Вопросы исповеди и причастия - одни из самых важных в жизни христианина. Не даром об этом так много писали святые отцы. Но и их трудов нам не хватает в полной мере, чтобы каждый для себя смог ответить на возникшие вопросы. Даже в наше время современные отцы очень по разному относятся к снисхождению в вопросах причастия. Кто-то более строг. А кто-то, наоборот, готов причастить даже без должной подготовки. Во многом отношение ко причастию священства рождает и личный опыт священника и его здоровье. Священник, который сам на себе испытывает болезни, знает, как тяжело даётся подготовка болящих людей. Поэтому и относится он к ним с большим снисхождением. При этом, сами к себе такие отцы могут определять большую строгость, чем к своим прихожанам.
Наверное, многие из нас слышали о таком понятии, как мера поста. Какой же должна быть эта мера, чтобы и здоровью не навредить и не получить для себя на Причастии, вместо благодати Божией суд и осуждение? У преподобного Иоанна Дамаскина есть замечательные слова относительно Причастия: -Господь источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим. Какое замечательное определение! Исходя из него, мы можем сделать вывод, что в основе поста... особенно, поста перед причастием, должна лежать честность и искренность перед Богом. Ни один священник не может знать, на сколько мы больны и на сколько мы сделали всё, что было в наших силах, чтобы подготовиться ко причастию. Он может лишь допустить нас ко причастию, или не допустить. Но мера благодати, получаемой от Бога, зависит от нашего желания быть с Ним. Мы можем просто сказать священнику, что мы больны и получить разрешение на Причастие. Обмана для больного здесь не будет. Но если больной совсем никак не потрудился, чего же он хочет получить от Бога? Да, есть люди, которые совсем прикованы к постели и им уже не до поста. Их пост для Бога - это смирение, терпение и благодарение в скорби. Это особый вид поста, который не доступен здоровым людям. Но, когда мы ещё сами на своих ножках способны дойти до храма ко причастию, каждый из нас должен спросить себя честно: -Что я сделал, чтобы принять сегодня в себя живого Бога? Достаточно ли я сам "приуготовил себя воспринимающим" Тело и Кровь Христовы?
Идя на исповедь, мы снова и снова каемся в одних и тех же грехах. Так могут продолжаться годы, а то и десятилетия. В итоге, как сказал однажды отец Андрей Ткачёв, мы доходим до такого состояния, когда бумажку с грехами можно просто заламинировать, чтобы каждый раз не писать одно и то же. С исповедью, нам, более менее, всё понятно. Но как часто на исповеди мы испытываем покаянное чувство? Как часто наша душа действительно плачет о содеянных грехах? Апостол Пётр трижды отрёкся от Христа, сказав, что не знает своего учителя. Этот поступок стал таким невыносимым для него самого, что всю оставшуюся жизнь он плакал об этом. Он плакал столько, что с годами под его глазами появились борозды от слёз. Иуда, напротив, по гордости своей не смог вынести своё собственное несовершенство. Покаянию он предпочёл самоубийство. Простил бы Господь Иуду, если бы тот раскаялся? Безусловно! Простил бы!
Жизнь среднестатистического христианина чем-то напоминает нечто среднее, между Петром и Иудой. Иногда мы доходим до отчаяния и словами: -Да как же я мог... не далеки от греха Иуды. Но, когда Господь касается нашей души, тут уж из нас льются слёзы Петра. Льются так горячо, что кажется, сам Христос невидимо стоит пред нами в этот момент и утешает нас. Но чаще всего мы похожи на уставших, очерствевших душой, людей, у которых из всех добродетелей осталась только надежда. Надежда на милосердие Божие. Такой человек, у которого проблемы дома и на работе... который весь пребывает в своих мыслях и даже не способен сосредоточиться на словах Божественной Литургии, имеет надежду на слова молитвы... виждь смирение мое, виждь труд мой елик, и грехи вся остави ми. И эти скромные труды человека, пришедшего на богослужение, дают ему надежду на милосердие в отношении себя и тех, за кого он пришёл помолиться. Одно только "Господи, помилуй!" дорогого стоит. Преподобный Паисий Святогорец однажды сказал о спасении бесов следующее: -Если бы они сказали только одно: «Господи, помилуй», то Бог что-нибудь придумал бы для их спасения! Давайте задумаемся над этими словами! Одна только просьба о помиловании могла бы способствовать спасению даже бесов! Что же стоит Богу помиловать человека? Как сказал однажды Давид в одном из своих псалмов: -Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. А потому, будем сокрушаться о грехах своих. Будем, по силам, маленькими шагами идти к Богу. И тогда, Господь, видя наше стремление, обязательно что-нибудь придумает для нашего спасения.
Сергей Кутепов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев