2-3 декабря 1989 года на Мальте - острове рыцарей Мальтийского ордена крестоносцев - состоялась во многих смыслах историческая встреча тогдашнего президента США Джорджа Буша с генсеком ЦК КПСС, председателем президиума Верховного совета СССР Михаилом Горбачевым. Она освещалась очень широко, но почти никто из журналистов даже не подозревал, что переговоры лидеров двух великих государств проходили совсем не в том антураже, который заранее обуславливался, что из протокола выпал важнейший ритуал, предназначенный для ознаменования конца "холодной войны". И уж тем более никто не догадывался - почему.
Сейчас ни для кого не секрет, что мальтийский саммит стал основой последующих предательских внешнеполитическоих уступок руководства Советского Союза. Именно там были достигнуты принципиальные договоренности по невмешательству СССР в дела восточноевропейских стран, согласие на объединение Германии и уступки СССР в отношении прибалтийских республик, обговорена капитуляция клики Горбачева в «холодной войне». В ответ американский лидер ограничился лишь устной поддержкой проходившей в СССР перестройки (которая, как теперь известно, вскоре завершилась перестрелкой).
Мне довелось быть в те дни, что называется, за кулисами переговоров. Многие скрытые от посторонних глаз нюансы запечатлелись в памяти. Хотя, должен подчеркнуть сразу, большинство из нас тогда даже не догадывалось о предательском характере этого мероприятия.
Пришли мы к Мальте на ракетном крейсере "Слава" - гордости Черноморского флота. Там уже находился американский крейсер УРО (управляемое ракетное оружие) "Белкнап". Вместе с ним нашему кораблю предстояло обеспечить военную охрану переговоров. Более того, по плану, крейсера должны были стать и местом их проведения.
По заранее достигнутой договоренности, высокие стороны собирались "дружить кораблями" - первый день встречи провести на "Славе", второй - на "Белкнапе". Для этого на нашем крейсере были подготовлены каюты с заранее выгравированными табличками "М.С.Горбачев", "Дж. Буш". Во время перехода Севастополь - Мальта на "Славе" работала группа охранников генсека ЦК КПСС. А за сутки до начала переговоров на корабль прибыла охрана президента США. Всего на крейсере было размещено более 70 прикомандированных.
"Слава" и "Белкнап" стояли на якорях в небольшой бухточке Марсашлокк. Неподалеку ошвартовался у причала советский теплоход "Максим Горький". На рейде бухты дрейфовал наш сторожевой корабль "Пытливый". Для противодиверсионной защиты "объединенной эскадры" были задействованы боевые пловцы. Все эти "военно-морские излишества" вызвали у журналистов искреннее недоумение. В местных газетах варьировалась тема: Горбачев, прибывающий на Мальту, чтобы, в частности, выклянчить у Буша экономическую помощь, не пожалел средств на переход сюда двух боевых кораблей и комфортабельного теплохода. В то время как "богатенький" американец экономно ограничился одним крейсером. Издевкам подвергалось в прессе строительство и некой странной автострады: советские дорожные рабочие клали асфальт от трапа "Максима Горького" до ближайшего шоссе, ведущего в Ла-Валетту - столицу Республики Мальта. Бессмысленность этого мероприятия заключалась в том, что остров представляет собой сплошную скалу, и гладко вырубленные в ней подъезды к причалу совершенно не требуют никакого покрытия.
Первым на Мальту прибыл Буш - почти за сутки до начала переговоров. С аэродрома он на вертолете перебрался на "Белкнап". Там пробыл не более получаса. В бинокль мы увидели, как президент США, которому в то время было уже под семьдесят, вышел на вертолетную палубу, занял место первого пилота в винтокрылой машине и поднял ее в воздух. Вскоре "стрекоза" скрылась за горизонтом. Через несколько часов по каналам разведки ВМФ пришло сообщение: Буш перелетел на авианосец, несущий боевую службу в Средиземном море, вручил лучшим летчикам и морякам награды. Лично пилотируя вертолет, он вечером возвратился на "Белкнап". Там и заночевал.
Горбачев прилетел во второй половине того же дня, сел вместе с неразлучной Раисой Максимовной в специально доставленный из Москвы транспортным самолетом лимузин и отбыл в заранее забронированные роскошные апартаменты. После отдыха высокая партийная чета отправилась в какой-то средневековый замок. Как выяснилось позже, там генеральный секретарь ЦК КПСС удостоился быть награжденным Орденом мальтийских рыцарей.
