ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. ПРОДОЛЖЕНИЕ.
После первосвященника Илия высокое звание судьи Израиля перешло к Самуилу. По возвращении Ковчега в течение 20 лет с 1112 по 1092 г. до Р.Х. Самуил обходил колена Израилевы, призывал народ служить только Яхве и отвергнуть грязное идолослужение, навлекавшее гнев Божий. Тяжкие невзгоды убеждали народ в истинности слов Самуила, в людях пробуждалось осознание причины своей богооставленности и стремление исправиться. Постепенно началось религиозно-нравственное преображение Израиля. «И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу».
Самуил призвал евреев в Массифу, чтобы совершить всенародное покаяние и возобновить Завет с Богом. Люди собрались, каялись «и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе». Возобновив Завет с Господом, израильтяне заново восприняли забытую веру отцов и совершили торжественное жертвоприношение истинному Богу.
Слух о многолюдном собрании дошёл до филистимлян. Опасаясь восстания, завоеватели пришли с большим войском в Массифу. Но Господь уже пребывал со Своим народом и сильнейшим громом привёл филистимлян в такой ужас, что те обратились в бегство. Израильтяне преследовали их и разгромили. «Так усмирены были филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы; и была рука Господня на филистимлянах во все дни Самуила. И возвращены были Израилю города, которые взяли филистимляне у Израиля». В память об этой победе Самуил, подобно Иакову в Вефиле после видения небесной лестницы, воздвиг памятник Господу, назвав его Авен-Езер — камень помощи.
С этого времени Самуил окончательно был признан судьёй Израиля. Силом был уничтожен филистимлянами (раскопки показали, что город был разрушен и сожжён), поэтому Самуил стал жить в родном городе Раме и воздвиг там жертвенник. Рама сделалась центром государственной жизни, здесь Самуил судил, отсюда он ежегодно обходил израильские города, наставляя истинной вере и разрешая трудные вопросы народной жизни. Он был мудрейшим человеком, левитом, назореем, пророком и судьёй. Со времён Моисея ни один правитель не пользовался столь огромным влиянием на израильтян, как Самуил. Он судил народ Израиля 40 лет, до своей смерти, в последние 20 лет своего служения уступив власть избранному Господом царю Израиля.
Школы пророков.
Ревнуя о возрождении и сохранении в народе истинной веры, Самуил создал так называемые школы пророков, наподобие современных духовных училищ и религиозных братств. Школы в основном составляли молодые люди, жившие общинами. Главным предметом изучения был Закон Божий — не только с его внешней, формальной стороны, но и с внутренней, духовной. Изучались также религиозная обрядность и священные гимны, которые особенно привлекали израильский народ, любивший петь. С музыкой и священными песнопениями пророки обходили города Израилевы, народ шёл за ними, слушая и приобщаясь к познанию высоких истин о Боге и святости Его заповедей.
Выпускников пророческих школ называли пророками не в узком смысле предсказания будущего, а по способности толковать слово Божие, произносить проповеди, складывать молитвы и песнопения Богу и петь их под звуки музыки. Это были достойные законоучители, пробуждавшие в народе стремление к его высшему предназначению — преданности Яхве и построению жизни в соответствии с Синайским Законодательством. Воодушевлёгные ревностью об истинном духовном благе Израиля, пророки стали бесстрашными поборниками правды Божией, обличителями согрешений народа и его правителей.
Народ испрашивает себе царя.
Когда Самуил состарился, то взял в помощь двух своих сыновей, и «они были судьями в Вирсавии», но ответственная должность судей оказалось выше их духовных сил: они стали брать подарки и судить несправедливо.
Старейшины, озабоченные новой угрозой безначалия и развращения Израиля, пришли к Самуилу в Раму и просили: «Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов». Желанием отказаться от теократии и уравняться с иными народами израильтяне окончательно признавали свою неспособность следовать возвышенным началам богоправления, изложенным в Законодательстве Моисея. До сего времени все законы, постановления и распоряжения, касающиеся религиозной, государственной, общественной и семейной жизни, исходили от Господа, но народ проявил неспособность следовать им без внешнего принуждения, не смог понести духовной свободы и ответственности. Богоправление без религиозной ревности вырождалось в своеволие и распущенность, царили междоусобица и идолопоклонство. Каждое семейство и каждое колено часто поступали так, как им было удобно, не считаясь ни с общими интересами Израиля, ни с волей Божией. Израильтяне требовали себе царя, чтобы он твёрдой властью заставил всех соблюдать интересы народа и исполнять Закон Моисеев.
В крепкой царской власти евреи видели и причину побед над ними языческих народов. Было уязвлено их национальное самолюбие, и они желали уравняться с язычниками — также иметь царя. Их требование не было противозаконным, возможность царской власти была предусмотрена Синайским Законодательством: благочестивый царь должен был в своём правлении следовать Закону Божию и тем выполнять Его всесвятую волю относительно израильтян. Но Самуил был расстроен: он понимал, сколь умалялось с избранием царя участие Божие в жизни народа. Судья с горячей молитвой обратился к Богу. «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою».
По слову Божию Самуил описал израильтянам всю тяжесть для них самовластного царского правления и закончил так: «И сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда». Но люди настаивали на своём, и Самуил стал ожидать, когда Небесный Царь Израиля Своим Промыслом укажет народу земного царя.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев