"Надо уметь ценить мелочи в повседневной жизни, они делают счастливым. И если день не задался, все равно надо постараться увидеть хорошее в плохом", - делится ученик Янис своими выводами. "Счастье - это не всегда подарки, это здоровье и семья", - говорит Зарина. На факультативе подростки учатся распознавать, что помогает почувствовать себя счастливее, а что сказывается негативно.
"Для учеников признание является важным фактором счастья, а чрезмерное пользование соцсетями, переполненными обидными комментариями и красивыми, но зачастую идеализированными образами, вызывает чувство неудовлетворенности", - объясняет Марк Энглерт. На занятиях ребят учат критическому восприятию и уверенности в себе.
Кто придумал школьный предмет "Счастье"
Саму концепцию школьного "Счастья" разработал Эрнст Фриц-Шуберт (Ernst Fritz-Schubert), бывший директор профучилища в Гейдельберге и терапевт. В 2007 году он вместе со своим педагогическим коллективом внедрил этот проект, способствующий психическому здоровью и личностному развитию, в школьные будни. Позже был основан Институт личностного развития имени Фрица-Шуберта в Гейдельберге, который по сей день предлагает семинары.
"Счастливый человек - активный творец своей жизни, который нашел для себя смысл, а также внимательно и уважительно относится к себе, к окружающим и природе", - отмечается на сайте института.
На сегодняшний день около 500 педагогов в Германии, Австрии и Швейцарии обучены преподаванию "Счастья". "Речь идет не о том, как помочь ученикам справиться со стрессом или повысить их мотивацию, а о том, что нужно помочь им понять причины", - объяснил недавно в интервью телеканалу ZDF Эрнст Фриц-Шуберт.
Предмет "Счастье" включен в программы более 400 школ во всех федеральных землях Германии - в качестве обязательного или факультативного. Более того, в Баварии по следам общеобразовательных школ учить быть счастливыми планируют и некоторые профучилища - правда, предмет там будет называться "Личностное развитие".
Получить дополнительное образование по этой специальности предлагают некоторые немецкие институты повышения квалификации и вузы, например, Технический университет Берлина.
Но вернемся в школу в Бад-Наухайме. Учитель Марк Энглерт предлагает своим подопечным составить распорядок дня. Прогулка с собакой, занятия спортом, встреча с другом - каждый день можно найти что-то, что доставляет нам удовольствие, говорит он. В течение года студентка магистратуры посещала его занятия и вела наблюдение для своей дипломной работы. Ее вывод таков: ученики, изучавшие "Счастье", стали после этого более расслабленными, внимательными и повысили свою академическую успеваемость.
Комментарии 5
В Германии нет! Отстали…