Ночью на "Славе" произошли события, посрамившие и советскую, и американскую спецслужбы, но высоко поднявшие сегодня в моих глазах политическую интуицию простого советского матроса. Около пяти утра я проснулся от шума, доносившегося с внутренней палубы. Бросился туда и увидел такую картину: стоит строй сменившихся с вахт моряков, а перед ними бегает, сверкая глазами, старший помощник командира корабля и выкрикивает одну и ту же не слишком светскую фразу: "Кто наблевал в каюте товарища Буша!?"
В каютах, предназначенных для лидеров государств, холодильники были забиты всяческими яствами и напитками. Кто-то из матросов решил, видимо, продегустировать то, чем собирались потчевать американского вождя. И то ли переборщил, то ли с отвращением отнесся к американскому пойлу. Как раз в это время поднялся сильный ветер. "Славу" чуть не сорвало с якоря (чудом удалось зацепиться за грунт еще одним), и матрос "траванул"... Остается загадкой, как две самые крупные спецслужбы мира, охранявшие каюты, были обведены вокруг пальца простым советским моряком. Насколько знаю, фамилию его так и не выявили.
Помню, представители спецслужб бегали по кораблю и искали какой-либо сильнодействующий дезодорант, чтобы перебить "русский дух" в американских апартаментах. Но вскоре выяснилось, что это уже ни к чему.
По каналам спецслужб, тогдашнему министру иностранных дел СССР Шеварнадзе передали информацию о случившемся. Тот «обработал» своего шефа, в смысле того, что на крейсер не стоит идти из-за непогоды. Михаил Сергеевич, действительно увидев утром ветровую рябь на поверхности бухты, передал по радио Бушу просьбу в связи с опасностью надвигающегося «шторма» не проводить встречу на кораблях, а посекретничать в комфортабельных условиях ошвартованного у причала "Максима Горького". Так и пошло дело. Буш на катере курсировал, несмотря на шторм, между "Белкнапом" и "Максимом Горьким", а Горбачев поджидал его на трапе лайнера. После чего лидеры удалялись на переговоры.
В день отбытия высоких лиц экипаж "Славы" в парадной форме был выстроен на верхней палубе. Ветер уже стих, и командиры, политработники подбадривали разочарованных невниманием Горбачева подчиненных: "Перед вылетом Михаил Сергеевич обязательно посетит крейсер". Но вот генеральный секретарь, поддерживая под локоток Раису Максимовну, ступил на трап "Максима Горького". К трапу подали лимузин. В строю военных моряков послышался негромкий ропот. Кому не ясно, что на лимузине до крейсера не доберешься? Горбачев, даже не глянув в сторону охранявшего его корабля, юркнул в черный "броневичок" и укатил.
Чуть раньше от другой сходни "Максима Горького" отчалил катер президента США. Он обошел вокруг "Славы". Буш с интересом осмотрел корабль, поднял большой палец в знак восхищения. Передал по радио благодарность за обеспечение переговоров и выразил огорчение, что без Горбачева не имеет права, по этикету, посетить столь доблестный корабль. Через несколько лет мне случилось общаться с бывшим начальником штаба правительственной охраны Валерием Величко. Вспомнили и мальтийский эпизод. "Неужели никто из окружения не мог подсказать Михаилу Сергеевичу, - спросил я, - что к собственному флоту следовало бы отнестись поприветливее?" - "Подсказывали! Адмиралы Чернавин, Селиванов просили хотя бы по радио связаться с командиром "Славы" или помахать экипажу рукой, как это сделал Буш. Не убедили. Зато он не преминул поблагодарить мальтийского главнокомандующего, пошутив при этом в своем стиле: "А вы свои вооруженные силы сокращать не собираетесь?.."
Для информации: Мальта - демилитаризованный остров, на нем не наберется и тысячи военнослужащих.
* * *
В моем личном архиве сохранилось немало интересного, связанного с обеспечением этого мероприятия советским ракетным крейсером «Слава» и американским крейсером «Белкнап».
В том числе - заполненные бланки радиограмм с репортажами в газету «Красная звезда», которые так никогда и не были опубликованы. Дело в том, что руководители редакции настолько боялись сказать чего-либо лишнего, что ставили в газетный номер только тассовские информации о встрече, хотя на ней присутствовал спецкор этой газеты. Вот эти радиограммы.
