Девятилетняя девочка на пепелище родного дома раскапывает ком ветхой одежды. В нём обнаруживается икона. На доске проступают неповреждённые огнём лики Богородицы и младенца. Так начинается история самой почитаемой святыни Петербурга - иконы Казанской Божьей матери.
Дом, в котором жила девятилетняя дочь стрельца Матрона, сгорел не один. Половина Казани была обращена в руины пожаром 1579 года, через два с лишним десятилетия после взятия города войсками Ивана Грозного. Обнаружение неизвестной иконы горожане восприняли как чудесное явление, пошли слухи о том, что девочка нашла образ не случайно - Богородица явилась ей во сне и указала место, где следовало искать. Говорили и о том, что благодаря иконе немедленно исцелилось несколько незрячих. Было объявлено, что икона была спрятана задолго до пожара тайной общиной христиан Казани во времена мусульманского владычества. Образ торжественно перенесли в храм, а список с него отправили царю в Москву.
Вероятно, именно этот список и сопровождал ополчение Минина и Пожарского во время освобождения Москвы от польско-литовских войск. Освобождением Москвы закончилась гражданская война всех против всех, известная как Смутное время и поставившая страну на грань полного уничтожения. "Вероятно" - потому что за прошедшие с момента появления иконы несколько десятилетий с неё было написано немалое количество списков.
Уже тогда возникла путаница между ними, путаница эта существует и по сей день. Ведь под названием "Казанская икона" стали иметь в виду как ту самую, явленную в 1579 году ("протограф"), так и иконографический тип, который зачастую весьма вольно варьировал протограф. Давайте распутаем этот узел.
Начнём с протографа. Считается, что он продолжал храниться в Казани вплоть до начала XX века. В 1904 году явленная икона была похищена крестьянином Иваном Стояном-Чайкиным. Как вор показал на следствии, причиной похищения стал драгоценный оклад стоимостью в десятки тысяч рублей, который он и продал, предварительно расколов и бросив в печь саму икону. Косвенные улики рассказ подтвердили, хотя до сих пор существует и альтернативная версия: вор похитил образ для перепродажи старообрядцам (подобные кражи были весьма частыми), в результате икона где-то сохраняется и доныне. Преступника отправили на каторгу, где он сошёл с ума и скончался.
Разобравшись с протографом, перейдём к иконографическому типу Казанской Богоматери, которому соответствует масса существующих и поныне списков. Богородица изображается фронтально, оплечно, с небольшим наклоном головы к Младенцу. На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос. Казанская Богоматерь является вариантом более широкого иконографического типа, пришедшего из Византии и известного как Одигитрия (греч. "Путеводительница"). По преданию первую Одигитрию изобразил апостол Лука с натуры.
Список иконы Казанской Богородицы, находящийся в Казанском соборе, был выполнен в эпоху Петра Великого. Несмотря на традиционный термин "список", внешне икона весьма сильно отличается от утраченного протографа. Если протограф был выполнен в византийском стиле, петербургский список - яркий пример т.н. "фряжского" стиля. "Фряжский", т.е. "итальянский" стиль имеет в виду использование в иконописи основных достижений западноевропейского Возрождения, т.е. линейной перспективы и скульптурной светотеневой моделировки.
Согласно широко распространённой легенде, во время Великой Отечественной войны один из восточных православных епископов, митрополит Гор Ливанских Илия, получил откровение, согласно которому для освобождения Ленинграда от блокады нужно было обнести город Казанской иконой. Митрополит связался со Сталиным через Красный крест, крестный ход состоялся, а блокада была снята. Легенда не подтверждается - нет никаких данных о крестном ходе с Казанской иконой, которая во время блокады находилась в Князь-Владимирском соборе. Миф, очевидно, появился в связи с официальным визитом митрополита Гор Ливанских в СССР вскоре после войны, организованном в связи с геополитическими интересами Сталина на Ближнем Востоке. Во время посещения Ленинграда Илия, в частности, рассказывал о молитвах за город во время блокады.
А вот то, что около иконы Богоматери в Казанском соборе перед отправкой к войскам молился в 1812 году Михаил Илларионович Кутузов - безусловно. Здесь же он в следующем году будет захоронен, снискав славу победителя доселе непобедимого Наполеона. Над могилой Кутузова икона представлена ещё раз - на картине, представляющей освобождение Москвы от польско-литовских интервентов, о котором мы уже говорили. Между освобождением Москвы и разгромом Наполеона - важнейшими историческими событиями, связанными с Казанской Богородицей - прошло ровно двести лет.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3