Выставка в Берлине анализирует женские образы в мифах Древней Греции с сегодняшней перспективы и развеивает укоренившиеся представления о божествах и других героинях сказаний.В Старом музее Берлина проходит выставка, посвященная женским образам в античной греческой мифологии и их восприятию в традиционной трактовке и с современной перспективы. Оказывается, греческие богини были гораздо более разносторонними и даже противоречивыми личностями, чем в сложившихся о них на протяжении веков стереотипах.
Образы античных богинь - вопрос перспективы
С сегодняшней точки зрения, гендерная квота на древнегреческом Олимпе была показательной - из 12 "олимпийцев" половину составляли женские божества. Многие другие богини из мифологических сказаний нередко известны лишь как жены и возлюбленные верховных богов или античных героев.
Это объясняется тем, что, как отмечают организаторы выставки "Богини и супруги. Женщины в античных мифах", в античных источниках повествование велось с мужской перспективы. Однако дошедшие до нас со времен Древней Греции артефакты демонстрируют иное: помимо богинь с "типично женской" ролью, есть как богини, чье поведение не вписывается в обычные рамки, так и героини, порывающие с идеалами.
И если в древнегреческом обществе гендерные роли были четко определены, то в мифологии границы были более открытыми. Более того, для одних и тех же мифов параллельно существовало несколько версий, адаптированных под жизненные реалии. И сегодня женские образы в мифах древних греков можно интерпретировать по-разному - в зависимости от личных и социальных обстоятельств. По наблюдениям куратора Аннегрет Клюнкер (Annegret Klünker), в литературе последних лет женщины из античных мифов предстают в новых ипостасях, что и послужило поводом для организации берлинской выставки.
Менеджер Пенелопа и жертва виктимблейминга Медуза
Так, в разделе "Образцовые супруги" табличка рядом с бюстом Пенелопы указывает, что она, вопреки распространенным представлениям, не только была примером супружеской верности и 20 лет терпеливо ожидала Одиссея - этот образ идеальной жены особенно закрепился в Европе 19-го века. О других чертах Пенелопы тогда забыли: в отсутствие мужа, царя Итаки Одиссея, она еще и управляла царством, была умна, самостоятельна и обладала способностями руководителя.
Нет комментариев