НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ.
Ефрем Сирин
...Он <как младенец> возлежал в яслях и звездою был указан как Творец звезд...
Иоанн Златоуст
Владыка наш Христос, рождеством Своим отверзший непорочные ложесна, Сам по рождестве запечатлел их собственною премудростью, силою и чудодействием, нимало не повредив печатей девства.
Нил Синайский
Как Адам без жены произвел жену, так и Дева без мужа родила Мужа.
Иоанн Златоуст
Христос, будучи Богом Всемогущим, родившимся по Своей воле, явился Своему миру, однако рождение от Девы поражает мой ум более тем, что Дева зачала во чреве, не с неба сошедши, но происходя от семени Давида, состоя не из духа, но из тела и души; беременность чрева изобличалась делом, а зачатие было бессеменно.
Иоанн Златоуст
Бог, устроив Себе живой храм в девической утробе для спасения всего мира, через него внес в нашу жизнь небесное устроение.
Иоанн Златоуст
О дивный вертеп! Ты прекраснее теперь, когда вместил Христа, чем Едем, в котором был Адам. Впрочем, зачем нам называть тебя раем, когда Церковь величает тебя самим Небом: «Небо – вертеп».
Небо – престол Божий, но и в вертепе сидит Бог на Своем святом престоле – на руках Девы. Чем же вертеп теперь меньше Неба? Ведь где Бог, там и Небо. Об этом свидетельствует один предпраздничный трипеснец, читаемый на повечерии. В конце его есть такой стих: «Окружаху, яко престол херувимский. Ангелы, ясли, вертеп бо Небо зряху, лежащу в нем Владыце» (Служба предпразднества Рождества Христова). Обратим внимание на эти слова: «вертеп... Небо... лежащу в нем Владыце». Пока в вертепе не было Владыки Христа, вертеп был вертепом, но если лежит в нем Владыка Христос, вертеп уже не вертеп. Но что же? Он – Небо. Даже самые ангельские очи убедились в этом: «вертеп бо Небо зряху, лежащу в нем Владыце».
Прекрасно поется в богоявленских песнопениях: «иде же бо Царево пришествие, и чин приходит» (Служба на Святое Богоявление). Вошел Царь Небесный в земной вертеп, и вошло с Ним все Его воинство и Его чин небесный; вошло с ним Небо со всем своим небесным величием. В этот час Сам Бог с воздушного Неба переселился в Вифлеемский вертеп, ибо здесь не один только рожденный Бог Сын: здесь и Бог Отец, родивший прежде веков Сына, ибо Сам Сын говорит: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Здесь же и Дух Святой, исполняющий дивное и несказанное Рождество Христово. Итак, здесь в вертепе целая Святая Троица – это Царь Небесный.
Димитрий Ростовский
То, что Сын Божий родился от Отца, я знаю; но как — не знаю. То, что Он родился от Девы, я знаю; но образ рождения даже и здесь не познаю. Рождение Его по тому и другому естеству исповедуется, но относительно образа того и другого рождения не сказано.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 19