...329 г. до н.э. Армия Александра Македонского остановилась на зимовку в Нисе. Многочисленные трофеи и громоздкий обоз не давали возможности двигаться вперед. Как свидетельствует античный историк Курций Руф, тогда Александр «...приказал собрать в одно место сначала его вещи, а затем вещи всех солдат, кроме самого необходимого. Нагруженные добычей повозки они свезли в обширную равнину. Когда все ожидали дальнейших приказаний царя, он велел увести животных, а все остальное сжечь, и первым поднес факел к своим вещам. И никто не посмел оплакивать цену своей крови, раз тот же огонь пожрал и богатства царя».
По мнению российского археолога И.Н.Хлопина, описанное событие происходило в окрестностях Ашхабада.
Через сто лет, когда распалась империя македонцев, а вслед за ней госудаpство Селевкидов, в Южном Туркменистане зарождается новое госудаpство во главе с братьями Арсаком и Тиридатом. Эти земли стали ядром будущей Парфянской империи - мировой державы древности. Именно в это время (III в. до н.э.) на территории нынешнего Ашхабада возникает хорошо укрепленная крепость. Это фиксируется археологическими данными (парфянская керамика и другие предметы быта). Несомненно, она построена по приказу Арсакидов.
Может быть, крепость и дала название современному Ашхабаду? Во всяком случае, началом рождения города нужно считать именно эту дату - середину III в. до н.э. И древний Мерв (цитадель Эркгала), и древний Куняургенч, да и вообще все города, насчитывающие более чем тысячелетнюю историю, являлись первоначально крепостями.
В средние века крепость Ашхабада превратилась в укрепленный замок местного правителя, при этом не теряя своего стратегического значения. Этот замок особенно процветал в туркменосельджукское время (XI-XII вв.). Укрепление имело круглые башни, выложенные превосходным жженым кирпичом, с прочным фундаментом. Археологи обнаружили множество бронзовых и керамических изделий. Замок находился в центре современного Ашхабада.
В XIII в. цветущие земли Туркменистана подверглись разрушению со стороны орд Чингизхана. Многие города были уничтожены. Некоторые из них были восстановлены, но Ашхабад долгое время не отстраивался, там располагался небольшой поселок. В XVIII-XIX вв. крепость была восстановлена.
Историки Мунис и Агехи сообщают, что туркменский хан Мурад Сердар в 1818 г. набирал для своего отряда воинов из Ашхабада и Анау против хивинской армии.
Ашхабад в то время был окружен крепостями и являлся местом, где собирались отряды туркмен-текинцев. В том же году сильный хивинский отряд под предводительством Хуббикули-ходжи, перебив множество людей, подверг опустошению Ашхабад и местность между Ашхабадом и Мехином (Меана).
В 1853 г. иноземные войска под командованием принца Феридун-мирзы вступили на земли туркмен. Авангард чужеземцев, возглавляемый Эмир-ханом, встретил жестокое сопротивление на подступах к Ашхабаду. Битва продолжалась больше часа, но тут подоспел сам принц, и туркмены вынуждены были отступить. Пробыв в Ашхабаде какое-то время, Феридун-мирза отдал приказ разрушить в Ашхабаде и вокруг 36 укреплений.
Но и после этого Ашхабад упоминается как населенный пункт. В 1856 г. туркмены Ашхабада выставили в битве против правителя Астрабада 10 тысяч всадников.
В 1871 г. русский исследователь Стебницкий в своих «Заметках о Туркмении» писал: «Город Асхабад..., ведущий торговлю с Хивой и Персией, населением более нежели Карыз... жители большей половины укреплений занимаются хлебопашеством, а остальные, сверх того, еще садоводством».
Далее он продолжает: «Асхабад... называется городом, но есть в нем и укрепление; в Асхабаде... до 4000 кибиток».
Итак, за 10 лет до так называемого «основания» (1881г.) Ашхабада, он уже назывался городом, причем в самих русских источниках! Да и число проживающих в городе людей было внушительным. Добавим к этому, что город вел торговлю с такими странами, как Хива и Персия. К тому же, вторая часть сложного слова «абад» («город») прямо указывает на то, что это именно город, а не село.
Комментарии 4