КОМПАС, ДЛЯ РЕДАКЦИИ «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ»
Передаю первую часть материала «Крейсер «Слава»: курс — на Мальту». Абз. 24 ноября в 9 часов 45 минут ракетный крейсер «Слава» под флагом начальника штаба Черноморского флота вице-адмирала В.Селиванова отошел от Севастопольского причала и взял курс на Мальту. Впервые в истории Советского Военно-Морского Флота военный корабль станет местом переговоров на высшем уровне. 2 и 3 декабря на нем, а также на американском крейсере «Белкнап», состоится встреча Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Верховного Совета СССР М.С. Горбачева и президента США Дж. Буша. Абз. Перед выходом в море на «Славе» состоялся митинг. Выступая на нем, член военного совета — начальник политуправления Черноморского флота вице-адмирал В.Некрасов (В.Некрасов) пожелал морякам успешного выполнения исторической дипломатической миссии. Командир ракетного крейсера капитан 2 ранга В.Лесной (В.Лесной) доложил, что экипаж полностью готов к решению ответственной задачи. За этим докладом — напряженный труд не только экипажа крейсера, но и всего флота, готовившего один из своих лучших кораблей к необычной и чрезвычайно почетной роли. Абз. И для неё крейсер «Слава» выбран не случайно. Корабль — молод. Ему всего семь лет. Но экипаж его зрел. В 1985 году он награжден Вымпелом министра обороны «За мужество и воинскую доблесть». В прошлом году объявлен отличным. Все учебно-боевые задачи выполняет только с высшим баллом. За семь лет службы корабля 39 его моряков удостоились государственных наград. Немаловажное значение имеет и то, что только в нынешнем году на его борту побывало около тридцати зарубежных официальных и неофициальных делегаций и гостей. Абз. Но даже такому подготовленному экипажу многие вопросы в этот раз приходилось решать впервые. Абз. — Что касается чисто морского обеспечения этого необычного похода, — рассказал старший политработник отряда кораблей заместитель начальника политуправления Черноморского флота контр-адмирал О.Алексеев (О.Алексеев), — то здесь сложностей не было, оно отработано давно. А вот как все организовать так, чтобы руководителям двух государств и делегациям хорошо работалось, об этом пришлось позаботиться. Корабль есть корабль. Здесь даже элементарный комфорт не всегда предусмотрен. Для М.С. Горбачева и Дж. Буша подготовили флагманские каюты. Беседовать, как говорится, наедине (в присутствии лишь двух переводчиков) они будут в флагманском салоне. Переговоры в составе делегаций будут проходить в кают-компании офицерского состава. В помещениях обновлен интерьер. Например, в кают-компании оборудовали новый, более широкий стол, чтобы удобно было вести переговоры. Переборки украсили картинами флотского художника капитана 2 ранга В.Князева. В одном из боевых постов установили аппаратуру правительственной связи. Заготовили специальные сувениры и для высоких гостей, и для представителей делегаций, и для журналистов. На флоте выпущен значок «Мальта-89» с силуэтами «Славы» и «Белкнапа». Большое внимание уделили подготовке вестовых, ведь им впервые предстоит обслуживать делегации такого высокого уровня. Немало забот было и с размещением прикомандированных, которые обеспечивают переговоры. Их на корабле более семидесяти. Так что корабельным офицерам, проявляя традиционное флотское гостеприимство, пришлось отдать свои каюты гостям, перейти на боевые посты и в кубрики. Готовясь к походу, моряки подустали. Сейчас, когда мы вышли в море, командование отряда решило дать суточный отдых всем свободным от вахт. А затем на переходе к Мальте будем продолжать отрабатывать организацию обеспечения переговоров. Абз. Капитан первого ранга Сергей Турченко.
