Го́рдость - от греческого высокомерный, надменный. Форма греховного состояния, основанного на неправильном отношении к себе, Богу, окружающему миру, проявляемого в возвеличивании собственной значимости и принижении значимости других. Гордость - один из восьми наиболее пагубных грехов / греховных страстей.
«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» (Прит.16:18).
Гордость ещё и смертный грех и называется так потому, что отпадение человеческой души от Бога — это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.
Первое деяние дьявола было продиктовано гордыней, возгордившись, он сразу же тем самым из ангела превратился в дьявола. «Возгордиться» - значит перестать быть самим собой, стать иным: из блаженного превратиться в падшего. Падший ангел изменил не только себя (немедленно превратившись в дьявола), но и весь мир: в мир вошёл грех. Он дурным своим вожделением возжелал стать больше себя, а стал меньше себя.
Гордыня - первый грех, поскольку не имеет никакой причины. Скажем, чревоугодие или прелюбодеяние могут быть вызваны естественными слабостями человеческой природы - они как бы обусловлены природой, самим устройством человеческого тела. Гордыня же совершенно беспричинна. Следовательно, она и есть первый грех.
Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «гордость – начало греха», так как «с нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору....Разврат, блуд не так сильно осквернили человека, как гордыня. Почему же? Потому что разврат, хотя он и не заслуживает прощения, может всё же в оправдание сослаться на сладострастие: гордыня же не имеет никакой причины и никакого оправдания, которое могло бы снискать ей хотя бы тень прощения: она есть не что иное, как развращение души, тяжелейшая болезнь, рождённая безумием».
Люди не религиозные, напротив, относятся к гордости, как к чему-то вполне приемлемому и даже похвальному. Для них «быть гордым», «иметь гордость» — значит «ценить себя» и «не унижаться».
Почему же такая разница в отношении к гордыни верующих и неверующих людей? Из-за разницы в мировоззрении.
В первую очередь потому, что гордый человек редко способен к покаянию. Ведь покаяние — это не просто признание своих ошибок, но активное и деятельное исправление их. Преподобный Иоан Лествичник говорит, "что от гордости происходит забвение согрешений, а память о них есть ходатай смиренномудрия".
Во-вторых, если человек не хочет каяться, значит он не видит своих грехов, а если видит, то не считает их чем-то непозволительным. И как следствие, ему не нужен Спаситель, Который взял на Себя грехи мира, для спасения душ человеческих. Но преподобный Иоан Лествичник продолжает о гордости: "Кто пленен гордостью, тому нужна помощь Самого Бога".
ПРИЗНАКИ ГОРДОСТИ
Обидчивость.
Когда человек обижается - это говорит о его скрытой глубокой гордости. Обидчивые люди – это очень гордые, самолюбивые люди. Они даже обижаются на Бога, что Господь чего-то ему не дал. Не дал ему власти, богатства, не дал здоровье, детей, мужа и т. д.
Преподобный Макарий учил принимать обиду, как попущение Божие к наказанию нашему или искусу нашей веры и помнить, что никто не может нанести нам обиды или причинить зла без воли Божией.
Зависть.
Зависть разлагает человека изнутри. Он перестаёт видеть то хорошее, что милостиво ему даёт Господь. Он всё время обращает свой взор на окружающих и всё время жалеет себя, бедного. И даже, когда у него всё хорошо складывается, он не замечает это.
Нежелание прощать или просить прощения, признавая, свои ошибки.
Часто можно слышать : «Почему я первый должен просить прощение, это он (она) виновны», «Ты мне сделал столько боли, что я тебя никогда не прощу».
Сказано в Святом Писании: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать". "Прощайте и прощены будете". К смиренным и умеющим прощать, Бог проявляет Свою большую милость.
Осуждение.
"Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить."(Мф. 7, 1-2)
Свт. Феофан Затворник говорит:…грех осуждения есть плод немилостивого сердца, злорадного, находящего услаждение в унижении ближнего, в очернении его имени, в попрании его чести.
Показная скромность - скрытая гордость говорит:
«Я меньше, чем...», «Я хуже, чем...», «Я страшнее, чем...», «Я бесполезнее, чем кто-то другой». Такая гордость маскируется под скромность и смиренность, хотя таковыми не является.
Паисий Святогорец говорит: "Внешняя гордость заметна и потому легко поддаётся врачеванию. Человека, имеющего внешнюю гордость, можно узнать и по одежде, и по походке, и по разговору. Но бывает, что скажешь ему несколько слов, и он, глядишь, начинает исправляться. А скрытая гордость очень коварна и потому с трудом поддаётся исцелению. Она прячется глубоко, окружающие её не видят, и только опытный человек способен распознать её. Скрытой гордостью страдают, в основном, люди духовной жизни. Внешне они могут казаться смиренными и благочестивыми, а в душе скрывать такую гордость, что будь здоров! Так что, тангалашка может быть одет и в лохмотья...
Люди гнушаются теми, в ком есть внешняя гордость, и этим помогают им исправиться. А те, у кого внутренняя, скрытая, гордость, чтобы от неё избавиться, должны сами возгнушаться собой. Также, если ты даёшь другим право делать тебе замечания, то этим тоже себе помогаешь, потому что скрытая гордость выходит наружу, становится явной, а затем постепенно исчезает."
Раздражительность и гнев
Прп. Лев Оптинский писал: писал о раздражительности:
«Исцеляется она не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением». А Преподобный Макарий предупреждал, что на борьбу с гневом и раздражительностью требуется «много времени, произволения, подвига и труда».
Праведный гнев Спасителя отличается от человеческого тем, что во время злости люди начинают ненавидеть обидчика, а Христос воевал с грехом, но по-прежнему любил грешника.
Брезгливость.
– Геронда, откуда появляется брезгливость?
– А чем ты брезгуешь?
– Да всем, чем угодно.
– Ну, тогда тебе и будет попадаться всё, что угодно. И червячки в яблоках, и жучки в фасоли, и волоски в хлебе…
– Геронда, мне как раз все это и попадается!
– Слава Тебе, Господи. Видишь, как Бог помогает тебе преодолеть эту немощь?
Эгоизм.
Нередко эгоисты прикрываются заповедью «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19: 19). Апостол Павел все заповеди сводит к одной: «люби ближнего твоего, как самого себя», но здесь же вводит преамбулу: «любовью служите друг другу» (Гал. 5: 13, 14). Человек, который служит другому любовью, тем самым являет, что любит и самого себя. Любящий брата своего, которого видит, способен любить и Бога, Которого не видит (см.: 1 Ин. 4: 20). Напротив, эгоист, себялюбец не любит ни Бога, ни брата и живет ради удовлетворения своих желаний.
Самооправдание
Самооправдание — стержень самолюбия. "Самооправдание закрывает духовные очи, и тогда человек видит не то, что есть на самом деле", наставляет Никон Оптинский (Беляев). Великая польза будет для человека тогда, когда он начнет оправдывать других и укорять себя. В таком случае, он будет искать причины всех бед в себе, своих греховных наклонностях, падениях, а не во внешних обстоятельствах и поступках других людей".
Мстительность
Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим.12:19).
Будем просить Господа, чтобы Он помог нам победить эту страсть, дабы очистив души наши покаянием, мы сподобились быть чадами Царствия Небесного и друзьями, а не врагами Бога.
Комментарии 5
«Нам без Врача не справиться с собой,
А душу только скорби и врачуют»