Возможно, теперь это станет роскошью. Сразу несколько крупных заводов предупреждают: цены на молочные продукты скоро снова вырастут. Вместе с этим ретейлеры обещают сдерживать подорожание, но предупреждают о возможном сокращении ассортимента.
В чем причина очередного ценового скачка? На сколько увеличится сумма в чеке? Во всем разбирались наши коллеги из «Фонтанки».
🔸 Кто поднимает цены
Компания «Эйч энд Эн Трейд» (ранее «Данон») сообщила, что с 1 сентября часть ее продукции подорожает на 5,3%. У «Вимм-Билль-Данн» повышение составит 7,2%.
О каких позициях идет речь, производители обещают сообщить отдельно, зато подробно описывают причины индексации. Так, на 10% выросли затраты на молочное сырье и молочные ингредиенты. Транспортные расходы увеличились сразу на 20%. На фоне дефицита кадров приходится больше платить персоналу.
Самое заметное повышение анонсировало АО «Милком» (бренды «Село Зеленое», «Молочная речка» и другие). Цены прибавят от 5% до 15%, в зависимости от категории продукции, жирности и вида упаковки. Производитель оценивает подорожание молочного сырья на 12%, сливок — на 20%. Стоимость сахара, фруктово-ягодных добавок, заквасок также подскочила на 20%. Упаковка подорожала на 12%, логистика по отдельным направлениям — на все 35%, топливно-энергетические ресурсы — до 12%.
Разбивку по конкретным позициям приводит «Экомилк». Сильнее всего — на 10% — вырастут цены на сливочное масло жирностью 82,5% и 72,5% в упаковках до 330 г. Тот же продукт с меньшей долей жира либо в крупных упаковках подорожает лишь на 5%. На столько же повысится стоимость сметаны, йогуртов, плавленого и творожного сыра, а также сливочно-растительных спредов. Меньше всего — на 3% — подорожает творог.
Из упаковки сильнее всего подорожала пленка — на 12%. Тарифы по транспортной логистике подскочили сразу на 30%. Причины всё те же: дефицит водителей, транспортных средств, простои на таможне, отказ части морских линий на доставку в РФ, общий рост затрат на грузоперевозки. Расходы по складской логистике выросли на 16–25%.
🔸 Когда повышение цен отразится на полках магазинов?
Опрошенные «Фонтанкой» розничные сети сообщили, что пока не приняли заявленное подорожание и ведут переговоры, но, в отличие от других товаров, запастись надолго молочной продукцией по старым ценам не удастся. Однако ретейлеры не исключают, что какое-то время будут сдерживать рост цен, торгуя самыми популярными позициями даже в минус.
Второй путь — отказаться от части ассортимента и продавать только те позиции, на которые поставщик предлагает акционную цену.
🔸 Дефицит жиров
Рост цен на молочную продукцию происходит на фоне увеличения объемов производства.
За январь — май, по данным Национального союза производителей молока, выросло производство:
✔ сливок — на 23%, до 146,5 тыс. тонн;
✔ творога и продуктов на его основе — на 9%, до 334,5 тыс. тонн;
✔ мороженого — на 14%, до 260,3 тыс. тонн;
✔ йогурта — на 13%, до 330,6 тыс. тонн.
Наименьший рост показали:
✔ сметана — на 2% (до 242,9 тыс. тонн);
✔ кефир — на 1% (до 400,4 тыс. тонн);
✔ сырные продукты — на 1% (до 85,0 тыс. тонн).
Выпуск сырья тоже вырос, хотя не так значительно. За первое полугодие 2024 года в России было переработано около 13,2 млн тонн молока, что на 3% больше чем за тот же период 2023 года.
Именно стоимость сырья занимает около половины розничной цены молочной продукции, примерно 8% — это упаковка, 5% — обслуживание оборудования и зарплата сотрудникам, 25% — логистические издержки, и еще 1% — маркировка.
В прошлом году предложение сырого молока на российском рынке превышало спрос, что не позволяло фермерам повышать цены на сырье, хотя у них росли издержки.
В этом году на рынке возник дефицит молочных жиров.
Нехватку молочных жиров российские предприятия покрывали за счет импорта. Однако в этом году случился скачок мировых цен на данную продукцию.
А как часто вы покупаете молочную продукцию?
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 44
тьфу бл..
В чём же подвох? А?
Всем не покупать....проявить солидарность.......пусть пьют САМИ.......