СИНАЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.
Преодолев по аравийским пустыням более 300 км, израильтяне вышли к восточному хребту горы Хорив, носившему название гора Синай (ныне Джебель Муса — гора Моисея).
Моисей взошёл на гору, чтобы вознести Богу благодарственную молитву и просить о даровании обещанного Закона. Господь повелел ему возвестить народу: «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым». За послушание и следование Своему Закону Господь обещал весь израильский народ приблизить к Себе и сделать посредником между Собой и народами земли на пути спасения. Здесь видится прообраз Царствия Небесного, в котором все освящены и приближены к Богу, — все священники, приносящие Господу свои сердца и помышления. Евреям было обещано также царственное положение в отношении остальных народов и заповедана святость как чистота от грехов, суть которых — нарушение Закона Божия.
Когда Моисей сошёл с горы и возвестил народу слова Господни, израильтяне восприняли их с воодушевлением: «Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны». Тогда Всевышний повелел, чтобы народ освятился трёхдневным постом и молитвой и вымыл одежды свои, а Моисею сказал: «Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобой, и поверил тебе навсегда».
На третий день над горой разразился гром, заблистали молнии, раздался трубный звук и появилось облако. Весь народ вострепетал. Господь повелел Моисею, чтобы ни люди, ни животные не поднимались на гору и не прикасались к ней, нарушителей велено было предавать смерти. В этом запрете народ должен был увидеть справедливое указание на собственную греховность и не превозноситься своим избранничеством. Евреи послушно встали у подножия, Моисей провёл посохом ограничительную черту и, призываемый Господом, взошёл на гору.
Господь громогласно возвестил Моисею и народу Своё Законодательство, ставшее Его даром к духовному возрождению народа, измученного греховной жизнью. Это было знаменитое Десятословие Моисея — те десять заповедей, в которых Израилю с божественной простотой и ясностью открывалась утерянная в грехопадениях вековечная истина.
1. Я Господь, Бог твой, Господь един есть, да не будет у тебя других богов; люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. Указывая на Себя как единственного истинного Бога, Господь повелевал не воздавать божеских почестей кроме Него никому, призывал возлюбить Бога больше всего на свете.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им. Отметая первой заповедью воздание божеских почестей кому бы то ни было, кроме Истинного Бога, Своей второй заповедью Господь запрещает изображать Себя и вымышленных богов под видом небесных тел, животных, рыб или иных предметов во избежание обоготворения самих изображений и предметов.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Почтительное отношение к Богу не допускает упоминания Его всесвятого имени в пустых, суетных разговорах и делах, дабы не уничижать имени Творца и сохранять к Нему спасительное благоговение.
4. Помни день субботний, чтобы посвящать его Богу. Обременив вознёсшегося гордостью Адама и его потомков трудом «в поте лица» для приобретения спасительного смиренного о себе мнения, Господь повелел седьмой день недели отдыхать от повседневных трудов, связанных с бытом и добыванием средств к существованию.
В этот день людям следует прилагать особые усилия к возгреванию религиозного чувства, молитве и духовному чтению, делать больше добрых дел — чтить и прославлять Бога делами милосердия. Соблюдение этой заповеди открывает человеку, живущему в суетном мире, окно в мир духовный, позволяет сосредоточиться на осознании высших непреложных ценностей.
Прекращение работ в седьмой день, по образу творчества Божия при создании мира, велось ещё от Адама, теперь субботство было установлено законодательной силой. Чтобы евреи не стали работать в субботу под каким-нибудь благовидным предлогом, Господь запретил им любую работу в этот день и даже установил количество шагов, на которое в этот день можно было удалиться от дома.
У древних евреев субботний день соединялся с праздником ветхозаветной Пасхи, у христиан день Божий празднуется в воскресенье, в честь Новой Пасхи — Христова Воскресения, происшедшего на следующий день после Пасхи ветхозаветной. Православная Церковь, как восприемница благодати Ветхозаветного служения, чтит субботний день покоя молитвами об упокоении отшедших ко Господу христиан.
Итак, первые четыре заповеди определяют правильное, спасительное отношение человека к Богу, шесть последующих упорядочивают и направляют ко спасению взаимоотношения между людьми. В обеих группах заповедей вначале поставлены наиболее важные.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. За уважительное отношение к родителям, послушание им и заботу о них Господь обещает нам продолжительную жизнь.
