Музыку к фильму «Билет в красный театр» я писал под уже смонтированный фильм. В кульминационной сцене Олег Басилашвили мастерски сыграл последние размышления и осознания своего персонажа — подполковника Кузнецова перед смертью, которые сподвигли его успеть сделать последнее важное дело. Сцена длилась пять минут.
Дома, а жил я тогда ещё в Пензе, отсматривая материал, я по секундам высчитывал буквально каждое движение, физическое и эмоциональное, чтобы выстраивая мелодические ходы и аранжировку, наилучшим образом подчеркнуть и усилить происходящее. Прикидывал все музыкальные партии на пианино и записывал черновые варианты на диктофон, потом ехал на студию и уже там записывал всё придуманное нужными звуками на многоканальный магнитофон, после чего с музыкантами группы «Куликово поле» добавляли их партии.
Для сведения готового материала приходилось везти часть оборудования — пульт, многоканальный магнитофон и приборы обработки звука на радио, так как там был студийный магнитофон с тридцать восьмой скоростью, и уже там доводить всё до результата.
Вот такой сложный и многоступенчатый получался процесс. Компьютеров же ещё не было...
Но когда я приехал на киностудию Горького с готовой музыкой, выяснилось, что режиссер с монтажёром уже не просто приготовили ножницы, чтобы изрядно порезать пятиминутный эпизод и превратить его максимум в трёхминутный, а уже беспощадно расправились с ним и бо́льшая часть Олега Басилашвили оказалась в корзине. Причём это не фигуральное выражение, а абсолютно буквальное. Без музыки сцена казалась им затянутой.
Пришлось мне аргументированно им доказывать, что на самом деле игра в эпизоде выстроена как надо — с завязкой, развитием, кульминацией и развязкой, не хватает только музыки.
Надо бы, прежде чем выбрасывать, посмотреть всю сцену с музыкой. После моих убедительных доводов прямо у меня на глазах монтажёр достала из мусорной корзины вырезанные куски пленки и приклеила их обратно.
Неловко говорить, но после финального просмотра, режиссёр, признался, что музыка получилась лучше, чем фильм. Думаю, это излишне самокритично с его стороны и слишком комплементарно для меня, но как говорится, из песни слова не выкинешь.
Послушать можно здесь: https://ok.ru/music/track/123310365021201 https://ok.ru/music/album/122958593024806?i=1 На фото режиссёр фильма Амурбек Гобашиев и помощник режиссёра Людмила Воробьёва, моя давняя подруга, благодаря которой меня и пригласили стать композитором фильма, на фуршете после моего концерта. (1993 г.)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2