КОМПАС ДЛЯ РЕДАКЦИИ «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ»
Передаю материал «Крейсер «Слава» прибыл на Мальту». Абз. 28 ноября утром ракетный крейсер «Слава» прибыл на Мальту и бросил якорь в бухте Марсашлокк (повтор – Марсашлокк). Здесь стоит теплая погода. Температура воздуха плюс 21-22, воды 18-19. Облачно. Чуть раньше в бухту вошли американский крейсер «Белкнап», а также советский теплоход «Максим Горький», где планируется развернуть резиденцию М.С. Горбачева, прибытие которого на Мальту ожидается вечером первого декабря. Абз. На «Славе» все готово к проведению здесь советско-американских переговоров на высшем уровне. Во время перехода по Черному, Мраморному, Эгейскому, Ионическому, Средиземному морям экипаж продолжал отрабатывать элементы обеспечения этого важнейшего политического мероприятия. Необычных хлопот у командования отряда и личного состава в эти дни чрезвычайно много. Нужно, как говорится, предусмотреть все, а совета спросить не у кого, так как флот впервые выполняет такую почетную и ответственную задачу. Командир отряда кораблей начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.Селиванов и старший политработник заместитель начальника политуправления флота контр-адмирал О.Алексеев вникают во все детали подготовки, ибо нет среди них второстепенных. Отработаны почетный караул и оркестр, проведены десятки тренировок с командами катеров, которым предстоит доставлять с берега глав государств и членов делегаций на борт корабля. На случай штормовой погоды предусмотрен вариант, когда «Слава» подойдет к одному из мальтийских причалов. Подготовлены для переговоров кают-компания и флагманский салон, а также каюты для высоких гостей и членов делегаций. Абз. Группа офицеров правительственной связи, находящаяся на корабле с начала похода, установила рядом с флагманским салоном специальную аппаратуру, позволяющую через спутник связаться практически с любой точкой земного шара. Абз. Группа охранынашего государственного лидера на переходе морем отрабатывала свои вопросы, чтобы исключить любую случайность. За сутки до начала переговоров на «Славу» прибудет группа из охраны президента США, у которой тоже будут здесь свои заботы. Абз. Отработаны на ракетном крейсере и другие совершенно новые для флота расписания, например, по организации официального завтрака глав государств и делегаций, по размещению и обеспечению работы экспертов (их 2 декабря придет на корабль более пятидесяти), советских и иностранных журналистов, которых предположительно будет более ста. Для них необходимо предоставить интересующую информацию, организовать связь с редакциями, обеспечить хотя бы элементарные бытовые условия. Словом, предусмотреть и проработать пришлось многое. Абз. Когда «Слава» и сопровождающий её СКР «Пытливый» прошли Босфор, на связь с командиром отряда вышел главнокомандующий ВМФ адмирал флота В.Чернавин. Он подробно расспросил о ходе плавания и подготовки к обеспечению переговоров, хотя перед выходом кораблей лично проверил их готовность. Адмирал флота В.Чернавин передал просьбу американской стороны пораньше прибыть в точку рандеву с крейсером «Белкнам», чтобы экипажи имели возможность встретиться, побывать друг у друга в гостях, ближе познакомиться. Это тоже важная форма народной дипломатии. Наш отряд увеличил ход и на сутки раньше намеченного прибыл к Мальте. Было организовано взаимное посещение кораблей советскими и американскими моряками. Абз. При первой же возможности я отправился на берег. И сразу же почувствовал, что Мальта живет ожиданием советско-американской встречи на высшем уровне. На улицах Валлетты можно увидеть советские и американские государственные флаг, фотографии лидеров наших стран, плакаты с приветственными надписями. Абз. Несколько слов о Республике Мальта. Это государство, занимающее группу островов в центральной части Средиземного моря в 90 километрах к югу от острова Сицилия. Население 333 тысячи человек, главным образом мальтийцы. Столица — Валлетта (15 тысяч человек). Официальные языки мальтийский и английский. Большинство населения католики. Дипломатические отношения с СССР установлены 26 июля 1967 года. В октябре 1981 года во время визита в Валлетту советской правительственной делегации стороны обменялись памятными записками, составляющими соглашение о признании, уважении и поддержке Советским Союзом статуса Республики Мальта как нейтрального государства, проводящего политику неприсоединения. У СССР с Мальтой взаимные деловые связи. Мы поставляем сюда нефть и нефтепродукты, суда и судовое оборудование, цемент. Мальта экспортирует в СССР товары широкого потребления — швейные изделия и трикотаж. На мальтийских верфях ремонтируют советские суда. На судостроительном заводе «Мальта шипбилдинг» (повтор – «Мальта шипбилдинг») по заказу СССР построено восемь лесовозов. Абз. Отношения между СССР и Мальтой, по оценке премьер-министра Э.Ф. Адами (повтор — Э.Ф. Адами), развиваются вполне удовлетворительно. Начало цитаты. «Политика моего правительства состоит в том, чтобы продолжить их развитие, — сказал он в интервью. — Мы целиком поддерживаем инициативы, направленные на упрочение мира, в частности, мира в Средиземноморье. Если бы Средиземное море могло освободиться от всех иностранных флотов, это было бы не только приемлемо для нас — мы полностью за это». Конец цитаты. Абз. Э.Ф. Адами неоднократно подчеркивал, что Мальта не вступит ни в какие военные союзы, не предоставит своей территории никаким военным объектам. И тем не менее сегодня в её территориальных водах, несмотря на противодействие этому решению со стороны правительственной оппозиции, находятся военные корабли СССР и США. Такое исключение сделано благодаря мирной миссии, которую им предстоит выполнить, обеспечивая переговоры руководителей двух великих держав. Абз. Мне удалось с помощью военных переводчиков капитана 2 ранга В.Пермякова и капитан-лейтенанта А.Черноморченко (повтор В.Пермяков, А.Черноморченко) взять короткие интервью у первых же мальтийцев, с которыми мы встретились. Абз. — Испытываю чувство удовлетворении и гордости, что переговоры такого высокого уровня будут проходить на советском и американском кораблях близ берегов Мальты, — сказал Пол Галья. — Искренне желаю, чтобы они стали важной вехой на пути к миру на нашей планете, взаимопониманию между народами. Абз. — Народ Мальты традиционно миролюбив и гостеприимен, — высказал свое отношение к переговорам Ант Милья. — Пусть встреча здесь, у наших берегов президентов Горбачева и Буша послужит делу разоружения и разрядки, в частности, в Средиземноморье. Именно таких итогов мы ждем от советско-американских переговоров на высшем уровне. Абз. Итак, 2 декабря на борт «Славы» поднимутся М.С. Горбачев и Дж. Буш. Весь мир ждет добрых результатов от их встречи. Абз. Капитан первого ранга С.Турченко, спец. корр. «Красной звезды». Абз. Валлетта.
КОМПАС ДЛЯ РЕДАКЦИИ «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ» КУЗАРЮ
Передаю материал «Слава» – «Белкнап»: впервые вместе» под рубрику «Репортаж с американского крейсера». Абз. «Красная звезда» уже рассказала о том, как идет подготовка к обеспечению советско-американских переговоров на высшем уровне на ракетном крейсере «Слава». Наш корреспондент, аккредитованный на Мальте, побывал на американском крейсере «Белкнап», который впервые со дня своего существования выполняет общую задачу совместно с советским кораблем. Публикуем его репортаж. Абз. Когда»Слава» вошла в бухту Марсашлокк, крейсер»Белкнап» уже стоял здесь на якорях в двух кабельтовых от причала, у которого пришвартовался советский теплоход «Максим Горький» — предполагаемая резиденция М.С, Горбачева на период переговоров. Наш ракетный крейсер стал на якоря рядом с «Белкнапом». Едва ли не весь американский экипаж вышел на верхнюю палубу, чтобы поприветствовать советских моряков. С берега «Славу» приветствовали многочисленные группы мальтийцев, вокруг крейсера сновали катера с телерепортерами на борту. Абз. «Слава» и «Белкнап» не раз встречались в Средиземном море при выполнении каждый своей задачи. И это было олицетворением того, что можно охарактеризовать одним словом — противостояние. И вот впервые у них единая, сугубо мирная цель. Чтобы как можно лучше ее осуществить, нужно скоординировать действия, спланировать совместные мероприятия. Для этого, как только «Слава» стала на якоря, группа офицеров штаба Черноморского флота отправилась на катере на «Белкнап». С ними довелось побывать на крейсере и мне. Абз. У трапа нас встретил старший помощник капитана Дж. Декавеч. После взаимных приветствий мы побеседовали с командиром капитаном первого ранга Джоном Ф. Сиглером. Он сказал:
— На нас большое впечатление произвел ваш крейсер, мне хотелось бы побывать на нем, посмотреть, познакомиться с моряками. Мы гордимся, что участвуем в обеспечении встречи наших лидеров, надеемся, что она послужит дальнейшему сближению СССР и США.
Сиглер также рассказал, как будет проходить церемония:
— Когда Горбачев подходит на катере, склянки отбивают 8 ударов (это обозначает, что к кораблю подходит президент). Как только его нога ступит на борт, еще удар склянок и по трансляции объявление: Председатель Верховного Совета СССР. У борта строй почетного караула, для США традиционно 8 человек (у нас 40). Горбачев обходит строй, в конце которого стоит командующий Шестым флотом США вице-адмирал Т.Д. Вильямс и президент Буш. Командир приветствует Горбачева вначале. А потом Горбачев здоровается с Вильямсом и Бушем. Оркестр играет гимны США и СССР. Г. и Б. уходят в кают-компанию, где пройдут переговоры делегаций, а затем удаляются в флагманский салон, где остаются для переговоров один на один. Если бы мне пять лет назад сказали, что я буду на своем корабле принимать и дружески беседовать с советскими офицерами, я бы подумал, что со мной не очень умело шутят. Очень приятно, что мы пришли к этому. Хочется верить, что отношения наши еще более углубятся.
— Были ли в городе?
— Да. Я был два часа в воскресенье. Все было закрыто, но понравилась старина. Мы американцы очень любим старину. Город маленький, уютный. Советуем посмотреть. А вообще некогда. Готовимся. Давайте посмотрим помещения, где будут проходить переговоры. Правда, их нужно еще готовить. Но общее впечатление можно получить.
— Наш «Максим Горький» пришел, а из США, что, лайнера не планировалось?
— Наши лайнеры все на Гавайях (смеётся).
Командир американского корабля передал нашей делегации справочные материалы. Вот некоторые.
Вице-адмирал Т.Д. Вильямс, командующий Шестым Американским флотом.
Родом из Вильмингтона, штат Северная Каролина. Окончил Военно-морскую академию в 1958 году. Его первое назначение было на корабль «Спростон». В марте 1960 года поступил в школу подводного плавания в Гротоне, штат Коннектикут, а затем в Военно-морское училище по атомным реакторам. Его первым назначением после обучения была подлодка «Этан Ален», затем последовали другие назначения, такие как: подлодка «Шарк» в качестве офицера по электромеханической боевой части; штаб командующего атлантическими подводными силами; старший помощник командира подлодки «Рэй». В 2970 году он начал работать под командованием адмирала Риковера в качестве помощника по делам подводного состава. В июле 1972 года принял командование над подлодкой «Флаинг Фиш». За это время корабль был отмечен четырьмя наградами за отличную службу и высокую квалификацию.
Затем он служит в штабе Атлантического подводного флота и впоследствии командующим 16-й подводной эскадры. В течение июня 1979 года вся эскадра под его командованием совершила поход из порта Рота, Испания, в Кингс Бэй, штат Джорджия. После произведения в адмиралы он был назначен командиром военно-морской базы в Сиэтл, штат Вашингтон. Затем он служил командующим ВМС по набору военнослужащих и позже командующим Второй группы подводных лодок в Гротоне, штат Коннектикут. Он принял командование Шестым Американским флотом в августе 1988 года.
Капитан Джон Ф.Сиглер
Капитан Джон Ф.Сиглер родился в Ричмонде, Виргиния, и рос недалеко от Филадельфии, Пенсильвания. Он окончил Военно-морскую академию с отличием 8 июня 1966 года. Первое назначение капитана Сиглера было в качестве офицера по ракетной части на корабле «Джон Кинг». После окончания Станфордской инженерной школы он был назначен офицером по боевой части на корабле «Фрэнсис Гамонд». Затем служил в качестве старшего помощника командира корабля «Рэмси». Благодаря знаниям в области финансов, он в 1980 году был назначен в столицу Вашингтон в качестве специалиста по финансовым вопросам при министре обороны США. В ноябре 1984 года капитан Сиглер стал командиром корабля «Ризонер». Под его командой этот корабль был отмечен как самый лучший по противолодочной борьбе и по мерам безопасности вертолетов на Тихоокеанском флоте. Затем капитан Сиглер стал помощником начальника штаба по плановым и уставным вопросам. 3 июня 1989 года он был назначен командиром корабля «Белкнап». Капитан Сиглер женат на Гэйл Фрид (девичья фамилия) из Флауртауна, Пенсильвания. У них есть дочь, которую зовут Брук. Она сейчас студентка университета Джеймс Мэдисон в Гаррисонбурге, Виргиния.
Корабль USS BELKNAP
USS BELKNAP (CG-26) — это уже второй корабль, которому довелось носить это имя. Первый корабль (DD-215), был спущен со стапелей в 1919 году и назван в честь контр-адмирала Джорджа Евгения Белкнапа. Корабль был выведен из эксплуатации ВМС в 1922 году, однако опять введен в строй в 1940 году. Во время Второй мировой войны корабль принимал участие во многих операциях в Тихом океане. Корабль был поврежден в начале 1945 года японским самолетом и окончательно выведен из эксплуатации в конце 1945 года (после войны). Настоящий же корабль «Белкнап» был построен на судостроительном заводе в штате Мэйн и передан ВМС 4 ноября 1964 года. Этот корабль являлся первым ракетным фрегатом нового типа с управляемыми ракетами и был назван в честь контр-адмирала Джорджа Е.Белкнапа и его сына, контр-адмирала Джорджа Е. Белкнапа и его сына, контр-адмирала Реджинальда Р.Белкнапа. В 1975 году корабль был переоборудован в ракетный крейсер и причислен к Шестому американскому флоту. Ночью 22 ноября 1975 года корабль был серьезно поврежден при столкновении с авианосцем «Джон Ф.Кеннеди». Корабль «Белкнап» был списан и отбуксирован на судоверфь в Филадельфии, где подвергся генеральному ремонту и модернизации и вступил в строй 10 мая 1980 года. В 1985 году на корабль пал выбор стать флагманом Шестого американского флота. Для этой цели корабль переоснащался на судоремонтном заводе в Норфолке до февраля 1986 года.
Корабль оснащен четырьмя паровыми котлами, с общей мощностью в 85 тысяч лошадиных сил, и двумя гребными винтами. Корабль развивает скорость более тридцати узлов. На корабле имеются радиолокаторы дальнего радиуса действия, а также гидроакустические приборы, корабельная система обработки информации по тактической обстановке (NTDS — Naval Tactical Data System), современная система связи, ракеты дальнего радиуса действия «Стандарт» и «Гарпун», противолодочные снаряды (ASROC), пятидюймовые орудия, а также два комплекта ПВО ближнего радиуса действия.
Корабль «Белнап» был назван в честь контр-адмирала Джорджа Евгения Белнапа.
Служебная карьера Белнапа-первого длилась 47 лет. Он начал службу кадетом в 1847 г. и закончил уходом в отставку в возрасте 62 лет. Во время службы он выполнял поручения в Африке, Южной Америке и на Дальнем Востоке. Он также участвовал в боевых операциях во время Американской Гражданской войны.Затем он принимал участие в обеспечении топографических работ Панамского канала, а также внес ценный вклад в гидрографические исследования Тихого океана. Его сын Реджинальд Р.Белнап окончил Морскую Академию в 1891 году. Его военная карьера длилась 36 лет, вплоть до ухода в отставку в 1926 году.
Во время Первой мировой войны он служил командующим Первой эскадры минных заградителей.
Затем мы прошли по каютам. Каюта для Горбачева — каюта НШ. Во всех каютах семейные фотографии на столиках, на стенах, нигде не видно портретов руководителей страны и партий. Коллекции, любимые вещи, у Вильямса — портрет любимой собаки, сабля, мушкет. У НШ — коллекция собственных фуражек с надписями должностей, на которых служил. Абз. С капитаном и офицерами «Белкнапа» мы расстались уже поздней ночью, условившись встретиться на следующий день на «Славе». Предстоит еще согласовать множество вопросов для успешного выполнения общей задачи по обеспечению встречи на высшем уровне наших лидеров. Абз. Капитан первого ранга С.Турченко, спец. Корр. «Красной звезды», о. Мальта. Абз. Передано по радио. Абз. Повторяю для сверки фамилии: Дж.Декавеч, Т.Д. Вильямс, Джон Ф.Сиглер, «Джон Кинг», «Френсис Гаммонд», «Рамси», «Ризонер», Арлей Бьюрке, Гэйл Фрид, Брук. Абз. Следующий материал передам в пятницу утром. О первом дне переговоров — к четырнадцати в субботу. Сможет ли Максимова его принять? Передавать ли о втором дне в воскресенье? Будем ли выходить на понедельник? Прошу сообщить по адресу: Компас, Слава, для Турченко.
СРОЧНАЯ КОМПАС ДЛЯ РЕДАКЦИИ «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ»
Передаю информацию «Мальта накануне переговоров». Абз. (1 декабря. От наш. спец. корр.) Сегодня в 22 часа по местному времени на Мальту ожидается прибытие М.С, Горбачева. Дж. Буш уже здесь. Утром 2 декабря лидеры двух государств встретятся вначале на ракетном крейсере «Слава», а во второй половине дня на американском крейсере «Белкнап» состоится официальный обед. 3 декабря переговоры продолжатся на «Белкнапе», здесь же М.С. Горбачев и Дж.Буш выступят с совместным заявлением для печати. Во второй половине дня на теплоходе «Максим Горький» планируется пресс-конференция М.С. Горбачева. Абз. Мальта бурлит и волнуется в ожидании советско-американской встречи на высшем уровне. На остров один за другим садятся самолеты различных авиакомпаний мира. Уже более двух с половиной тысяч журналистов прибыли в Валлетту, наверное, не меньшее число экспертов и политиков. Телевизионной техникой напичканы пресс-центр, который разместился в Морском клубе Валлетты, а также «Слава», «Белкнап», «Максим Горький». Улицы мальтийской столицы украшены тысячами флагов СССР, США, Республики Мальта. Для местного телевидения, радио, газет предстоящая встреча — тема номер один. Мальтийская «Таймс» в редакционной статье оценивает встречу М.С. Горбачева и Дж. Буша как историческую. «Она, — предполагает газета, — ознаменует собой фактическое завершение периода «холодной войны» и продемонстрирует решимость двух стран предпринять практические шаги на пути к решению европейских и международных проблем». Абз. Вчера мальтийская пацифистская организация вручила свои памятные медали послу СССР на Мальте В.Я. Плечко и послу США С.Д. Новецки для передачи в адрес М.С. Горбачева и Дж. Буша. Оба лидера награждены медалями «Лаборатория мира» в знак признательности за их стремление к избавлению человечества от угрозы войны. Члены Исполкома Лиги молодых специалистов Мальты во главе с ее президентом К.Аджусом передали в советское и американское посольства белых голубей. Предполагается, что эти голубы будут выпущены М.С. Горбачевым и Дж. Бушем перед началом встречи в качестве мирного эпиграфа к переговорам. Абз. Общество мальтийско-советской дружбы в приветственном обращении к М.С. Горбачеву выразило уверенность в том, что предстоящая встреча послужит делу улучшения взаимопонимания и расширения сотрудничества между народами. В обращении выражается надежда на то, что это событие станет еще одним шагом на пути к уничтожению ядерного оружия, сокращению обычных вооружений и вывода иностранных военных флотов из Средиземноморья. Абз. С раннего утра до поздней ночи гудит как улей пресс-центр в Валлетте, в котором предоставлены рабочие места всем прибывшим журналистам. Здесь ежедневно проводятся брифинги. Мне довелось побывать на одном из них, в котором участвовали известные советские политологи и эксперты. Отвечая на вопрос о перспективах встречи у берегов Мальты, академик Арбатов сказал:
— Мне кажется, что время выдвигает особенно серьезные треб
#ссср
Комментарии 7
Встречало едва ли не все население главного острова. Президент и премьер во дворце Республики устроили торжественный прием… Но погода явно обещала испортиться. К счастью, Горбачев загодя на этот счет обеспокоился: еще в Москве распорядился подогнать к берегам Мальты не только крейсер «Славу», но и огромный пассажирский теплоход «Максим Горький», курсировавший в Средиземном море. Он должен был выполнять роль гостиницы для делегации и сопровождающих – по удачному прецеденту с подобным кораблем «Георг Отс» в Рейкьявике. Попрощавшись с мальтийскими хозяевами, мы сразу же направились туда, на весьма комфортабельный «борт».
Проснулись мы под рев и грохот мощного шторма. В иллюминатор было видно, как стоявший неподалеку наш ракетоносец «Слава» и – чуть поодаль – американский крейсер «Белкнап» кидало из стороны в сторону как утлые суденышки. О переговорах там не могло быть и речи. Горбачев позвонил Бушу и предложил проводить всю встречу на те...Ещё1 декабря вечером мы прилетели из Милана в Валетту.
Встречало едва ли не все население главного острова. Президент и премьер во дворце Республики устроили торжественный прием… Но погода явно обещала испортиться. К счастью, Горбачев загодя на этот счет обеспокоился: еще в Москве распорядился подогнать к берегам Мальты не только крейсер «Славу», но и огромный пассажирский теплоход «Максим Горький», курсировавший в Средиземном море. Он должен был выполнять роль гостиницы для делегации и сопровождающих – по удачному прецеденту с подобным кораблем «Георг Отс» в Рейкьявике. Попрощавшись с мальтийскими хозяевами, мы сразу же направились туда, на весьма комфортабельный «борт».
Проснулись мы под рев и грохот мощного шторма. В иллюминатор было видно, как стоявший неподалеку наш ракетоносец «Слава» и – чуть поодаль – американский крейсер «Белкнап» кидало из стороны в сторону как утлые суденышки. О переговорах там не могло быть и речи. Горбачев позвонил Бушу и предложил проводить всю встречу на теплоходе, который стоял прочно пришвартованный к пирсу. Его тоже качало, но не настолько, чтобы, идя между каютами, хвататься за стенки.
Джордж Буш, служивший во время мировой войны в морской авиации, не счет возможным подвергать «сухопутного» Горбачева опасности «прыгать» с крейсера на крейсер и обратно. Согласился. И сам оба дня ловко проделывал эту операцию. Мы не без восхищения наблюдали, как президент сверхдержавы ловко и быстро скользил по трапу в катер, как катер, то пропадая за гребнем волны, то возникая вновь, приближался к «Максиму Горькому», и Буш спортивно вбегал на палубу. Обратно – таким же образом! взято из https://www.gorby.ru/presscenter/publication/show_152/