета в этой области, совет должен быть крайне взвешен.
Встречаются священники, запрещающие вступление во второй брак. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» этот вопрос раскрывается следующим образом: Священный Синод Русской Православной Церкви в Определении от 28 декабря 1998 года осудил действия тех духовников, которые «запрещают своим духовным чадам вступление во второй брак на том основании, что второй брак якобы осуждается Церковью; запрещают супружеским парам развод в том случае, когда в силу тех или иных обстоятельств семейная жизнь становится для супругов невозможной». При этом Священный Синод постановил «напомнить пастырям о том, что в своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла:
Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит... Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе (1 Кор. 7, 27-28; 39)».
Еще одним примером неразумного поведения духовников является гнушение телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, «единомыслие душ и телес» супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания.
Иногда священник говорит своим духовным чадам, зарегистрировавшим свой брак в загсе: «Или венчайтесь, или не живите с мужем, а иначе вы будете жить в блуде». Если это говорится супругам, которые оба ходят в храм, – это хоть как-то объяснимо, поскольку для церковной супружеской пары жить невенчанными – это серьезный грех. А если один из супругов неверующий и не хочет венчаться? В «Основах социальной концепции» четко сказано, что Церковь относится с уважением к законному браку, заключенному по светским законам. Называть такой брак блудом никак недопустимо. Блудным сожитием можно назвать случай так называемого «гражданского брака», когда не имеется даже росписи в загсе. Тем более нельзя требовать вступления в церковный брак под угрозой необходимости, в противном случае, не иметь с мужем супружеской близости. Такие требования являются грубейшим превышением священнической власти над прихожанами.
Категорически невозможно совершение венчания без росписи в загсе. Просьбы молодых людей о венчании без росписи – это просто желание красиво отпраздновать свадьбу, но при этом нежелание брать на себя никаких юридических обязательств. Как только человек поставит штамп в паспорте, появляется ответственность.
Еще одним признаком младостарчества является распространение некоторых сведений. Например, что супруги страдают за то, что расписывались во время поста или во время поста был зачат ребенок. И начинают бедные прихожане искать пасхальные таблицы, чтобы подсчитать, в пост все это было или нет. Но на самом деле, если люди в молодости были нецерковными и поженились в пост, и ребенка зачали в пост, то Господь им это в грех не вменит, поскольку делали они это неосознанно. А вот если церковный человек так поступит, то это серьезный грех, поскольку человек идет осознанно против церковных правил и заповедей Божиих.
ЗАКЛЮЧЕНИЕНесмотря на то, что положение семьи в современной России удручающее, все же мне не хочется, чтобы мы впали в уныние. Уныние обладает большой разрушительной силой. Возрождение же возможно только там, где есть вера, надежда и любовь, а также желание созидать.
Меня очень вдохновляют слова о том, что у каждого народа есть своя «душа». «Душа» народа гораздо крепче и устойчивее того или иного государственного строя, ее невозможно изменить даже за несколько десятилетий. Русский человек и сегодня, как и сто-двести-триста лет назад, с презрением смотрит на богатство, хотя и постоянно говорит о «баксах». Русский человек все так же ценит целомудрие и чистоту, ведь даже тот, кто смотрит грязные фильмы, мечтает о том, чтобы его жена была целомудренной. И даже самые хулиганистые дети замирают перед настоящим подвигом. Надеюсь, что если нашему народу удастся остановить поток грязи, который льется сегодня в наши души, прежде всего, в души наших детей, то довольно скоро вновь возродятся крепкие семьи, где будет много милых детей, которые будут слушать добрые сказки и смотреть русские мультики о добрых молодцах и красных девицах.
По материалам книги «Как сохранить семью».Протоиерей Илия Шугаев.Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Москва, 2011 г.Журнал Славянка №43 январь-февраль 2013г.
Духовно-просветительская программа
#летогосподне
Нет комментариев