Через отца и мать мы приходим в мир. Родителей мы не выбираем, их определяет Господь. В лице отца и матери мы почитаем Самого Творца, благодарим Создателя за Его промышление о нас. Молитвы родителей за своих чад всегда особенно слышимы Господом. Взаимная любовь в семье делает её крепкой, а семья — основа народной жизни, основа государства.
Заповедь о почитании родителей, как более важную, Господь ставит впереди заповеди о запрещении убийства.
6. Не убивай. Запрет убийства, возвещённый Богом Ною, указывает на священность человеческой жизни, даруемой и отнимаемой только Самим Богом или по Его установлению. Беззаконным убийством человек уничтожает в своём сердце основу жизни — любовь. Своей заповедью Господь повелевает жить в мире и согласии, избегая ненависти.
7. Не прелюбодействуй. Чистота брачного союза мужчины и женщины—Божественное установление, единственно правильный для супругов образ жития. Прелюбодеяние (супружеская измена) калечит души людей, искажает их судьбы, разрушает истинную любовь.
8. Не кради. Собственность человека достигается трудом, и её утрата тяжело переживается людьми. Кража — проявление эгоизма, нелюбви к ближнему, причиняющее материальный и моральный ущерб и нарушающее добрые взаимоотношения между людьми.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Запрет лжесвидетельства (в том числе клеветы, сплетен и пр.) расширяет требование восьмой заповеди. Там запрещается наносить вред имуществу, здесь — чести и общественному статусу человека. В обоих случаях нарушитель оскорбляет образ Божий—человека. Мы должны стремиться любить ближних и приносить им добро — в этом радость нашей жизни, наш путь к спасению.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. Господь не позволяет даже пожелания принадлежащего другим людям. Запретив в восьмой заповеди вредить ближнему делом, а в девятой — словом, здесь Господь понуждает пресечь сам источник злых дел и слов — греховные помыслы.
Все эти заповеди удивительным образом заключены в кратком поучении Иисуса Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Наиболее возвышенным свойством Бога является любовь, Своими десятью заповедями Творец оградил израильтян от преступлений против любви, несущих в мир разрушение. Таким образом, Синайское Законодательство послужило подготовкой к восприятию окончательного высшего закона евангельской любви, принесённого в мир воплотившимся Богом.
В сравнении с заповеданной Христом любовью: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» — Десятословие Моисея является лишь отблеском истинной духовности, принесённой в мир Христом, но оно действенно послужило исправлению народа. Дарование Господом Законодательства свидетельствовало о том, что сердца людей со времён Адама далеко отступили от Бога, ведь нравственный кодекс необходим только тем, кто способен поступать дурно. Нужно ли говорить «не убивай», «не кради» тому, кто исполнен любви? Закон требуется не праведникам, но тем, кто склонен к идолопоклонству, ненависти и обману. Адаму была дана только одна заповедь, а израильтянам—десять. Со времён Адама люди ослабли духовно — обременённые грехами, они стали плохо отличать добро от зла, оказались более склонными к злу.
Глубокие и вечные истины о Боге, почитании родителей, целомудрии, чистоте совести, неприкосновенности человеческой жизни и личной собственности были дарованы Господом в 1609 г. до Р.Х. на Синае избранному народу Израиля, а в его лице и всем людям на все последующие времена. Как небо превосходит высотой и чистотой землю, так Десятословие превосходит все установления народов древности.
По своей духовной сути Десятословию значительно уступал и авторитетнейший свод законов вавилонского царя
Хаммурапи (ок. 1750 г. до Р.Х.). Так, Синайское Законодательство повелевало не красть и даже не желать вещи ближнего, вор должен был возместить ущерб, в противном случае его разрешалось продать в рабство. По законам же Хаммурапи, вор, не имевший возможности заплатить, умерщвлялся. Согласно Синайскому Законодательству убийство вора в темноте ночи не вменялось в вину, совершённое же при свете дня как преднамеренное — каралось смертью. Законы Хаммурапи повелевали убивать вора на месте кражи. Кодекс Хаммурапи позволял мужу бездетной или болезненной жены взять наложницу, а родителям — продавать своих детей.
По Синайскому Законодательству, во главе народа становился Сам Господь, такая власть носит название теократия — богоправление. В честь получения от Бога Законодательства Моисей установил праздник Пятидесятницы (это важное событие произошло в 50-й день странствия богоизбранного народа).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2