Абу Хурейра рассказывал о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда потомок Адама умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх: непрекращающаяся милостыня, знание, из которого (люди продолжают) извлекать пользу и праведный ребёнок, обращающийся за него с мольбами» [Муслим, 1631].
Ан-Навави, комментируя этот хадис, сказал:
«Учёные сказали: "Смысл этого хадиса в том, что дела умершего прерываются с его смертью, также перестают записываться и его хорошие дела, кроме этих трёх вещей, так как он является их причиной: ребёнка, которого он взрастил, знания, которое он оставил после себя, а также постоянной милостыни – а это вакф.
В этом хадисе указывается на достоинство женитьбы, так как при этом человек желает праведного ребёнка, а также на правильность вакфа и величие награды того, кто оставляет его (вакф).
Этот хадис разъясняет нам достоинство знаний и побуждает делать всё, чтобы увеличивать их и оставить тому, кто придёт после этого человека – либо обучая кого-то им (знаниям), либо записывая их, либо разъясняя их и повествует нам о необходимости выбирать те знания, которые больше принесут пользу. Также этот хадис указывает на то, что награда за мольбу доходит до умершего также, как и награда за милостыню и погашение долгов"».
[«Шарх Сахих Муслим», 11/85].
Ибн уль-Каййим сказал:
«Мы упомянули в отдельной книге 200 доводов, указывающих на достоинство знаний и их обладателей. Каким же высоким положением и похвальным качеством обладает тот, кто при жизни был занят ими, или тот, чью книгу после смерти будут пополнять благие деяния в неограниченном виде! Клянусь Аллахом, это и есть почёт и награда! Пусть же ради этого состязаются состязающиеся и завидуют завистники! Такова милость Аллаха, которую он дарует кому пожелает, ведь Аллах обладает великой милостью.
В действительности это высокое положение кроет в себе то, чтобы люди ради него желали опередить друг друга, расходовали самое драгоценное что есть и посвящали ему всё своё время. Мы просим Аллаха, в Руках которого ключи от всего благого, чтобы Он раскрыл нам сокровищницу Своей милостыни и сделал нас из числа обладателей этого качества и почётного места, которых называют великими те, кто на небесах, как об этом говорили праведные предшественники: "Того, кто обучился знаниям, поступал в соответствии с ними и обучал им других будут называть великими те, кто на небесах"».
[См. «Тарик уль-Хиджратайн», 512].
Абу Хурейра рассказывал о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, когда человек будет непрестанно возвышаться по степеням в Раю он скажет: "Откуда всё это?". Ему ответят: "Это по причине того, что твой сын просил за тебя прощение"». [Этот хадис передал Ибн Маджа, 3660. Этот хадис также упомянут в «Сахих аль-Джами᾿», 1617].
Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, к благодеяниям, которые приносят верующему пользу даже после смерти, (относится следующее): знание, которому он обучил (людей) и распространил его (среди них); праведный ребёнок, которого он оставил (после себя); (экземпляр) Корана, который он оставил в наследство; мечеть или дом для путников, которые он построил; река, (русло) которой он проложил; милостыня, которую он раздал из своего имущества, будучи живым и здоровым. Всё это приносит ему пользу даже после смерти» [Этот хадис передал Ибн Маджа. Шейх аль-Албани назвал этот хадис хорошим в «Сахих ибн Маджа», 198].
Слово «…распространил…» является более обширным, чем "обучил", так как оно включает в себя как составление, так и вакф книг.
Комментируя этот хадис, ас-Синди сказал:
"Прекрасно, что праведный ребёнок считается одним из деяний и результатом обучения, ведь отец является как причиной его появления на свет, так и причиной его праведности, так как именно он наставлял его к истине.
«…(экземпляр) Корана, который он оставил в наследство…», т.е. наследство, оставленное им после себя в качестве непрерывной милостыни. Как будто этот хадис разъясняет хадис: «Когда потомок Адама умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх…»".
«…оставил в наследство…», т.е. оставил своим наследникам, даже если то, что он оставил является его собственностью. Также сюда входит и шариатские книги, из-за которых он получит награду, так как он является причиной их появления.
«…мечеть…», также сюда входит школа учёных и дома для праведников.
«или дом для путников», т.е. для путников и чужеземцев.
«…река, (русло) которой он проложил…», т.е. которое он прожил, чтобы люди извлекали из него пользу.
«…будучи живым и здоровым…», т.е. которую он смог раздать, будучи состоятельным, не нуждаясь ни в чём, чтобы люди смогли извлечь из неё пользу.
Этот хадис побуждает раздавать милостыню будучи здоровым, как на это указывает ответ пророка ﷺ, когда его спросили: «За какую милостыню обещана большая награда?». Он сказал: «За ту, что ты подашь, будучи здоровым и скупым…».
Абу Умама аль-Бахили рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: «Четыре (человека), награда которых продолжает записываться даже после смерти:
(Во-первых), человек, умерший на страже на пути Аллаха.
(Во-вторых), человек, обучавший знанию (других), - его награда продолжает записываться ему, пока люди действуют в соответствии с этим знанием.
(В-третьих), человек, давший милостыню – его награда продолжает записываться ему, пока люди пользуются ею.
(В-четвёртых), человек, оставивший (после себя) праведного ребёнка, который обращается за него с мольбами» [Этот хадис передал Ахмад, 22372. Шейх аль-Албани назвал этот хадис достоверным в «Ат-Таргыб ва-т-Тархиб», 114].
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев