В 1981 году социалистические страны начали осуществлять программу помощи Вьетнаму, пережившего затяжную войну. Одним из направлений стала подготовка рабочих кадров. Вьетнамские мужчины и женщины приезжали в страны содружества, где их обучали государственному языку, работе на предприятиях и предоставляли жилье в общежитии. Летом появились они и в Дружковке.
Для их обучения русскому языку по специальному трехмесячному курсу была заранее отобрана группа учителей, куда попал и я. Мы прошли двухнедельную подготовку на базе Донецкого университета и с 1 июня были готовы к работе. Но вьетнамцы приехали с задержкой, причем было их только 40 человек (4 группы), поэтому я с первым потоком не работал. А вот со вторым пришлось.
В конце сентября прибыло 80 человек, и с 1 октября начались занятия. Проходили они в здании вечерней школы: каждый день по 6 часов, включая субботу. В то время в школе тоже была шестидневка (на пятидневку мы перешли только в начале 90-х). Мой рабочий день складывался так: к 8 утра я должен был добраться с 10 микро в школу, провести 4-6 уроков и все, что наметил с классом как классный руководитель, а в 14.00 надо было быть в вечерней школе. Домой я возвращался поздно вечером – и так 6 дней в неделю три месяца подряд. Благо, жена находилась в декрете со вторым ребенком.
Работать с вьетнамцами было интересно. Несмотря на огромную несхожесть языков и другие, вполне понятные сложности, они отличались трудолюбием и большой исполнительностью. Я мог сравнить их с нашими учениками… На занятиях сложилась хорошая атмосфера, и, конечно, мы нередко выходили за рамки учебной программы.
В ноябре я предложил им познакомиться с нашей школой и моим классом. Они делегировали несколько человек. Встреча получилась интересной и тёплой, а потом мы сфотографировались у памятника А.Зубареву.
С 1 декабря (на месяц раньше положенного) эти группы вьетнамцев начали работать на машзаводе – по просьбе руководства предприятия, так как завершался год и нужен был «план любой ценой»… Они приходили на занятия уставшие, не всегда успевшие выполнить домашнее задание, зато с новым словарным запасом…
- Учитель, что такое самогон?
- Ну, это типа водки, только сделанной дома, - объясняю я, краснея и путаясь.
- А почему его пьют на работе?
- Такого не может быть! – пытаюсь я спасти честь всего развитого социализма.
- Пьют! Возле станка пьют!
- Ну, значит, мастер не видел, - выстреливаю я последний патрон.
- Мастер с ними пил!
… Теперь вы, наверное, поймете, почему каждая новая партия вьетнамцев (а мне потом еще дважды приходилось их учить) относилась к обучению все прохладнее.
Ну, а та, первая группа, пригласила моих детей на выпускной вечер. Мы в классе решили делегировать самых лучших, кто хорошо себя проявил за последнее время. Несмотря на мою сумасшедшую загруженность, жизнь класса была полнокровной, как и раньше: мы продолжали бить рекорды по сбору макулатуры, проводили тематические недели и т.д. Так что выбирать было из кого.
Дети, конечно, пришли в парадной школьной форме.
А вьетнамцы в комнате, где у нас проходили занятия, подготовили угощение. На столе лежала гора семечек, стояло несколько бутылок пива и что-то к чаю. От полноты душевной они стали наливать в стаканы пиво и предлагать моим нарядным шестиклассникам и шестиклассницам… Те морщились, кривились и вопросительно поглядывали на меня… А я просто оторопел и не знал, как сказать повежливее, чтобы не разрушить «дружбу народов»…
-А-а, понятно! – сообразил один из вьетнамцев и стал насыпать в пиво сахар: – Вкусно! – убеждал он…
Но, конечно, никто - даже под «страхом международного конфликта» - не прикоснулся… Впрочем, это было всего лишь небольшое недоразумение, а сам вечер прошел очень душевно, как и должно быть среди хороших людей, искренно желающих друг другу добра.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5