Что было после Равенны?
Я отправился учиться в Венецианскую академию изящных искусств. Позже ко мне перебралась и моя семья. Мы прожили в Венеции в общей сложности, наверное, лет 20, потому что много путешествовали и постоянно то уезжали, то возвращались. Например, зиму могли провести на Канарских островах, поэтому дети начинали говорить по-испански лучше, чем по-итальянски. Но при этом я основательно не занимался мозаикой. По молодости вообще рисовал туристов на площади Святого Марка. В высокий сезон я зарабатывал очень прилично, и мы с Даниэллой (супруга Марко) и детьми вообще ни в чем не нуждались. Но спустя много лет, после очередных разъездов, мы снова вернулись в Венецию, и я понял, что это уже не тот город, который я так любил. Поменялось само ощущение, которое меня подпитывало, плюс нам всем уже хотелось какой-то стабильности, спокойствия. И мы решили вернуться в Равенну, туда, откуда все началось.
Там вы снова открыли для себя мозаику?
Я помню, как встретился со старыми друзьями-художниками и увидел, что они делали из мозаики. В основном, чтобы как-то обеспечить себя и прокормить семью, работали на заказ для каких-то церквей и кладбищ. Представляете? Кладбищ! Нет, конечно, что-то они создавали и для себя, более художественное, но все это смотрелось очень грустно. Я задался вопросом: почему не использовать эту удивительную древнюю технику для чего-то нового, современного, интересного? И я бросил себе этот вызов, понемногу начав делать что-то не похожее на классические мозаики. Было непросто — нужно было преодолеть все эти традиции, устои и стереотипы, в том числе и внутри себя, но не уйти при этом в моду, в трендовый минимализм, а остаться в рамках искусства. Потому что в этом волнообразном процессе, когда модные направления приходят и уходят, в веках запечатлевается только что-то самобытное и уникальное. А мозаика действительно способна существовать бесконечно долго, тем более современные технологии позволяют создавать объекты, которые не деформируются, не теряют цвет и не боятся ни жары, ни холода.
Комментарии 4