Но реальных случаев, когда происходили неполадки с самолетами в России, может быть в два раза больше. Газета The Wall Street Journal сообщала о кратном росте авиаинцидентов в РФ в прошлом году. Журналисты ссылались на данные компании Cirium, собирающей информацию об авиаперелетах.
Согласно их сведениям, в 2023 году в России на каждые 100 000 вылетов самолетов статистически приходилось 9,9 инцидентов, связанных с авиационной безопасностью. Это в два раза больше, чем в 2022 и (предпандемийном) 2019 году, когда этот показатель был равен 5 и 4,5 соответственно. Аналогичный вывод сделал журнал Newsweek, который в своем исследовании зафиксировал тройной рост неисправностей российских самолетов с сентября по декабрь 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Росавиация может руководствоваться специальной инструкцией
Росавиация при составлении своих отчетов может руководствоваться инструкциями системы ADREP, которая часть отказов техники не признает за инцидент, предположил директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.
"Наверняка "Росавиация" имеет все случаи у себя в закрытом доступе, но не делает эту информацию публичной. Поэтому в отчете инцидентов остается только часть, и он визуально кажется хорошим. Думаю, что отказов действительно стало больше, а серьезных инцидентов и происшествий - меньше. То есть, слава богу, людей и самолетов гибнет значительно меньше, чем в некоторые прошлые годы", - говорит он.
Рост числа поломок российских самолетов Ланецкий связывает с действием санкций, которые, впрочем, российский авиапром компенсирует серым импортом. Специалист оценивает нелегальный рынок скупщиков авиазапчастей для российского авиапрома в 2-3 млрд долларов.
По словам специалиста, сами производители поставляют авиакомпаниям напрямую лишь около 20% своей продукции, остальной объем уходит на реализацию через поставщиков. "До 90% запчастей на рынке - запчасти, бывшие в употреблении. Это нормальная практика во всем мире. То есть берется самолет, который отлетал или эксплуатировался совсем немного, и разбирается на запчасти. Вот этот вторичный рынок контролируют трейдеры", - говорит авиаэксперт.
В Россию продолжают поставлять авиакомплектующие, несмотря на санкции
DW пообщалась с одним из российских бизнесменов, который вместе с партнерами поставляет авиакомплектующие в РФ в обход санкций. На условиях анонимности он рассказал, что компания-поставщик зарегистрирована в офшоре (напрямую принадлежит гражданину РФ), но работает на рынке в ОАЭ: "Очень много комплектующих - порядка 2 тысяч наименований. Все это поступает на наши склады в Эмиратах, а затем контейнерами идет в Россию".
Нет комментариев