9 июля 1941 года из Ленинграда в Свердловск прибыл первый эшелон, нагруженный ящиками с 500 000 эвакуированных экспонатов Государственного Эрмитажа. Вслед за ним на Урал отправился и второй состав, на 23 вагонах увозящий 1 422 ящиков, где хранилось более 700 000 экспонатов. Третьему добраться до Свердловска было не суждено – началась блокада.
Самые ценные эвакуированные шедевры разместили в Свердловской картинной галерее, а еще часть – в столярной мастерской неподалеку, в Храме Святой Анны и подвале дома Ипатьева.
Коллекция Эрмитажа хранилась в Свердловске около 4,5 лет – в октябре 1945 года началась реэвакуация сокровищ. Грузить ящики в вагоны двух эшелонов, идущих в Ленинград, начали 3 октября. В этом процессе участвовал и известный уральский художник Виталий Волович, который впоследствии признавался, что лично нес ящик с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына».
Вскоре «шедевры-путешественники» в полном составе и идеальном состоянии вернулись в Ленинград, а 8 ноября уже были доступны для соскучившейся публики.
Через несколько лет Государственный Эрмитаж в благодарность за спасение своих сокровищ передал Свердловской картинной галерее 27 произведений живописи, пять скульптур и 84 предмета мебели, фарфора и бронзы. А 1 июля 2021 года в здании бывшей Картинной галереи в честь 80-летия спасения и сохранения сокровищ, утрата которых стала бы гуманитарной катастрофой, открылся центр «Эрмитаж-Урал».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев