Вопрос:
«Поднимает ли руки тот, кто находится на кладбище, когда хочет сделать ду`а (за умершего) после похорон?»
Ответ шейха Салиха Аль Фаузана:
«Да, разрешается поднимать руки и просить прощения для умершего стоя возле его могилы, после похорон и просить за него прощения и стабильности, говоря: "О Аллах прости его, О Аллах укрепи его", повторяя несколько раз поднимая руки потому, что поднятие рук во время ду`а – сунна, и одна из причин ответа на дуа.»
_________________________
В дополнении к ответу шейха:
Шейху Ибн Базу, да помилует его Аллах, задали вопрос: «Поднимать ли руки при мольбе возле могилы усопшего?»
Он ответил:
«Если человек поднимет руки, то в этом нет ничего плохого. Так как в хадисе от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах, передается: „Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посещал могилы, он поднимал руки и произносил мольбу за усопших“ (Муслим)».
(См. Маджму‘-уль-фатауа. Т. 13. С. 337).
Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:
«Что касается мольбы за покойного после погребения, то существует достоверное предание у Абу Дауда, что, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завершал погребение умершего, он вставал возле могилы и говорил: „Просите Аллаха, чтобы Он простил вашего брата, и просите Аллаха укрепить его. Воистину, сейчас у него начался спрос“.
Если кто-то поднимает руки при просьбе о прощении, то в этом нет ничего плохого, как и в случае, если человек не будет поднимать, а просто скажет: „О Аллах, прости ему, о Аллах, прости ему, а Аллах, прости его. О Аллах, укрепи его, о Аллах, укрепи его, о Аллах, укрепи его“ и уйдет».
(См. Лика аль-баб аль-мафтух. № 82).
Шейху ‘АбдульМухсину аль-‘Аббаду, да хранит его Аллах, был задан вопрос о религиозно-правовом решении в отношении поднятия рук в мольбе за умершего после его погребения.
Он ответил:
«В этом вопросе нет ограничений. Мы не знаем доказательства, которое бы подтверждало поднятие или наоборот, опускание рук. Человек может поднимать, а может и не поднимать руки. Вопрос поднятия рук может иметь три разных положения.
1. Есть случаи, когда поднятие рук канонически обосновано. Например, во время мольбы на ‘Арафате, во время мольбы в двух местах бросания камешков при паломничестве (аль-джамрату аль-уля, аль-джамрату ас-санийа) и в мольбе при молитве о ниспослании дождя.
2. Есть случаи, когда есть доказательства, что руки не поднимаются. Например, во время мольбы на пятничной проповеди. При мольбе на пятничной проповеди не поднимает руки ни проповедник, ни слушатель. Потому что пророк, мир ему и благословение, не делал этого на протяжении своих многочисленных проповедей перед людьми…
3. Что же касается других случаев, то в них можно поступать и так, и так. Человек может поднимать руки, а может и не делать этого».
(См. Шарх сунан Аби Дауд).
Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал:
«Если человек взывает с мольбой, то он поднимает при этом руки, ведь это одна из причин ответа на мольбу. Если только это не случаи, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не делал этого. В этих случаях руки не поднимаются.
Например, во время пятничной проповеди. Во время пятничной проповеди пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не поднимал рук, если только он не взывал к Аллаху с просьбой о дожде. Тогда он руки поднимал.
Также он не поднимал руки между двумя земными поклонами в молитве, и в конце сидения ташаххуд до приветствия пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рук не поднимал.
Нам не следует поднимать руки в те моменты, где своих рук не поднимал пророк, мир ему и благословение. Так как его действия являются доводом для нас, и оставление каких-либо действий также является доводом для нас.
Также он не делал этого и после приветствия при совершении пятикратной молитвы. По окончании молитвы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поминал Аллаха так, как это прописано в Шариате, и не поднимал рук. Поэтому, нам также не стоит поднимать рук, следуя в этом пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
Что же касается случаев, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал руки, то желательно в этих случаях поднимать руки, подражая пророку, мир ему и благословение, и так как это является причиной ответа на мольбу.
В случаях, в отношении которых не упомянуты действия пророка, да благословит его Аллах и приветствует: поднимал ли он руки или нет, мы поднимаем руки, так как хадисы указывают на то, что поднятие рук в мольбе является причиной ответа на нее. Об этом уже было сказано».
(См. Маджму‘-уль-фатауа. Т. 26. С. 146).
Так же для пользы:
Шейху Ибн Базу, да помилует его Аллах, задали вопрос: «Я вижу, что некоторые люди после погребения покойного встают у его могилы и взывают к Аллаху за него. Дозволено ли это? Если ли какая-либо канонически верная мольба, которая говориться после погребения? Является ли эта мольба коллективной: когда один произносит мольбу, а остальные люди говорят слово „Аминь“ после его мольбы? Или каждый человек провозглашает мольбу по отдельности?»
Он ответил:
«Достоверная Сунна от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указывает на каноничность мольбы за покойного после его погребения. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после погребения покойного встал у его могилы и сказал: „Просите Аллаха простить вашего брата и дать ему твердости [при ответе]. Воистину, сейчас его допрашивают“. Нет греха в том, чтобы один человек говорил мольбу, а слушатели произносили: „Аминь“. Или каждый человек произносил мольбу за покойного про себя. Просим у Аллаха о содействии (в совершении благих дел)»
(См. Фатауа шейх Ибн Баз. Т. 13. С. 204).
Также шейху Ибн Базу, да помилует его Аллах, задали вопрос: «Каково положение коллективных молебнов возле могил?»
Он ответил:
«Этому никаких запретов нет, если один человек провозглашает мольбу, а слушатели говорят: „Аминь“. Если только это не было преднамеренно, а так, что некоторые люди услышали мольбу и стали говорить „Аминь“. Подобная мольба не называется коллективной, так как не была преднамеренной»
(См. Фатауа шейх Ибн Баз. Т. 13. С. 340).
Джаназа и обряды похорон https://ok.ru/dzanaza.obriydi.poxoronvislame
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев