🦁Звериный стиль
Именно так стали называть ранне-скифский стиль в культуре, так как основным занятием скифов было скотоводство.
🐐Животных изображали в определенных позах, например, оленей и козлов - с подогнутыми ногами, хищников кошачьих пород - свернувшимися в кольцо. Причем довольно чётко выделяли глаза, лапы, когти, рога, уши. Например: бронзовый топорик, украшенный головкой хищной птицы и конечностью неопределенного копытного, свернувшиеся хищники с головами лося и козла.
Среди всех образов преобладают копытные, на втором месте – хищники, на третьем – хищные птицы. Небольшое количество составляют несопоставимые (хищник с головой козла) и неопределенные образы.
👺Некоторые изображения животных были связаны с определенными скифскими божествами. Фигуры этих животных как бы охраняли их владельцев от беды.
С 2007 по 2014 года в Юго-Восточном и Центральном Крыму было найдено 186 предметов с 201 оригинальным изображением. В основном это - небольшие бронзовые бляшки - элементы оформления конской узды.
Интересна бляха, обнаруженная в Белогорском районе. Животное с поджатыми под туловище ногами; передняя нога лежит на задней. Туловище массивное, короткая толстая шея плавно изогнута, рубчиками условно показана шерсть. Голова слегка приподнята, смотрит вперёд. На большом изображении ещё одна головка, но без рогов и с длинными стоячими ушами. Скорее всего, это коза с детёнышем.
⚔️В "зверином" стиле оформляли части оружия. Например, наконечники ножен (бутероль) в виде головы хищной птицы из урочища Алан-Тепе. На топориках изображали головы хищных птиц ("клинковая" часть) и неопределенных копытных (обушная часть) - в Кулаковском кургане близ Симферополя.
Для скифов изображение животных было средством для обозначения мироздания. Скорее всего, эти обозначения были связаны с зонами мироздания: с верхним миром - птицы, с нижним - хищники, со средним - копытные, особенно олени. А фантастические, например грифоны, объединяют эти миры.
Еще с каменного века народы считали: чтобы оживить важную вещь, нужно как бы превратить её в некое существо. Скифы так оформляли разные вещи, которые словно становились живыми. В основном "оживляли" оружие и конское снаряжение. На бляхе, крепившейся к колчану, изображали оленя с гипертрофированными рогами, чтобы стрела летела еще быстрее, чем олень.
🗡На рукоятках мечей отливали или выковывали изображения хищников с острыми зубами, головы пантер помещали на набалдашниках жертвенных ножей. Из бронзы делали специальные погремушки со зверями, которые использовались в ритуалах: надевались на шесты и прикреплялись на колеснице, когда везли человека хоронить.
Скифы придумывали своих собственных гибридов, например, барано-птицу. У этого существа клюв птицы и рога барана. За этим может стоять иранское божество Фарн - олицетворение идеи небесной благодати, которая нисходит на человека.
Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.
Красивые изделия, интересные, неповторимые. Необычно то, что таким искусством обладали люди, у которых не было своей письменности.
📚Источники: "ИРОН БОНВÆРНОН", "Исторические исследования", "НОЖ", "Livejournal".
✍️Морячок Крым
http://war.evpatoria-history.info/war/biblioteka/riziy-kot/stoma-riziy-kot01.php
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев